Сделай Сам Свою Работу на 5

Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол





При нахождении судна в море, деятельность судоводителя непосредственно связана с определением направления движения судна, а также с определением направлений на подвижные (соседние корабли, суда, самолеты, вертолеты) и неподвижные (береговые ориентиры, буи, бочки и пр.) объекты.

Рассмотрим, как эти направления определяются?

Направление движения судна характеризуется его истинным курсом.

Покажем это на рис. 2.7 для чего:

 

Рис. 2.7. Истинный курс судна

 

- проведем северную часть истинного меридиана наблюдателя, находящегося на судне СС-NИ;

- продолжим носовую часть продольной оси симметрии судна – С-К, тогда:

истинный курс судна естьничто иное, как направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и носовой частью продольной оси судна.

Истинный курс судна измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° (по часовой стрелке) и обозначается – как ИК.

Направление на объект наблюдения определяется или относительно носовой части продольной оси судна (курсовой угол), или относительно северной части истинного меридиана наблюдателя (истинный пеленг).



Истинным пеленгом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект(рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Истинный пеленг на ориентир

 

Истинный пеленг, также как и истинный курс, измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360°по часовой стрелке и обозначается как ИП.

Обратный истинный пеленг (ОИП) – это направление, отличающееся от истинного пеленга на 180°.

Если ИП на маяк 95°, то ОИП (с маяка на судно) 275° (рис. 2.8).

(2.1)

Курсовым углом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между носовой частью продольной оси судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (ориентир).

Курсовой угол измеряется в полукруговой системе счета направлений от 0° до 180° левого (л/б) и правого (пр/б) бортов (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Курсовой угол

Курсовой угол обозначается – как КУ или q.

При вычислениях курсовому углу правого борта (КУ пр/б) придается знак «+», а курсовому углу левого борта (КУ л/б) – знак «–».



Курсовые углы, равные 90° (90° пр/б, 90° л/б) получили название «траверзных» курсовых углов.

Курсовые углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) – «крамбола».

Курсовые углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) – «раковина» или «подзор».

Все истинные направления (ИК, ИП, КУ) связаны между собой соотношениями, которые легко установить из рис. 2.10.

 

 

Рис. 2.10. Истинные направления

 

(2.2)

(2.3)

(2.4)

Формулы алгебраические.

При решении задач по данным формулам необходимо знать, что:

  1. Если при вычислениях ИК или ИП получается результат более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°.

Например: ИК = 270°, КУ = 130° пр/б, ИП = ?

ИП = ИК + КУ = 270° + 130° = 400° – 360° = 40°

Ответ: ИП = 40°.

2. Если при вычислениях ИК или ИП получится отрицательный результат, необходимо к полученному результату прибавить 360°.

Например: ИК = 40°, КУ = 70° л/б, ИП = ?

ИП = ИК + КУ = 40° + (–70°) = 40° – 70° = –30° + 360° = 330°

Ответ: ИП = 330°.

3.Если при вычислениях значение курсового угла (КУ) получается более 180°, то необходимо полученный результат отнять от 360°, а наименование КУ изменить на противоположное.

Например: ИП = 340°, ИК = 40°, КУ = ?

КУ = ИП – ИК = 340° – 40° = 300° пр/б, 360° – 300° = 60° л/б

Ответ: КУ = 60° л/б.

Кратко рассмотрим устройство штурманского транспортира.

Транспортир штурманский служит для измерения направлений в море на карте относительно истинного меридиана и представляет из себя полукруг, разделенный на 180° с линейкой, расположенной по диаметру круга. На середину внутреннего среза линейки нанесен центральный штрих, являющийся центром транспортира. Полукруг транспортира разбит на градусные деления. Надписи десятков градусов сделаны двойными цифрами, обозначающими взаимно противоположные направления (рис. 2.11).



 

Рис. 2.11. Оцифровка транспортира штурманского

 

А как провести на карте линию по заданному направлению?

Для проведения на карте линии по заданному направлению необходимо (рис.2.12):

 

 

Рис. 2.12. Проведение на карте линии заданного направления

 

  1. К ближайшему от точки (из которой будет проводиться линия заданного направления) меридиану прикладываем транспортир с параллельной линейкой таким образом, чтобы на меридиане находился центральный штрих транспортира(*) и значение заданного направления(**). Параллельная линейка должна плотно прилегать верхним своим срезом к нижней кромке транспортира.
  2. Удерживая параллельную линейку отодвигаем транспортир в сторону.
  3. Последовательным перемещением верхней и нижней частей параллельной линейки добиваемся совмещения верхнего среза линейки с точкой, из которой должна быть проведена линия заданного направления.
  4. От точки по срезу линейки проводим карандашом линию, которая и будет соответствовать заданному направлению (перед тем как проводить линию необходимо убедиться, что она будет проведена именно в ту, а не в обратную сторону).

Для определения направления проложенной на карте линии необходимо:

  1. Приложить параллельную линейку (ее верхний срез) к линии на карте, направление которой (линии) необходимо снять.
  2. К верхнему срезу линейки приложить транспортир так, чтобы центральный штрих совпал с меридианом (рис. 2.12) и снять отсчет со шкалы транспортира:

- если линия направлена вверх – отсчет необходимо снимать с внешней оцифровкишкалы (290°);

- если линия направлена вниз – отсчетнеобходимо снимать с внутренней оцифровкишкалы транспортира (110°).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.