Мифология и религия Древнего Египта.
Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития
Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение родового и становление классового общества). Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э., Древнее царство - 28-23 в. до н.э., Среднее царство - 21-18 в. до н.э., Новое царство - 16-11 в. до н.э., Поздний период - 11- 4 в. до н.э.
Географическая замкнутость позволила стране развиваться без влияния внешних политических потрясений во всем своеобразии.
Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура, но египетское искусство всегда было комплексным и это его основная и наиболее характерная черта.
Особенности композиций египетских рельефов, палетка Нармера (лицевая и обратная стороны, рельеф с изображением Хесира). Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара (28 в. до н.э.). Зодчий Хесира изображён то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках - знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом.
Его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утончённо тонким рельефом.
Создаётся впечатление нервной игры мускулов под кожей.
Рождается образ волевого, умного человека. Связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов.
Все чётко, все графично в рельефах.
Рельеф мало возвышается над фоном, никогда не теряет связи с силуэтным рисунком. Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху.
Техника настенных росписей не была развита в той же мере.
Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций) Статуя писца из Саккара, статуя фараона Амененхета III и Рамзеса II. Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы. Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим.
Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены. Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда). Техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения.
Пример настенной росписи Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в Медуме (27в. до н.э.). Гармоничная цветовая гамма из коричневатых, сероватых и красно-жёлтых тонов. Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха (гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.).
Тональное объединение изображений с фоном. Новое царство - росписи царских гробниц в некрополе Фив.
Особенности египетского скульптурного портрета. Использование инкрустации и цвета в скульптуре Египта. Однообразие спокойных неподвижных поз статуй. Мужские статуи – красно-коричневые, женские - жёлтые; волосы - черные, одежда - белая, глаза - инкрустированные. Все диктовалось требованиями культа. Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны, как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока. Геометризация египетской скульптуры является её характерной чертой. Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, слуг, пленных из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота. Изображениям придавали спокойные, статичные позы, в связи с их религиозным, ритуальным назначением.
Типична статуя фараона конца II династии Хасегема (3 тыс. лет до н.э., Каир).
Это изображение связано с праздником "возрождения" состарившегося царя для обеспечения плодородия всей страны. Новые стилистические приёмы характеризуют годы царствования фараонов Аменхотепа II, Аменхотепа III.
Характерна полихромная раскраска статуй (статуя жены наместника Нубии - известняк, конец 15 в. до н.э., Каир).
Незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити в немолодом возрасте.
Искусство Древнего царства
В период IV-V династии была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.
Архитектура Ступенчатая пирамида Джосера в Соккара.
Зодчий Имхотет, 28 в.до н.э., 60м в высоту. Пирамиды Снофру в Дошуре и в Медуме, 28 в. до н. э. Пирамиды IV династии, правившей в то время - пирамиды Хеопса, Хефрена. Самая значительная по размерам пирамида Хеопса основана на пропорциях золотого сечения.
Её высота составляет 146 м, ширина - 233 м. Рядом с пирамидой Хефрена находился большой сфинкс (60 м длины). Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии.
Скульптура Стиль сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов. Статуя фараона Джосера, сидящего на троне, статуя фараона Хефрена IV династии, статуя фараона Микерина с богинями (справа Хатор, слева Нома). Статуя Рахотепа и его жены Нофрет. Искусство Среднего царства
(21-18вв. до н.э., XI-XII династии)
Архитектура Заупокойный храм фараона Ментухотепа (21в. до н.э.) против Фив в долине Деир-Эль-Бахри. Пирамидные комплексы с заупокойным храмом, коридором и входом сооружали и фараоны Среднего царства (XIIдин.) меньших размеров и иной конструкции. Храм "Лабиринт" Аменемхету III.
Пирамидный город Кахун. Гробницы номархов близ современного села Бени-Хасан. Скульптура Статуя Сенусерта III (19в.до н.э.).
Лица статуй и сфинксов (фараон Аменемхет II). Статуэтки слуг, несущих жертвенные предметы из гробницы Эль-Берик (19в.
до н.э.). Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв, изображения осад крепостей.
Искусство Нового царства Архитектура Гробницы царей - начиная с Тутмоса I все фараоны стали устраивать себе гробницы в долине царей.
Гробницы окончательно отделились от заупокойных храмов.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трёх террас (15 в. до н.э.).
Характерные черты: планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу - все главные части располагались по одной оси, вокруг храмов была глухая каменная ограда. Фасады храмов имели вид пилонов. Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона.
Фасад обращён к Нилу.
Наиболее значительными являются два храма в Фивах, посвящённые богу Амону. Зодчий Инени при фараоне Тутмосе (16 в. до н.э.), Аменхотеп и Аменхотеп Младший.
Храм в Луксоре был построен Аменхотепом Младшим, был вторым по размерам и значению в стране. Город Ахетотон при Эхнатоне.
Типичным храмом Нового царства является храм в Корнаке - небольшой храм бога луны Хонсу и богини Мум-Сохмет. Скульптура. Обретает конкретные портретные черты.
Воспроизводится фактура одеяний.
Например, статуи жены наместника Нубии (15 в. до н.э.), царицы Хатмепсут в храме Хатмепсут, статуя Аменхотепа IV (Эхнатон) из храма Ра-Горахте (Корнак), царская семья Эхнатона (рельеф из Амарны) - (14 в. до н.э.), статуэтка молодой Нефертити. Рельефы и росписи. Появились первые образцы египетской графики на папирусе.
Сцена охоты Рамсеса на диких быков в Мединет-Абу.
Фигура сидящего мальчика.
Искусство Древнего Египта
Мифология и религия Древнего Египта.
Имел место тотемизм.
Египет разделён был на номы (области), каждый ном имел свой тотем
Истоки египетской мифологии –
Осирис – бог плодородия – изображался в виде человека зелёного цвета
Изида – жена и сестра Осириса
Сет – бог мрака и зла, пустыни, брат Осириса, которого он убивает (Осирис будет воскрешён Изидой)
Гор – с головой сокола - сын Изиды и Осириса, вызывает Сета на поединок, побеждает его, становится владыкой мира живых, а Осирис – владыкой мёртвых
Гор символизирует свет, Сет – мрак
Анубис – шакалоголовый бог - проводник душ умерших
Тот – ибисоголовый юноша или павиан –
Сохмет – с головой льва и телом юной девушки – богиня войны
Ра – с головой сокола – бог солнца
Атон – бог солнечного диска
Бастет – в виде кошки – богиня радости
Бес – в виде карлика – покровитель сна и дома
Таурт – в виде самки гиппопотама – покровитель рожениц
Птах – одно из местных божеств -
Себек – в образе крокодила –
Хатхор – с головой коровы – богиня любви
Хнум – бараноголовый - создал человека с помощью гончарного круга
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|