Сделай Сам Свою Работу на 5

Мифология и религия Древнего Египта.





Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития

Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение родового и становление классового общества).
Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э.,
Древнее царство - 28-23 в. до н.э.,
Среднее царство - 21-18 в. до н.э.,
Новое царство - 16-11 в. до н.э.,
Поздний период - 11- 4 в. до н.э.

Географическая замкнутость позволила стране развиваться без влияния внешних политических потрясений во всем своеобразии.

Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение.

Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений.
Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура, но египетское искусство всегда было комплексным и это его основная и наиболее характерная черта.

Особенности композиций египетских рельефов, палетка Нармера (лицевая и обратная стороны, рельеф с изображением Хесира).
Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара (28 в. до н.э.). Зодчий Хесира изображён то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках - знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом.



Его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утончённо тонким рельефом.

Создаётся впечатление нервной игры мускулов под кожей.

Рождается образ волевого, умного человека.
Связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов.

Все чётко, все графично в рельефах.

Рельеф мало возвышается над фоном, никогда не теряет связи с силуэтным рисунком.
Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху.

Техника настенных росписей не была развита в той же мере.

Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций)
Статуя писца из Саккара, статуя фараона Амененхета III и Рамзеса II.
Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы.
Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим.



Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены.
Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда).
Техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения.

Пример настенной росписи Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в Медуме (27в. до н.э.). Гармоничная цветовая гамма из коричневатых, сероватых и красно-жёлтых тонов.
Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха (гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.).

Тональное объединение изображений с фоном.
Новое царство - росписи царских гробниц в некрополе Фив.

Особенности египетского скульптурного портрета. Использование инкрустации и цвета в скульптуре Египта.
Однообразие спокойных неподвижных поз статуй.
Мужские статуи – красно-коричневые, женские - жёлтые; волосы - черные, одежда - белая, глаза - инкрустированные.
Все диктовалось требованиями культа.
Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны, как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока.
Геометризация египетской скульптуры является её характерной чертой.
Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, слуг, пленных из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота. Изображениям придавали спокойные, статичные позы, в связи с их религиозным, ритуальным назначением.

Типична статуя фараона конца II династии Хасегема (3 тыс. лет до н.э., Каир).

Это изображение связано с праздником "возрождения" состарившегося царя для обеспечения плодородия всей страны.
Новые стилистические приёмы характеризуют годы царствования фараонов Аменхотепа II, Аменхотепа III.



Характерна полихромная раскраска статуй (статуя жены наместника Нубии - известняк, конец 15 в. до н.э., Каир).

Незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити в немолодом возрасте.

Искусство Древнего царства

В период IV-V династии была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.

Архитектура
Ступенчатая пирамида Джосера в Соккара.

Зодчий Имхотет, 28 в.до н.э., 60м в высоту.
Пирамиды Снофру в Дошуре и в Медуме, 28 в. до н. э.
Пирамиды IV династии, правившей в то время - пирамиды Хеопса, Хефрена.
Самая значительная по размерам пирамида Хеопса основана на пропорциях золотого сечения.

Её высота составляет 146 м, ширина - 233 м.
Рядом с пирамидой Хефрена находился большой сфинкс (60 м длины).
Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии.

Скульптура
Стиль сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.
Статуя фараона Джосера, сидящего на троне, статуя фараона Хефрена IV династии, статуя фараона Микерина с богинями (справа Хатор, слева Нома).
Статуя Рахотепа и его жены Нофрет. Искусство Среднего царства

(21-18вв. до н.э., XI-XII династии)

Архитектура
Заупокойный храм фараона Ментухотепа (21в. до н.э.) против Фив в долине Деир-Эль-Бахри.
Пирамидные комплексы с заупокойным храмом, коридором и входом сооружали и фараоны Среднего царства (XIIдин.) меньших размеров и иной конструкции.
Храм "Лабиринт" Аменемхету III.

Пирамидный город Кахун.
Гробницы номархов близ современного села Бени-Хасан.
Скульптура
Статуя Сенусерта III (19в.до н.э.).

Лица статуй и сфинксов (фараон Аменемхет II).
Статуэтки слуг, несущих жертвенные предметы из гробницы Эль-Берик (19в.

до н.э.).
Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв, изображения осад крепостей.

Искусство Нового царства
Архитектура
Гробницы царей - начиная с Тутмоса I все фараоны стали устраивать себе гробницы в долине царей.

Гробницы окончательно отделились от заупокойных храмов.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трёх террас (15 в. до н.э.).

Характерные черты: планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу - все главные части располагались по одной оси, вокруг храмов была глухая каменная ограда. Фасады храмов имели вид пилонов. Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона.

Фасад обращён к Нилу.

Наиболее значительными являются два храма в Фивах, посвящённые богу Амону.
Зодчий Инени при фараоне Тутмосе (16 в. до н.э.), Аменхотеп и Аменхотеп Младший.

Храм в Луксоре был построен Аменхотепом Младшим, был вторым по размерам и значению в стране.
Город Ахетотон при Эхнатоне.

Типичным храмом Нового царства является храм в Корнаке - небольшой храм бога луны Хонсу и богини Мум-Сохмет.
Скульптура.
Обретает конкретные портретные черты.

Воспроизводится фактура одеяний.

Например, статуи жены наместника Нубии (15 в. до н.э.), царицы Хатмепсут в храме Хатмепсут, статуя Аменхотепа IV (Эхнатон) из храма Ра-Горахте (Корнак), царская семья Эхнатона (рельеф из Амарны) - (14 в. до н.э.), статуэтка молодой Нефертити.
Рельефы и росписи.
Появились первые образцы египетской графики на папирусе.

Сцена охоты Рамсеса на диких быков в Мединет-Абу.

Фигура сидящего мальчика.

Искусство Древнего Египта

Мифология и религия Древнего Египта.

Имел место тотемизм.

Египет разделён был на номы (области), каждый ном имел свой тотем

Истоки египетской мифологии –

Осирис – бог плодородия – изображался в виде человека зелёного цвета

Изида – жена и сестра Осириса

Сет – бог мрака и зла, пустыни, брат Осириса, которого он убивает (Осирис будет воскрешён Изидой)

Гор – с головой сокола - сын Изиды и Осириса, вызывает Сета на поединок, побеждает его, становится владыкой мира живых, а Осирис – владыкой мёртвых

Гор символизирует свет, Сет – мрак

Анубис – шакалоголовый бог - проводник душ умерших

Тот – ибисоголовый юноша или павиан –

Сохмет – с головой льва и телом юной девушки – богиня войны

Ра – с головой сокола – бог солнца

Атон – бог солнечного диска

Бастет – в виде кошки – богиня радости

Бес – в виде карлика – покровитель сна и дома

Таурт – в виде самки гиппопотама – покровитель рожениц

Птах – одно из местных божеств -

Себек – в образе крокодила –

Хатхор – с головой коровы – богиня любви

Хнум – бараноголовый - создал человека с помощью гончарного круга

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.