Методы экономического анализа
Успешное проведение экономического анализа зависит от того, насколько хорошо работники сферы туристско-экскурсионного обслуживания владеют методами анализа и умеют применять их на практике. Под методом анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Метод экономического анализа - это исследование от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам и от причин к следствиям. При этом не только устанавливаются причинно-следственные связи, но и даются количественные характеристики, что позволяет измерять влияние факторов на результаты. Это делает анализ точным, а выводы - обоснованными.
Главные принципы экономического исследования - изучение экономических явлений в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии, выявление противоречий хозяйственной жизни и способов их преодоления.
Характерные особенности метода анализа - это использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность туристско-экскурсионных организаций и фирм, изучение причин изменения этих показателей, нахождение взаимосвязи между ними на основе использования математики, экономической статистики и бухгалтерского учета.
Основными методами анализа, применяемыми в практике работы туристско-экскурсионных организаций и фирм, являются:
а) сравнительный;
б) факторный (цепных подстановок);
в) комплексный.
Сравнительный анализ заключается в проведении математических сравнений фактических показателей с прогнозными в целях правильной оценки работы туристских предприятий, выявления неиспользованных резервов, повышения обоснованности плановых заданий и качества обслуживания. Сравнение - это важнейший метод экономического анализа. В процессе анализа необходимо выявить причины отклонений фактических данных от плановых поосновным показателям деятельности туристских предприятий: объему предоставляемых услуг, обслуживанию туристов и экскурсантов, прибыли, рентабельности и т.д. План и уровень его выполнения являются важнейшими критериями оценки деятельности туристских предприятий. В практике проводится сравнение плановых показателей с показателями предыдущего года с целью определения динамики показателей и тенденции развития туристско-экскурсионного обслуживания[7].
В целях подведения итогов хозяйственной деятельности туристского предприятия за каждый день работы в его подразделениях проводится сравнительный анализ показателей их деятельности. Это дает возможность выявить не только слабо работающие подразделения, но и неиспользованные резервы, целенаправленно проводить работу по повышению качества обслуживания, конкурентоспособности и улучшению финансового состояния предприятия в целом.
Метод сравнения обязательно предполагает сопоставимость сравниваемых показателей по срокам, единицам измерения и т. д.
Факторный анализ дает возможность определить влияние отдельных факторов на рассматриваемые показатели. Применяется для выявления причин отклонения фактических показателей от установленных в плане по факторам, зависящим и не зависящим от деятельности туристско-экскурсионной организации.
Пофакторный анализ проводится путем цепных подстановок и заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивается с предыдущим. При факторном анализе используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций, на которые влияют разные факторы.
Комплексный анализ - это система поиска неиспользованных резервов. Системный подход к изучению туристско-экскурсионного обслуживания предусматривает анализ взаимосвязи основных показателей в различные периоды, т.е. в динамике. Комплексный анализ включает оценку и предварительную характеристику хозяйственной деятельности по всем показателям, дальнейший глубокий анализ факторов и причин, определяющих эти показатели, на основе которого выявляются неиспользованные резервы в туристско-экскурсионном обслуживании и пути повышения качества предоставляемых услуг.
В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов) наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы и используемых для обработки экономической информации.
Через ряд конкретных методик аналитического исследования проявляется использование метода анализа. Каждому виду анализа соответствует своя методика.
Любая методика анализа представляет собой методологические советы по исполнению аналитического исследования.
В специальной литературе методику экономического анализа подразделяют на общую (типовую) и частичную (отраслевую). Под общей методикой понимаются совокупность приемов аналитической работы, одинаково применяемых при исследовании процессов, происходящих на любом предприятии, в любой отрасли народного хозяйства. Частичная методика конкретизирует общую методику применительно к определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу предприятия.
В практике экономического и финансового анализа, как правило, используются следующие основные методики:
1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом или рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции в динамике показателя;
2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Выделяют два наиболее важных элемента методики экономического анализа: способы исследования изучаемых объектов (инструментарий) и последовательность выполнения аналитической работы.
В экономическом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить:
а) традиционные: сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок;
б) детерминированного факторного анализа: цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный, пропорциональное деление;
в) стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсный, компонентный, многомерный факторный анализ;
г) оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.
Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д.
Выполнение комплексного анализа хозяйственной деятельности происходит поэтапно.
I этап: уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
II этап: разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
III этап: сбор и подготовка необходимой информации. Проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.п.
IV этап: сравниваются фактические результаты хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, с результатами конкурирующих предприятий.
V этап: выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат[8].
VI этап: выявляются неиспользованные резервы повышения эффективности хозяйствования.
VII этап: оцениваются результаты хозяйственной деятельности с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
VIII этап: обобщение результатов, обеспечение гласности анализа и контроля за реализацией его результатов.
Главными в обобщении являются выводы и предложения по улучшению работы туристско-экскурсионной организации. Анализ обязательно должен заканчиваться конкретными выводами и предложениями по мобилизации неиспользованных резервов, определением мер по внедрению в жизнь вытекающих из анализа предложений по повышению качества обслуживания. Гласность результатов экономического анализа придает ему действенный мобилизующий характер, способствует массовому контролю за реализацией его результатов. Если по результатам анализа приняты меры, он оказывает существенное воздействие на улучшение экономических показателей деятельности туристско-экскурсионной организации.
Средствами информации служат таблицы основных показателей хозяйственной деятельности, которые выражены в простых и понятных широкой аудитории абсолютных и относительных величинах. В каждой туристско-экскурсионной организации такие таблицы должны помещаться на видном месте, регулярно и своевременно заполняться данными, чтобы привлекать внимание каждого работника. Неритмичность работы организации ведет к снижению качества обслуживания и конкурентоспособности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|