Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы экономического анализа





Успешное проведение экономического анализа зависит от того, насколько хорошо работники сферы туристско-экс­курсионного обслуживания владеют методами анализа и умеют применять их на практике. Под методом анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных про­цессов в их становлении и развитии. Метод экономического анализа - это исследование от об­щего к частному, от частного к общему, от следствий к причи­нам и от причин к следствиям. При этом не только устанавлива­ются причинно-следственные связи, но и даются количествен­ные характеристики, что позволяет измерять влияние факто­ров на результаты. Это делает анализ точным, а выводы - обос­нованными.

Главные принципы экономического исследования - изу­чение экономических явлений в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии, выявле­ние противоречий хозяйственной жизни и способов их пре­одоления.

Характерные особенности метода анализа - это исполь­зование системы показателей, всесторонне характеризую­щих хозяйственную деятельность туристско-экскурсион­ных организаций и фирм, изучение причин изменения этих показателей, нахождение взаимосвязи между ними на осно­ве использования математики, экономической статистики и бухгалтерского учета.



Основными методами анализа, применяемыми в практике работы туристско-экскурсионных организаций и фирм, являются:

а) сравнительный;

б) факторный (цепных подстановок);

в) комплексный.

Сравнительный анализ заключается в проведении мате­матических сравнений фактических показателей с прогноз­ными в целях правильной оценки работы туристских предприятий, вы­явления неиспользованных резервов, повышения обосно­ванности плановых заданий и качества обслуживания. Сравнение - это важнейший метод экономического анализа. В процессе анализа необходимо выявить причины отклоне­ний фактических данных от плановых поосновным показа­телям деятельности туристских предприятий: объему предоставляемых услуг, обслуживанию туристов и экскурсантов, прибыли, рентабельности и т.д. План и уровень его выполнения являются важ­нейшими критериями оценки деятельности туристских предприятий. В практике проводится сравнение плановых показателей с показателями предыдущего года с целью определения ди­намики показателей и тенденции развития туристско-экс­курсионного обслуживания[7].



В целях подведения итогов хозяйственной деятельнос­ти туристского предприятия за каждый день работы в его подразделениях проводится сравнительный анализ пока­зателей их деятельности. Это дает возможность выявить не только слабо работающие подразделения, но и неисполь­зованные резервы, целенаправленно проводить работу по повышению качества обслуживания, конкурентоспособ­ности и улучшению финансового состояния предприятия в целом.

Метод сравнения обязательно предполагает сопостави­мость сравниваемых показателей по срокам, единицам из­мерения и т. д.

Факторный анализ дает возможность определить влия­ние отдельных факторов на рассматриваемые показатели. Применяется для выявления причин отклонения фактиче­ских показателей от установленных в плане по факторам, зависящим и не зависящим от деятельности туристско-экс­курсионной организации.

Пофакторный анализ проводится путем цепных под­становок и заключается в последовательной замене пла­новой величины каждого фактора величиной фактиче­ской. После каждой замены новый результат сравнивается с предыдущим. При факторном анализе используются обоб­щающие показатели хозяйственной деятельности турист­ско-экскурсионных организаций, на которые влияют раз­ные факторы.

Комплексный анализ - это система поиска неиспользо­ванных резервов. Системный подход к изучению туристско-экскурсионного обслуживания предусматривает анализ взаимосвязи основных показателей в различные пе­риоды, т.е. в динамике. Комплексный анализ включает оценку и предварительную характеристику хозяйственной деятельности по всем показателям, дальнейший глубокий анализ факторов и причин, определяющих эти показатели, на основе которого выявляются неиспользованные резервы в туристско-экскурсионном обслуживании и пути повыше­ния качества предоставляемых услуг.



В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику эко­номического анализа как совокупность специальных приемов (методов) наиболее целе­сообразного выполнения какой-либо работы и используемых для обработки экономиче­ской информации.

Через ряд конк­ретных методик аналитического исследования проявляется использование метода анализа. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

Любая методика анализа представляет собой методологические советы по испол­нению аналитического исследования.

В специальной литературе методику экономического ана­лиза подразделяют на общую (типовую) и частичную (отраслевую). Под общей методикой понимаются совокупность приемов аналитической работы, одинаково применяемых при исследовании процессов, происходящих на любом предприятии, в любой отрасли народного хозяйства. Частичная методика конкретизирует общую методику приме­нительно к определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу предприятия.

В практике экономического и финансового анализа, как правило, используются следующие основные методики:

1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каж­дой позиции отчетности с предыдущим периодом или ря­дом предшествующих периодов и определение основной тенденции в динамике показателя;

2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3. анализ относительных показателей (коэффициен­тов) - расчет отношений между отдельными позициями от­чета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Выделяют два наи­более важных элемента методики экономического анализа: способы исследования изучаемых объектов (инструментарий) и последовательность выполнения аналитической работы.

В экономическом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить:

а) традиционные: сравнения, графический, балансовый, сред­них и относительных чисел, аналитических группировок;

б) детерминированного факторного анализа: цепные под­становки, индексный метод, абсолютные разницы, относитель­ные разницы, интегральный, пропорциональное деление;

в) стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсный, компонентный, многомерный факторный анализ;

г) оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.

Применение тех или иных способов зависит от цели и глуби­ны анализа, объекта исследования и т.д.

Выполнение комплексного анализа хозяйственной деятельности происходит поэтапно.­

I этап: уточняются объекты, цель и задачи анализа, состав­ляется план аналитической работы.

II этап: разрабатывается система синтетических и анали­тических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

III этап: сбор и подготовка необходимой информации. Про­веряется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.п.

IV этап: сравниваются фактические результаты хозяйствен­ной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, с результатами конку­рирующих предприятий.

V этап: выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат[8].

VI этап: выявляются неиспользованные резервы повыше­ния эффективности хозяйствования.

VII этап: оцениваются результаты хозяйственной деятель­ности с учетом действия различных факторов и выявленных не­использованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

VIII этап: обобщение результатов, обеспечение гласности анали­за и контроля за реализацией его результатов.

Главными в обобщении являются выводы и предложения по улучшению работы туристско-экскурсионной организа­ции. Анализ обязательно должен заканчиваться конкретными выводами и предложениями по мобилизации неис­пользованных резервов, определением мер по внедрению в жизнь вытекающих из анализа предложений по повышению качества обслуживания. Гласность результатов эконо­мического анализа придает ему действенный мобилизую­щий характер, способствует массовому контролю за реали­зацией его результатов. Если по результатам анализа приняты меры, он оказывает существенное воздействие на улучшение экономических показателей деятельности ту­ристско-экскурсионной организации.

Сред­ствами информации служат таблицы основных показателей хозяйственной деятельности, которые выражены в простых и понятных широкой аудитории абсолютных и относитель­ных величинах. В каждой туристско-экскурсионной органи­зации такие таблицы должны помещаться на видном месте, регулярно и своевременно заполняться данными, чтобы привлекать внимание каждого работника. Неритмичность работы организации ведет к снижению качества обслуживания и конкурентоспособности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.