Организация и деятельность добровольных дружин юных пожарных
На основании законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.
Первые дружины юных пожарных зародились в 20 — 30-е годы XX века при домах пионерах и пожарных командах, однако организационно это движение было оформлено в конце 60-х годов после издания первого «Положения о юношеских добровольных пожарных дружинах».
Дружины юных пожарных (ДЮП) — добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физической закалки и профессиональной ориентации.
Порядок организации и основные направления работы ДЮП определен «Положением о дружинах юных пожарных».
Дружины юных пожарных создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами, органами образования и пожарной охраны.
Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с дружиной юных пожарных из числа активистов обществ, работников пожарной охраны, учителей, воспитателей, членов педагогических советов.
Подготовка общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны, народного образования на базе учебных комбинатов (курсов, пунктов), обществ, пожарно-технических выставок, институтов усовершенствования учителей и лучших школ района, города.
Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие активно участвовать в работе дружин.
Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья. В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.
Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления на общем сборе дружины. Со всеми вновь принятыми юными пожарными общественные организаторы с помощью добровольных пожарных обществ проводят занятия по специальной программе.
По окончании обучения юные пожарные сдают зачет и им в торжественной обстановке вручают удостоверение, значок и нарукавный шеврон члена дружины юных пожарных.
Повседневное руководство работой дружины юных пожарных осуществляет штаб, избираемый на общем сборе дружины. Штаб из своего состава избирает командира дружины и его заместителей, командиров отрядов и звеньев, а в малочисленных дружинах взбирается только командир дружины и его заместитель.
Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных.
Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления: обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара;
изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной, охранно-пожарной сигнализации;
привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от шалости детей с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, «молний» и уголков юных пожарных;
проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов художественной самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях;
посещение пожарно-технических учебных заведений, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, создание при школьных музеях экспозиций боевой славы, организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибшим пожарным;
развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования, юных пожарных.
Расходы на проведение работы с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, формы одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий литературы, имущества для культурно-массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплату тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляются за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.
Для проведения практических занятий с ДЮП организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации предоставляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, пожарную технику, оборудование и снаряжение.
4. Организация и деятельность Всероссийского добровольного пожарного общества
Всероссийское добровольное пожарное общество (далее - Общество) является общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.
Общество образовалось более ста лет назад (Императорское Российское пожарное общество — ИРПО). Оно объединило под единое руководство стихийно организуемые добровольные формирования, возникающие в городах, где отсутствовала профессиональная пожарная охрана (в то время пожарные команды и части имелись только в крупных городах Российской империи) [16].
Целью объединения являлась выработка единой политики в области защиты государства и его граждан от огня. Членами Общества являлись не только пожарные охотники (добровольцы), но и профессиональные пожарные, видные ученые, инженеры, общественные деятели.
Не имея финансовой поддержки государства, ИРПО существовало на частные пожертвования, коммерческую деятельность, реализацию продукции и на другие средства. Это позволяло вести активную работу по обеспечению пожарной безопасности государства.
Одними из основных своих задач руководители Общества считали: укрепление добровольных формирований, профилактику пожаров, пропаганду пожарно-технических знаний, развитие отечественного производства пожарной техники, издание пожарно-технической литературы. Важным направлением деятельности общества стала правовая деятельность, выработка законодательной базы. Мало кому известно, что изданный в 1918 г. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» - документ, подготовленный деятелями ИРПО еще в дореволюционной России, но не нашедший в то время поддержки государственных чиновников [16]. .
В целом при недостаточно развитой системе профессиональной пожарной охраны, отсутствия у нее единой государственной структуры ИРПО выполняло существенные функции по обеспечению пожарной безопасности государства, являлось объединяющей в масштабах государства структурой. Обе организации, и пожарная охрана, и ИРПО, дополняли одна другую.
Возрождение добровольчества в советское время было связано уже с инициативой пожарной охраны. В 50-е годы в 113 городах, 636 районных центрах, 1010 поселках городе кого типа, в селах и деревнях пожарной охраны не было, и их защита требовала участия самого населения. Кроме того, но решению государственных чиновников было сокращено 250 объектовых частей. С появлением ДПД возникла необходимость в их целевом объединении. Эту функцию взяло на себя Все российское добровольное пожарное общество, организованное в 1960 году- И, как в дореволюционное время, обе структуры, дополняя друг друга, стремились к одной цели - обеспечению пожарной безопасности. Но в отличие от периода зарождения добровольчества, что вполне естественно, ведущим организатором взаимной деятельности стала государственная структура - Главное управление пожарной охраны.
Основными направлениями деятельности ВДПО в советское и настоящее время остаются те сферы, где ГПС МЧС России нуждается в поддержке. Это организация пожарной профилактики и участие в создании добровольных пожарных команд в сельской местности, на производстве; проведение оргмассовых мероприятий; противопожарная пропаганда и обучение населения в области пожар ной безопасности; организация производства, закупка пожарно-технической продукции и оказание услуг в области пожарной безопасности; осуществление издательской деятельности; работа с детьми, дружинами юных пожарных и финансирование данных мероприятий [16].
Указанные направления деятельности прописаны в Уставе ВДПО, принятом в качестве руководящего документа IX съездом этой организации.
Таким образом, из краткого экскурса в историю можно сделать следующие выводы:
ГПС и ВДПО, имея общую цель повышения пожарной безопасно сти в Российской Федерации должны действовать в тесном взаимодей ствии.
ВДПО выполняет функции, в которых нуждается государство и общество.
Для того чтобы эффективнее проводить совместную работу, требуется постоянный поиск форм и средств взаимодействия органов ГПН и организаций ВДПО по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с уставными задачами ВДПО осуществляет борьбу с пожарами по двум направлениям: производствеиному - путем выполнения работ, услуг и производства продукции противопожарного назначения; ортмассовому - путем проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам пожарной безопасности.
Система управления Обществом включает: Центральный Совет ВДПО (федеральный уровень), Советы ДПО в субъектах Российской Федерации (региональный уровень), Советы ДПО в районах (городах), первичные организации ДПО на предприятиях, в организациях и учреждениях. Высшими органами управления Обществом являются: Съезд ВДПО; республиканская, краевая, областная конференция ДПО; окружная, городская, районная конференция ДПО; общее собрание первичной организации ДПО.
Региональные организации ДПО в республиках, краях и областях выполняют работы и услуги в области пожарной безопасности: поставку пожарно-технической продукции, огнезащитную обработку сгораемых конструкций, ремонт и зарядку всех типов огнетушителей, трубопечные работы, а также выпускают огнетушители, первичные средства пожаротушения, пожарные щиты, искрогасители, ящики для пожарных рукавов и другое оборудование пожарно-технического назначения. Для выполнения этих работ и услуг региональные организации имеют соответствующие производственные базы и квалифицированных рабочих, которые проходят обучение на учебно-курсовом комбинате ВДПО.
В состав ВДПО входит Тольяттинский завод противопожарного оборудования, который производит порошковые и углекислотные огнетушители, другое пожарно-техническое оборудование, поставка которых осуществляется через Центральный Совет ВДПО.
В составе ВДПО также находится три предприятия федерального уровня и научно-исследовательский институт, который специализируется на консультировании, экспертизе, разработке концептуальных решений и систем обеспечения пожарной безопасности, разработке технических условий и технических заданий по вопросам пожарной безопасности, расчете систем обеспечения пожарной безопасности, проектировании противопожарной защиты и ряде других специфических направлений.
Приоритетным направлением организаций ВДПО является работа по обучению населения мерам пожарной безопасности, подготовке лиц, ответственных за пожарную безопасность организаций, учреждений и объектов различных форм собственности, работа с детьми и пропаганда мер пожарной безопасности с использованием средств массовой информации.
На учебных курсах региональных организаций проводится обучение населения правилам пожарной безопасности в быту и на производстве. Эта работа способствует улучшению противопожарного состояния в стране.
Большое значение для пропаганды правил пожарной безопасности имеет выпускаемая на местах разнообразная печатная продукция на противопожарную тематику — памятки для населения о соблюдении мер пожарной безопасности, календари, рекламные видеоролики.
Организациями ВДПО совместно с органами народного образования и другими ведомствами уделяется большое внимание работе с детьми, созданию дружин юных пожарных, развитию и популяризации пожарно-прикладного спорта. Прежде всего, эта работа направлена на правовое воспитание детей и обеспечение занятости детей.
В 6920 дружинах юных пожарных 116 тыс. детей школьного возраста проводят свой досуг, отвлекаются от вредного влияния улицы, занимаются спортом, знакомятся с пожарной техникой, овладевают основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров.
В отличие от коммерческих структур, доходы от предпринимательской деятельности по закону и уставу не распределяют между членами ВДПО, а используют только на противопожарные цели.
5. Основные направления взаимодействия органов ГПН с добровольными пожарными организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности
Взаимодействие профессиональной пожарной охраны с добровольными пожарными организациями в борьбе с пожарами имеет глубокие социальные корни. Это подтверждается многолетним опытом взаимодействия органов ГПН с добровольными пожарными формированиями, которые выполняют большой .объем работ, направленный на повышение уровня противопожарной защиты объектов экономики страны [17].
Формы такого взаимодействия разнообразны:
обучение населения и специалистов массовых профессий правилам пожарной безопасности;
проведение общественных смотров, массовых профилактических мероприятий, проверок соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах экономики;
подготовка начальников подразделений добровольной пожарной охраны;
организация и проведение противопожарной пропаганды;
участие в создании и подготовке добровольных пожарных дружин (команд).
Взаимодействие ГПН с добровольными пожарными обществами достигается тем, что в их работе принимают участие руководители органов ГПН субъектов Российской Федерации, которых избирают в руководящие органы управления ДПО, чем обеспечивается постоянство связей между профессионалами и добровольцами, дает возможность обмениваться информацией и координировать деятельность при решении конкретных общих задач.
Другой организационной формой взаимодействия является проведение пленумов (конференций), на которых обсуждаются важные вопросы совместной деятельности.
Широко распространенной и самой простой формой взаимодействия пожарной охраны с добровольными пожарными организациями и самой минимальной по своему объему и значению степенью участия добровольцев в осуществлении функций органов ГПН можно считать согласование и координирование их действий.
К совместным мероприятиям, проводимым органами ГПН и добровольными пожарными обществами в масштабе субъекта Российской Федерации относятся следующие:
организация пожарно-технических выставок (павильонов, кабинетов), учебных центров по подготовке и переподготовке актива и председателей первичных организаций ДПО, начальников и членов ДПД и ДПК, шоферов (мотористов) этих дружин, лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов, цехов и складов, по обучению пожарно-техническому минимуму электриков, сварщиков, печников, истопников, сторожей и других работников массовых профессий;
совместное проведение мероприятий по противопожарной пропаганде с использованием средств массовой информации, лекций и бесед, выпуск специальной и научно-популярной литературы;
шефство над ДПД и ДПК колхозов и совхозов, обеспечение их литературой и учебными пособиями, оказание помощи в оборудовании пожарных депо наглядно-изобразительными материалами с целью их превращения в сельские центры противопожарной пропаганды;
популяризация и поощрение лучших ДПД и ДПК объектов, добившихся хороших результатов в деле предупреждения и тушения пожаров;
организация обучения населения по месту жительства правилам пожарной безопасности, выделение из числа активных и подготовленных членов общества общественных инструкторов по обучению населения правилам пожарной безопасности, поощрение лиц, активно обучающих население;
организация общественных смотров па лучшее противопожарное состояние объектов, колхозов и жилых домов;
проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту и на лучший боевой расчет ДПД;
проведение для населения показательных учений по тушению пожаров и демонстрация новой пожарной техники;
работа по упорядочению содержания и ремонта пожарной техники, имеющейся на вооружении ДПД и ДПК;
создание мастерских по ремонту техники, направление пожарных агитмашин, ремонтных бригад в районы сельской местности для оказания помощи ДПД и ДПК в ремонте пожарных автомобилей, мотопомп, рукавов;
совместное проведение республиканских, краевых, областных и кустовых совещаний актива общества, начальников ДПД и ДПД, работников пожарной охраны по обмену передовым опытом работы в деле предупреждения и тушения пожаров.
Взаимодействие внутри добровольных пожарных организаций, в частности между добровольными пожарными обществами и подразделениями добровольной пожарной охраны, осуществляется и в такой организационной форме, как коллективное членство в ДПО. Эта форма взаимодействия повышает эффективность их содействия профессиональной пожарной охране в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики страны.
На положительные конечные результаты влияет активная работа по обучению населения мерам пожарной безопасности, вовлечению школьников в ДЮП, проведение дозоров и слетов юных пожарных, участие добровольце в создании пожарно-технических выставок, организация производства и проката противопожарных фильмов, проведение смот ров-конкурсов на лучшую первичную организацию, ДПД и ДПК, смотров противопожарного состояния жилых домов и объектов сельскохозяйственного производства, осуществление профильной производственной деятельности и создание материально-технической и учебной базы общества.
Дальнейшее развитие добровольных пожарных организаций, повышение их роли в системе обеспечения пожарной безопасности заключается также в выполнении ими совместно с органами ГПН функций по проведению мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в населенных пунктах и организациях.
Совместная деятельность добровольных пожарных организаций и органов ГПН и параллельное выполнение ими совместных функций нуждается в определенной правовой регламентации.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 02.02.2006).
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 21.10.2005).
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (ред. от 19.10.2005).
НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования».
НПБ 202- 96 «Муниципальная пожарная служба. Общие требования».
Приказ МВД России от 2 апреля 2001 г. № 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных».
Приказ МЧС России от 25 декабря 2002 г. № 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России».
Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (ред. от 26.04.2005).
Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. №163/ 208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами».
Приказ МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утвержде нии Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по пре-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|