Сделай Сам Свою Работу на 5

Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии.





Усыпальницы фараонов 5 и 6 династий сохраняют все основные элементы гробниц царей 4 династии, но намного уступают по размерам, не превышая 70 метров в высоту; сложены из небольших блоков;

однако, стены этих заупокойных храмов и залов стали покрывать цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта.

Увеличивается размер храмов при пирамидах, их архитектурное убранство усложняется.

Именно здесь появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны, и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов. В конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотоса.

Появляется новый вид зданий – т. н. солнечные храмы. Важнейший элемент такого храма – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце.

Скульптура
Стиль сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.



Статуи имеют – однообразные неподвижные позы и условную раскраску

-эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещённые ноги

-у всех статуй одинаково правильно поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты

-тела мужских фигур (иногда они сделаны из светлого камня или дерева) окрашены в красновато-коричневый цвет

Женские фигуры окрашены в жёлтый цвет

-волосы у всех чёрные

-одежды белые

-статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни

-все скульптуры производят впечатление монументальности и строгого спокойствия , несмотря на то, что ясно видно их разновременное происхождение

-причина раннего возникновения египетского скульптурного портрета – необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить.

Канон мешал художнику преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчёркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел



-однако лучшие скульпторы сумели в рамках канона создать ряд подлинно замечательных произведений

-статуя зодчего Хемиуна

-статуя писца Каи

-статуя царского сына Каапера

-они относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета

-художник сумел передать облик определённого человека, со всем своеобразием присущих ему черт лица, формы головы и фигуры

--в то же время это образы, созданные путём отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определённого обобщения

-говоря о скульптурных портретах фараонов, основной задачей было создание образа Фараона как неограниченного владыки и сына бога

- фараоны обычно изображались с очень мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими портретные черты, но явно идеализированными.

-позы при изображении человеческих фигур:

-идущий, с вытянутой вперёд ногой, фронтально, руки вытянуты или 1 рука прижата к верхней части живота

-спокойно сидящий на кубовидном троне с сомкнутыми ногами, выпрямленный торс, руки лежат на коленях, либо одна рука прижата к телу и сомкнута в кулак (символ наличия власти), другая рука прижата к верхней части живота

-усопшим, в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символ власти – жезл и плеть

-поза писца – сидя со скрещёнными ногами (полу-лотос), - фронтальный торс

Атрибуты фараона –

-клафт – полосатый платок с концами, спускающимися на плечи

-немес – головная повязка

-короны – белая в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта)



-урей - на повязке в середине лба – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе

-хепреш – непарадный головной убор, имел вид синего шлема

При выполнении рельефов и настенных росписей используется традиционный приём плоскостного изображения фигуры –

-ноги и лицо в профиль

-глаз в фас

-плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте

Статуя фараона Джосера, сидящего на троне,

Статуя фараона Хефрена IV династии,

Статуя фараона Микерина с богинями (справа Хатор, слева Нома)
-статуя царевича Рахотепа и его супруги Нефрет из гробницы в Медуме

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара (28 в. до н.э.). (лицевая и обратная стороны, рельеф с изображением Хесира)
-зодчий Хесира изображён то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках - знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом.

-его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утончённо тонким рельефом.

-создаётся впечатление нервной игры мускулов под кожей. Рождается образ волевого, умного человека
-связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов.

-всё чётко, все графично в рельефах. Рельеф мало возвышается над фоном, никогда не теряет связи с силуэтным рисунком
-рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху.

-техника настенных росписей не была развита в той же мере.
Статуя писца из Саккара,

статуя фараона Амененхета III и Рамзеса II.
Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности.

Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы.
Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим.

Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены.
Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда).

Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций)-
-техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения

-пример настенной росписи Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в Медуме (27в. до н.э.)

-гармоничная цветовая гамма из коричневатых, сероватых и красно-жёлтых тонов.

Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха (гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.).

Тональное объединение изображений с фоном.

Архитектура –новые настроения: разочарование в благах загробной жизни

-появляются обелиски - возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), это привело к расцвету местных художественных школ

-номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды

-пирамиды стали гораздо меньше, неприметней

-снижается пафос монументальности

Заупокойный храм фараона Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахари

Пирамида Сенусерта 1

Скульптурный портрет –

-показываются возрастные и характерные особенности, но фигуры идеализируются

-скульптурные изображения теперь устанавливаются в храмах и около них для прославления их владык, а не в гробницах

-лица прорабатываются более тщательно, резкий подчёркнутый реализм

Статуя Сенусерта 4 и его сына Аменемхета 3

Новое царство

Архитектура

Фивы становятся столицей государства в эпоху Среднего царства. Великолепные храмы и дворцы украшают его. Фивы – центр почитания бога всего Египта - Амона-Ра.
Гробницы царей - начиная с Тутмоса I все фараоны стали устраивать себе гробницы в долине царей.

Гробницы окончательно отделились от заупокойных храмов.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут на восточном берегу –

- состоит из трёх террас (15 в. до н.э.)

-посвящён богине Хатор (дочери бога Ра, богиня любви, музыки, танца

-женщина-фараон, Хатшепсут была личность незаурядной

-захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса 3, она во время своего царствования не столько воевала, сколько строила новые и восстанавливала старые храмы

-архитектор храма – Сенмут

-храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья

-храм расположен на 3-х террасах, соединённых пандусами и обрамлённых столбами и колоннами

- чтобы посетить храм, надо было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал

-строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатор

-на просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья

Характерные черты: планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу - все главные части располагались по одной оси, вокруг храмов была глухая каменная ограда.

Фасады храмов имели вид пилонов.

Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона.

Фасад обращён к Нилу.

Наиболее значительными являются два храма в Фивах, посвящённые богу Амону.
Зодчий Инени при фараоне Тутмосе (16 в. до н.э.), Аменхотеп и Аменхотеп Младший.

Храм в Луксоре был построен Аменхотепом Младшим, был вторым по размерам и значению в стране.

Храмы Луксора и Карнака.

-строились с 16 века до н. э. в течение нескольких столетий

-занимали большую площадь и отличались монументальностью

-пилоны обрамляли входы в храмы

-архитектор храма в Луксоре – Аменхотеп мл.

-в древности два храма были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные и религиозные процессии

Колоссы Мемнона –

-это две сохранившиеся гигантские статуи фараона в храме Аменхотепа 3 в Луксоре, стоявшие перед пилоном (греч. «ворота», «вход»). Названы так впоследствии греками, достигают 21 м в высоту.

Город Ахетотон при Эхнатоне. Типичным храмом Нового царства является храм в Корнаке - небольшой храм бога луны Хонсу и богини Мум-Сохмет.
Скульптура.
Особенности египетского скульптурного портрета.

Использование инкрустации и цвета в скульптуре Египта.

-на искусстве Нового Царства лежит печать особой изысканности

-в изображениях людей и рабов меньше канонов

-впервые изображение обнажённой натуры (при изображении рабынь)

-в цвете – вместо обычных жёлто-охристых цветов, фигуры девушек окрашиваются в розовый цвет разных оттенков,

-в период Нового царства создаётся пластика малых форм – единичные фигуры - изысканные, декоративные, но более реалистичные

-серия деревянных статуэток знатных женщин (часто жрица с сёстрами или букетом лотосов в руках)

в длинных платьях, париках, фигуры прорабатываются пластично и трёхмерно, линия силуэта красива грациозна

Обретает конкретные портретные черты.

Воспроизводится фактура одеяний.

Например, статуи жены наместника Нубии (15 в. до н.э.), царицы Хатшепсут в храме Хатшепсут, статуя Аменхотепа IV (Эхнатон) из храма Ра-Горахте (Корнак), царская семья Эхнатона (рельеф из Амарны) - (14 в. до н.э.), статуэтка молодой Нефертити.

Однообразие спокойных неподвижных поз статуй.
Мужские статуи – красно-коричневые, женские - жёлтые; волосы - черные, одежда - белая, глаза - инкрустированные.
Все диктовалось требованиями культа.
Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны, как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока.
Геометризация египетской скульптуры является её характерной чертой.

Новые стилистические приёмы характеризуют годы царствования фараонов Аменхотепа II, Аменхотепа III.

Характерна полихромная раскраска статуй (статуя жены наместника Нубии - известняк, конец 15 в. до н.э., Каир).

Незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити в немолодом возрасте.

Рельефы и росписи.
Появились первые образцы египетской графики на папирусе. Сцена охоты Рамсеса на диких быков в Мединет-Абу. Фигура сидящего мальчика

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.