Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций
Содержание
Глава 23. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия. 2
23.1 Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций 2
23.2 Показатели функционирования и развития туристских организаций. 9
23.3 Методы экономического анализа. 19
23.4 Методы финансовой диагностики туристских предприятий. 24
Контрольные вопросы.. 31
Список литературы.. 33
Глава 23. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций
В современных условиях одной из самых важных задач для предприятий системы туризма является повышение эффективности производства, что невозможно без проведения экономического анализа как средства выявления необходимых резервов.
Экономический анализ хозяйственной деятельности туристских организаций - это комплексное изучение их работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, определения путей повышения эффективности производства туристского продукта и качества обслуживания клиентов.
Необходимость возникновения экономического анализа вызвана желанием субъектов предпринимательской туристской деятельности иметь подтвержденные объективными расчетами данные, которые бы отражали реальное финансовое, имущественное и иное положение дел на конкретной фирме, а также перспективы ее развития. Кроме того немаловажный интерес представляют знания, каким образом можно усовершенствовать процесс работы для получения максимально возможной прибыли при наличии определенного потенциала материальных, денежных и других средств.
Предметом экономического анализа хозяйственной деятельности туристских организаций являются хозяйственные процессы, явления, ситуации, связанные как с производственной и коммерческой деятельностью отдельных фирм, так и с развитием туристской отрасли в целом, прежде всего с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов.
Основной целью экономического анализа является получение небольшого числа параметров (экономических показателей), дающих объективную и точную картину хозяйственного состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре основных и оборотных фондов, нематериальных активах, в объемах продаж и их динамике, в структуре управления предприятием, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. При этом интересно как текущее состояние предприятия, так и прогноз его деятельности на перспективу. Вид анализа зависит от целей конкретных пользователей экономической информации.
В ходе экономического анализа выявляют потребность в материальных (основных и оборотных), трудовых (рабочей силе) и финансовых (денежных средствах) ресурсах, дают оценку ожидаемых экономических результатов хозяйственной деятельности по производству туристского продукта и его реализации, определяют себестоимость, прибыль и рентабельность.
Экономический анализ позволяет разработать тип стратегии в отношении долгосрочных активов, стратегию и тактику развития предприятия, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результат деятельности.
Таким образом, общая цель экономического анализа состоит в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов эффективности деятельности предприятия[1].
Для правильного понимания содержания анализа деятельности туристского предприятия важное значение имеет его классификация.
Виды экономического анализа хозяйственной деятельности туристских предприятий можно классифицировать по следующим показателям:
1). Объект анализа (что анализируется);
2). Субъект анализа (кто анализирует);
3). Задачи анализа;
4). Широта сравнений;
5). Периодичность анализа (повторяемость);
6). Время проведения;
7). Степень охвата анализируемого объекта;
8). Содержание анализа;
9). Субъект управления;
10). Методика изучения объекта.
Рассмотрим представленную классификацию более подробно.
1. По объектам анализа выделяются: отрасль или определенное направление деятельности туристской индустрии; регион; предприятие (фирма); отдельные подразделения предприятия; отдельные сотрудники.
2. По субъектам анализа выделяются: органы государственного управления; экономические службы всех уровней (включая туристские организации, финансовые и статистические организации, налоговые инспекции и отделения Госкомстата). Главным звеном среди субъектов анализа является руководитель предприятия.
3. По поставленным задачам в экономическом анализе выделяются:
а) оценка обоснованности и напряженности бизнес-плана;
б) определение базовых показателей для прогноза на предстоящий период;
в) оценка результатов хозяйственной деятельности туристской организации, проверка выполнения плана с выделением причин невыполнения (объективных и субъективных)[2];
г) подведение итогов деятельности туристской организации на основе определения влияния отдельных подразделений и сотрудников на общие результаты;
д) выявление резервов повышения конкурентоспособности туристской организации;
е) прогнозирование ожидаемых результатов, в том числе и от инновационной деятельности;
ж) подготовка вариантов внесения корректировок для выбора оптимальных управленческих решений.
4. По широте сравнения – анализ делится на внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Внутрихозяйственный анализ - это анализ финансово-хозяйственной деятельности туристского предприятия по данным бухгалтерского и управленческого учета. Его особенностями являются:
а) целевая направленность анализа на руководство предприятием;
б) использование всех возможных источников учетной информации;
в) комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия.
Основными задачами внутреннего анализа являются:
а) оценка хозяйственной ситуации;
б) выявление факторов и причин достигнутого состояния;
в) подготовка и обоснование предлагаемых изменений в управленческой деятельности туристского предприятия.
Исходя из определенных выше особенностей и целей внутрихозяйственного анализа выделяются следующие его направления:
а) анализ финансовых показателей с целью более подробной характеристики имущественного и финансового положения туристского предприятия, результатов его деятельности в истекшем периоде, а также возможностей на ближайшую перспективу;
б) аудит-анализ с целью выработки конкретных рекомендаций управленческому персоналу по повышению эффективности деятельности туристского предприятия;
в) анализ движения товаров с целью оценки эффективности частных управленческих решений, связанных с закупками товаров, маркетинговой политикой и пр. и оперативного проведения необходимых изменений для увеличения объема продаж туристского продукта и прибыли;
г) анализ издержек обращения с целью выявления возможностей повышения эффективности работы туристского предприятия за счет более рационального использования ресурсов.
5. По периодичности – анализ делится на периодический (раз в три года, в год, в квартал, в месяц) и разовый (основные периоды год и квартал);
6. По времени проведения относительно бизнес-плана анализ делится на предварительный (перспективный для составления плана), оперативный (при составлении бизнес-плана), последующий (ретроспективный при подведении итогов выполнения бизнес-плана).
Предварительный анализ проводится до начала осуществления производственного процесса с целью обоснования управленческих решений, а также для прогнозирования и оценки ожидаемого выполнения плана.
Последующий анализ совершается после окончания хозяйственных операций. Его основной целью является контроль за выполнением плана, выявление неиспользованных резервов, оценка результатов деятельности туристского предприятия. Последующий анализ составляет основу перспективного анализа и в свою очередь делится на оперативный (ситуационный) и итоговый (результативный). Цель оперативного анализа - выявлять недостатки, возникшие после совершения хозяйственных операций или в результате изменения ситуации за определенный отрезок времени, и воздействовать на эти процессы. В современных условиях, характеризующихся динамичностью происходящих процессов под влиянием факторов внутренней и внешней среды, значение этого вида анализа особенно важно. Итоговый анализ проводится за отчетный период (год, квартал, месяц). Его роль состоит в комплексном и всестороннем изучении деятельности за соответствующий период. Итоговый и оперативный анализы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
7. По степени охвата анализируемого объекта анализ делится на сплошной и выборочный;
8. По содержанию анализ делится на полный (комплексный) и тематический (локальный).
Полный (комплексный) анализ предполагает изучение всех видов деятельности туристского предприятия в их взаимосвязи, общую методику расчета основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия для оценки общего положения дел путем сравнения расчетных показателей с некоторыми экспертными значениями, определение динамики его развития. Результаты комплексного анализа оформляются в виде пояснительной записки к годовому отчету.
Тематический (локальный) анализ ограничивается изучением отдельных направлений деятельности туристского предприятия, т. е. является лишь частью комплексного анализа. Локальный анализ - это перечень специализированных методик по особо подобранному кругу показателей, позволяющих проанализировать некоторое направление деятельности для налаживания конкретных форм партнерских отношений с данным предприятием.
9. По субъектам управления выделяют:
а) технико-экономический анализ, главным содержанием которого является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и определение их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
б) финансово-экономический, анализирующий финансовые результаты деятельности предприятия;
в) аудиторский - экспертная оценка финансового состояния предприятия;
г) экономико-статистический, применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления - предприятия, отрасли, региона;
д) экономико-экологический, исследует затраты на экологию и взаимодействие экологических и экономических процессов в целях сохранения и улучшения окружающей среды;
е) маркетинговый анализ, объектами которого становятся внешняя среда функционирования предприятия, рынки, факторы производства и сбыта и т.п.
10. По методике изучения объектов экономический анализ может быть сравнительным, факторным, диагностическим, маржинальным, экономико-математическим, стохастическим (дисперсный, корреляционный и др.), функционально-стоимостным.
Сравнительный анализ позволяет сравнивать отчетные данные с показателями плана текущего периода, прошлых лет, других предприятий. Внутри него различают горизонтальный, вертикальный и трендовый анализы.
Факторный способствует выявлению величины влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей.
Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ определения характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании деления затрат на постоянные и переменные и взаимосвязи "объем продаж - издержки производства - прибыль".
Экономико-математический анализ позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности производства за счет более рационального использования ресурсов туристского предприятия.
Стохастический анализ используется для изучения соответствующих зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами производственной деятельности.
Функционально-стоимостной анализ представляет метод выявления резервов на основе выполняемых предприятием функций и ориентированный на их оптимальную реализации на всех стадиях жизненного цикла туристского продукта.
Экономический анализ выполняет следующие функции:
1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
4. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
5. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.
6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Принципы экономического анализа:
1. государственный подход;
2. научность;
3. комплексность;
4. системность;
5. объективность;
6. конкретность;
7. точность;
8. действенность;
9. плановость;
10. оперативность;
11. демократизм;
12. достоверность;
13. эффективность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|