Сделай Сам Свою Работу на 5

Разговор с детьми ПРО ЭТО: не нагнетать интерес





ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ИЛЬЯШЕНКО , ОКСАНА ГОЛОВКО | 3 МАЯ 2012 Г.

ПротоиерейАлександрИльяшенко

, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, отец 12 детей и дед 18 внуков.

 

О главном в отношении между мужчиной и женщиной дети слышали на исповедях, на проповедях. И мне не приходилось специально с ними на эту тему разговаривать, обсуждать её.

Когда дети были маленькие, я проводил своеобразный тест, спрашивая время от времени каждого: «Скажи, пожалуйста, откуда ты такой хороший взялся?» И по ответной реакции видел, что их этот вопрос абсолютно не волнует.

Если в семье здраво относятся к этой острой теме, дети постепенно, без каких-то скачков и надрывов развиваются и узнают, что нужно узнать, когда оказываются к этому знанию психически и физически готовыми.

Конечно, мы старались ограждать ребят от случайных дворовых и уличных компаний. У них были друзья в храме, которые воспитывались на тех же принципах, какими старались руководствоваться и мы при воспитании наших детей.

Мне кажется, что интерес к этой теме специально нагнетается. Различными средствами массовой информации, ей уделяется чрезмерное внимание, что может показаться, будто в жизни человека, человеческих отношениях больше ничего значительного и нет.



Но человек – существо не только биологическое, но и духовное. Женщины же, без сомнения, существа особо одухотворенные, с особенно тонко устроенной душой. Если же женщина потеряла стыд, если все напоказ, и все на продажу, то она может называться женщиной с очень большой натяжкой, ее на порог порядочного дома и пускать-то нельзя. В устах подобных женщин слова, что якобы они «принципиальные люди», звучат противоестественной риторикой.

Медиа-персоны, такие, как Ксения Собчак, пытаются навязать окружающим свой стиль жизни, противоречащий не только моральным и этическим установкам, но и здравому смыслу. Эта хорошо проплаченная пропаганда действует разрушительно на внутренний мир детей, которые могли бы вырасти хорошими и счастливыми, а вырастают, может быть и хорошими, но несчастными.

 

Как говорить с детьми об отношениях мужчины и женщины?



ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ ПЕРВОЗВАНСКИЙ , ОКСАНА ГОЛОВКО | 2 МАЯ 2012 Г.

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей.

Все мои дети – очень разные. И с каждым по-разному приходится разговаривать о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Задачу облегчает то, что мы регулярно смотрим всевозможные программы о животных, например, на канале Animal Planet. То есть, откуда берутся дети они, в общем, понимают.

Кроме того есть неплохие книги «Что необходимо знать каждому мальчику» и «Что необходимо знать каждой девочке» (только вот родителями нужно смотреть внимательно – сегодня под похожими названиями может выпускаться и неизвестно что), изданные в 90-х годах. На границе переходного возраста мы обязательно даём детям эти книги.

А какие-то серьёзные разговоры на эту тему у нас возникают, если появляются какие-то осложнения – возникает нездоровый интерес или ещё что-то в этом роде. Но это в нашей семье бывало редко и далеко не со всеми детьми. Старшие дочери выросли, а мы как-то специально серьезно на эту тему и не говорили.

Нездоровый интерес виден сразу, когда общаешься с ребёнком: в переходном он начинает чересчур интересоваться темой, хихикать, сталкиваясь с ней. И тогда возникает необходимость в разговоре. Тогда я или жена стараемся ждать какого-то повода к нему. Например, однажды на компьютере сына я заметил по истории поисков интерес к соответствующего рода сайтам. Мы с ним на эту тему поговорили. Кстати, варианты разговора неплохо описаны в книжке, которую я упоминал – «Что необходимо знать каждому мальчику».



Но каких-то прямо серьезных проблем у меня с детьми не было. А вот на улице регулярно приходится наблюдать шоковые картины. Позавчера я встречал младших детей из школы, и мы пошли гулять на ближайшую детскую площадку. И там наблюдал, как девочка – по возрасту ученица класса восьмого-девятого – настолько явно приставала к мальчишкам, со всеми физическими контактами, прикасаниями- обжиманиями… Пришлось нам с детьми уйти.

Поэтому понятно, что окружение детей, в том числе в школе, может вести себя совершенно по-разному. Мы живём в том обществе, которое у нас есть. Школьники общаются между собой, получают соответствующую информацию и было бы хорошо, чтобы они находились в минимальном давлении этой темы не только в семье, но и вне её. Тогда при правильном подборе чтения, кино для ребёнка можно скомпенсировать этот интерес и направить его в нужное русло.

А сегодня – идешь ли по улице, смотришь ли днём кино – ты не уверен, на что может наткнуться ребенок. А может наткнуться на непотребные сцены в дневном сериале, которые, по идее, можно было бы смотреть всей семьей, на непотребную рекламу на улице. И это усложняет правильное воспитание ребёнка.

Я не сторонник того, чтобы растить детей в стерильной среде, чтобы православные воспитывали их в бомбоубежище, но все-таки хотелось, чтобы «давление темой» не было чрезмерным, чтобы у ребёнка не возникало ощущения, что у взрослых людей главный интерес – сексуальная жизнь.

 

Как говорить с ребенком на темы пола, секса и рождения детей?

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ УМИНСКИЙ , ТАМАРА АМЕЛИНА | 21 МАЯ 2011 Г.

Как говорить с ребенком на тему пола, интимных отношений и рождения детей – это, наверное, самая сложная для родителей беседа. Страшно начать ее слишком рано, страшно не успеть и, подбирая не те слова, рассказать ребенку то, что ему давно объяснили школьные друзья. Как правильно об этом говорить – вопрос спецкорраПравмираТамары Амелинойпротоиерею Алексию Уминскому, духовнику Свято-Владимирской гимназии.

– Отец Алексий, какговорить с ребенком на темы пола, секса и рождения детей?

Вопрос непростой. С одной стороны, мы запуганы возможностью введения в школах предмета «Сексуальное воспитание». С другой стороны, решили, что этот вопрос не надо поднимать вовсе, или пусть у нас будет «Целомудрие», в основном воспринимаемое как заговор молчания.

Но это бессмысленно. Мир-то все равно вокруг нас существует, мир живой, мир двуполый. И эту двуполость Бог сотворил. И различия между мальчиками и девочками проявляются как два разных мира. Это и влечение, стремление навстречу друг другу, и, одновременно, отторжение, стеснение, которые проявляются с самого раннего детства.

На темы пола и секса столько всего написано, сказано и вообще “все всем понятно”, при этом почему-то считается, что об «этом» говорить – значит нарушать целомудрие. А с другой стороны, нельзя не говорить.

У нас в гимназии был смешной, но, в то же время, грустный случай. Дети младшей школы начали обсуждать в раздевалке слово «секс». Девочка пришла домой и рассказала родителям, что новый мальчик, который пришел недавно из другой школы, говорил про секс.

Родители в ужасе! «Мы отдали детей в православную гимназию, а там их развращают!» Вызвали директора, меня, начали разбираться, что же случилось. А случилось то, что тот мальчик от других мальчиков именно в православной гимназии услышал слово «секс», и они ему объяснили, что это такое в их представлении: «Секс – это голая женщина». А когда он узнал, что такое «секс», то решил поделиться этим с другими. Разразился страшный скандал!

Вместо того чтобы родители задумались, что вопрос пола, секса вообще-то детей интересует, как интересовал всех нас, когда мы были детьми, да и не детьми. Мы тоже искали ответы на эти вопросы, стесняясь, естественно, спрашивать у своих родителей, и родители нам ничего не говорили, но мы все же эти сведения узнавали, и, простите меня, не самым лучшим путем.

От других детей. Дети приходят в школу, и более «просвещенные» им рассказывают…

Всегда кто-то будет говорить на темы пола, секса. Всегда эта тема будет возникать, всегда будет на слуху. А уж в нашем современном мире далеко ходить не надо, вообще можно из дома не выходить – просто не успеть вовремя выключить телевизор. И все. И уже все во всех видах понятно, причем все как-то гнусно обострено. Там уже не просто голые женщины или голые мужчины, там спокойно половой акт могут показать. Ребенок, конечно, скорее всего, не поймет, что это такое. Он увидит и не поймет, увидит – и не обожжется. В этом смысле, степень защиты детей очень высокая.

Мы все в детстве читали «Три мушкетера», но нам никогда в голову не приходило, что Констанция Бонасье изменяет своему мужу с Д’Артаньяном, и что она падшая женщина. Не складывалось это в детском сознании. Было понятно, что у нее глупый муж, дурак и подонок, и очень хороший Д’Артаньян, в которого она влюбилась.

Вроде романтические герои, положительные, но за романтикой, для нас, взрослых, что стоит: ловелас Арамис, который к тому же хочет стать аббатом, Миледи, которая совращает и соблазняет, и у нее на плече клеймо проститутки. Это вообще остается вне детей. Да, есть какое-то клеймо, но дети не рисуют образа этой Миледи как блудницы, Констанции Бонасье – как блудницы, Арамиса – как блудника.

Для детей это персонажи геройского произведения: коварство и предательство, благородство и отвага. Дальше они не идут. Все остальное остается за скобками, вообще остается детьми не распознано, тем более как нечто, имеющее отношение к сексу. И только некоторые взрослые православные люди опасаются, а вдруг дети прочитают «Три мушкетера»? Там же говорится о сексе, оказывается, о неправильных отношениях, о ложных отношениях, о блуде. Но такое восприятие существует лишь в помраченном сознании людей, которые, на самом деле, этой проблемой как-то больны, озабочены. Это может и так выявляться. Я говорю это не с потолка, эта проблему мне приходилось как педагогу решать не раз.

Надо понимать, что дети ищут это знание, они ищут это самостоятельно. И они дальше определенной черты, если их специально кто-то не развратит, не пойдут. Дети по-другому смотрят на мир, они по-другому смотрят на ЭТО.

И слово «секс» для них имеет совсем другое звучание и значение. Оно, конечно, запретное, оно, конечно, таинственное, оно опасное, куда очень хочется заглянуть, но ровно настолько, чтобы сразу отвернуться. А потом хвалиться другим детям, какой я смелый! Я, типа, стоял на краю очень высокого обрыва и смотрел вниз. Примерно так.

В этом отношении должна быть сформирована правильная позиция. Не позиция ужаса, запрета: «Не сметь об этом говорить, это бездуховно! Это нарушение седьмой заповеди!» И потом объяснять ребенку, что такое седьмая заповедь, что такое прелюбодейство, чтобы ребенок был в шоке.

А нужно говорить совсем иначе. Половые отношения естественны для этого мира. Ребенок видит, как кот бегает за кошечкой, петух бегает за курицей. Т.е. в мире животных это часто происходит на его глазах. Если ребенок уезжает в деревню на лето, он не может не увидеть, как это происходит в животном мире.

И когда ребенок задает вопросы, на них надо отвечать, но отвечать надо аккуратно и спокойно, не пугаться, ни в коем случае.

– Откуда бывают дети?

– От папы и мамы.

– А почему?

– Потому что папа и мама любят друг друга, и от этой любви рождаются дети.

– А как это происходит?

– Это происходит таинственно. В таинственном соединении папы и мамы.

– А у животных это происходит как?

– Чтобы родились щеночки, мы свою собачку привели к другой собачке, они побегали вместе, соединились, и получились щеночки.

Все, этого достаточно.

Если бы нас окружала простота животного мира, 80% вопросов вообще бы потеряли свою остроту. И те дети, которые воспитаны в простоте и естестве, они это видят с двух-трех лет – как бык покрывает корову, например, и им в голову не приходит, что это можно назвать словом «секс». Это просто естественное продолжение рода.

То, что мы отделены таким образом от жизни природы, заставляет нас искать какие-то совершенно дикие способы объяснения этих тем – либо от всего этого огородить, либо каким-то образом как-то по-хитрому об этом сообщить. Хотя ничего хитрого здесь быть не может. Об этом не надо специально говорить, заранее. Как это физиологически происходит – конечно, нет.

Но и прятать отношения мужчины и женщины в какую-то потаенную страшную комнату тоже бессмысленно, потому что всякая потаенность будет заставлять ребенка искать путь к этой замочной скважине, чтобы туда при случае посмотреть или подсмотреть.

Здесь, мне кажется, одним из самых хороших способов рассказать об отношениях полов – показать личный пример. Как папа обнимает маму, как папа целует маму, не страстно и пылко, а по-доброму, когда между ними проявляются отношения теплой нежности и близости друг другу. Как родители встречаются после работы, как они разговаривают по телефону, если кто-то из них уезжает, как они вообще общаются, – это тоже, прежде всего, отношение полов, любви, покрытое благородством и целомудрием, но по сути своей, это влечение между мужчиной и женщиной, которое внешне проявляет себя как нежность, как заботливость, как теплота, как ласковость, как стремление друг к другу. И это откладывается в сознании ребенка с самого раннего возраста как стереотип правильных отношений. Это самый главный момент в половом воспитании.

Если вдруг ребенок становится свидетелем интимного акта родителей?

– Это совершенно недопустимые вещи. Ребенок травмируется, когда родительские интимные отношения происходят в его присутствии. С одной стороны, православные родители ратуют за целомудрие, а, с другой стороны, некоторые из них совершенно не считаются с тем, что находятся в одной комнате с детьми и могут нанести им сильнейшую психологическую травму. И дети становятся заложниками подобных ситуаций. Получается раздвоенность и ложь. Ребенок травмируется, с одной стороны, а с другой – будет искать защиту в цинизме. Это ужасные вещи…

Нужно ли родителям искать повод, чтобы завести разговор на темы пола и секса?

– Для разговора с детьми на эту тему повод нужен. Но специально его искать не надо: «Сядь, сейчас мы будем разговаривать, как появляются дети. Что нужно знать каждому мальчику и что нужно знать каждой девочке. Вот у тебя есть такие фигульки, а у тебя такие дырочки, и мы сейчас расскажем, зачем они нужны». Конечно, это глупость, это нелепость. И ребенка в шок ввергают эти разговоры, потому что это для него то, от чего он прячется, что для него сокровенно. Он хочет туда заглянуть, но без папы и мамы, конечно.

А поводом для разговора может быть ситуация, когда ребенок заглядывает слишком далеко, и это становится явным. Если родители застают ребенка за каким-то нехорошим действием, например, в Интернете что-то нашел. И тогда ребенку объясняется опасность этих заглядываний. Именно опасность. Ребенок и сам это понимает, чувствует, ему от этого неприятно и страшно, но раз его это как-то зацепило, то он уже не может уйти назад. И если родители застали ребенка за этим, то это должен быть повод для настоящего серьезного разговора. Тут есть повод и покаяния, и слез, и очищения.

Даже когда ребенок что-то слышит и видит, у него закрыты уши и глаза, как у нас были закрыты уши и глаза, когда мы читали «Трех мушкетеров». Есть определенная мера, когда ребенок заглядывает и видит не то, что видит взрослый, и понимает не так, как понимают взрослые. Но этим знанием ребенок остается доволен и удовлетворен. И только когда он залезает слишком далеко в этом своем познании, родители имеют право сильно его пристыдить, потому что это и так стыд большой, а в точно пойманный момент этот стыд сыграет особенно поучительно. И потом уже, через некоторое время сказать: «Дорогой мой, если ты хочешь, чтобы в твоей жизни все было хорошо, этого там быть не должно, а должны быть совсем другие отношения». И, не касаясь подробностей, рассказать, что это такое, что физиология в отношениях мужчины и женщины далеко не на самом главном месте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.