Сделай Сам Свою Работу на 5

Беседа с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Слободчиковым





МУДРОСТЬ ЦЕЛОМУДРИЯ

Фарида Савельева

 

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» — как понятие и как явление — не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наукВиктором Ивановичем Слободчиковым.

— Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

— В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете — в момент Сотворения Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.



Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия — семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», — ничего не дают! Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.



«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

 

— Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

— Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне — с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.



Прямая угроза целомудрию — попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка — это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее — профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями — только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека — ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» — умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность — не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество — все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью — всё потом, они никуда не денутся, главное — «туда» не опоздать, главное — «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, — между ребенком и родителями пропасть образовалась!

— Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

— Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» — это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» — девичья фамилия человека, а «девочка» — девичья фамилия «женщины».

 

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина — это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава — это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым — в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи — малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя — ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей — и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок — это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

С Виктор Слободчиков беседовала Фарида Савельева

Журнал для родителей «Виноград» (№53, май-июнь 2013)

17 июня 2013 г.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЗОР

Воспитание целомудрия

Савельева Ф. Н.

Журнал «Виноград»: №4 (48) 2012 г.

Что такое целомудрие? Какие качества характера важно воспитывать в ребенке, чтобы взрастить и уберечь в нем целомудрие? Что делать юноше и девушке, когда в них пробудилось половое чувство? Разговор со священником Илией Шугаевым о воспитании целомудрия — Отец Илия, насколько актуален, по‑вашему, этот вопрос для современного мира? — Я бы сказал, что современные люди в большинстве своем хотят знать, что такое целомудрие. Ведь законы человеческого общежития установлены Богом, и любое их нарушение ни к чему хорошему никогда не приводило. Сейчас всем очевиден кризис семьи, потому общество, защищая себя, все больше тяготеет к восстановлению традиционной семьи. Когда я иду в школу беседовать с подростками, тема целомудрия встречается ими с особенным вниманием. Этой теме обеспечен стопроцентный успех. Дети внимательно слушают — ведь, насытившись различной информацией о семье из телевизора и журналов, они понимают, что эти представления не отвечают их внутреннему чутью! Могу засвидетельствовать, что у молодых людей есть жажда услышать о целомудрии. Многие из взрослых или пожилых людей, узнав о церковном представлении о целомудрии, говорят: «Почему в 14—15 лет нам никто не рассказал о том, что такое настоящая любовь, чем ценны для человека чистота и целомудрие?» — Что же такое целомудрие? — Понятие «целомудрие» означает особое состояние души, когда человек способен целостно мудрствовать. Например, когда человек хочет бросить курить, но не может, это и есть пример потери целомудрия: желания — одни, а действия — другие. Какая тут целостность? Часто потеря целомудрия тесно связана с телесным грехом, но обычно целомудрие теряется намного раньше. Недаром Церковь говорит о «целомудрии», а не о «целотелии». Значит, что‑то происходит с нашим умом, а не с телом. Например, если захватчики изнасилуют беззащитную девушку, будет ли это для нее потерей целомудрия? Думаю, большинство скажет, что нет. И наоборот, есть множество девиц, сохранивших целостность тела, но в своих мыслях и мечтаниях далеких от целомудрия, и только случайность удерживает их от падения. Целомудрие предполагает не только телесную чистоту и девственность, но и означает, что все в человеке едино: его глубинные представления о чистоте совпадают с поведением, и нет такого, чтобы плоть желала одного, а душа — другого. Достигается это тем, что соблюдается не только телесная чистота, но и душевная. Недаром сказано: «Если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же прелюбодействуешь пред Богом и творишь блуд в помыслах своих, то не принесет тебе пользы девственное тело твое» (прп. Макарий Египетский. Духовные беседы). Потеря чистоты в мыслях обязательно сказывается на человеке, во всех сторонах его жизни. «Человек есть то, что он думает» — это же классическая истина. Потому очень важно нам, взрослым, предпринять труд по воспитанию целомудрия в ребенке, что не означает лишь подавление и ограничение. — Какие качества характера в ребенке важно воспитывать, чтобы взрастить и уберечь в нем целомудрие? — Думаю, что психологически целомудрие в первую очередь связано с таким понятием, как «интимный стыд». Воспитание интимного стыда очень важно, начинается оно с раннего возраста, примерно с двух-трех лет. Ребенку в этом возрасте уже должно быть стыдно оставаться обнаженным. Еще целомудрие связано со скромностью. Для женщины особенно важна детская чистота: человек, который никогда не воровал, никогда не может понять, как это делается, так и тут. Человек, не изведавший разврата, не может понять, как можно даже думать об этом. Наверное, целомудрие связано также с доверием: нет подозрительности, которая кругом во всех видит грех, потому что считает его присущим всем и по‑другому на мир смотрит. Целомудрие — это доверие к миру, нет, не наивное и глупое, а исходящее из веры, что в глубине каждого человека остается образ Божий. — А воспитание воли связано с целомудрием? — Однажды на исповеди один молодой человек сказал мне: «Я был год в командировке и, естественно, изменял жене…» Понимаете, он убежден в том, что мужчина не может жить без плотских отношений с женщиной. У него при виде женщины невольно возникают блудные мысли, далее невольно возникает желание — «хочу», и он с этим «хочу» ничего сделать не может. Безволие — это страшно! Слово «воздержание» (самоконтроль, владение собой) обычно вызывает неприязнь у людей мира. Девиз сегодняшнего дня — наслаждайся и не дай себе засохнуть. Людей изо дня в день пичкают информацией о разврате, жестокости и извращениях. Невоздержание считается достоинством. К сожалению, и для многих людей, считающих себя христианами, воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание — одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор.6:12). Зачем же нам быть врагами себе? Владеть собой — это значит контролировать себя. Но воспитание воли в ребенке должно иметь верное нравственное направление, иначе можно вырастить злую волю. Вообще‑то воспитание воли — это отдельный и большой разговор, ограничусь сегодня известным выражением: «Взращивание нравственности без волевого воспитания подобно воспитанию красивой птицы, которую не научили летать». — Каким образом в воспитании целомудрия учесть возрастные особенности? — До трех лет ребенок больше созерцает жизнь родителей, и в его душе на всю жизнь останется тот «снимок», который он запечатлеет в родительской семье. Для дошкольника важно, в какие игры он играет. Для девочек здесь важно развитие материнских чувств через игры в дочки-матери, а также в прекрасных принцесс, что воспитывает в девочках представление о высоком женском достоинстве. Для мальчишек важно закрепление в играх мужских качеств — воина-защитника и мастерового-хозяина. Для младших школьников, когда ведущей деятельностью становится учеба, важно, чтобы они услышали на уроках от взрослых о настоящей семье и о настоящей любви, которая будет пропитана духом целомудрия. То, что ранее ребенок интуитивно ощущал, теперь должно быть сформулировано в виде положительного учения. В подростковом возрасте (средние классы) ребенок открывает в себе огромный мир, он осознает себя личностью и должен ответить на вопросы: «Кто я? Для чего я живу?» Это важнейший этап для формирования целомудрия. То, что раньше было воспринято как внешнее учение, должно стать внутренним убеждением. Целомудрие напрямую связано со становлением личности. Потеря целомудрия возможна только там, где нет понимания высокого предназначения каждой личности, где нет благоговения перед другой личностью, где есть взгляд на другого человека как на объект своих вожделений, а не как на неповторимую личность. В старших классах юноши и девушки вступают в мир взрослых, они начинают строить взрослые отношения. Здесь важно сохранить благоговение перед другим полом. Ведь даже прикосновение (а тем более объятие или поцелуй) может быть допущено не ранее, чем два человека решат, что они уже сделали свой выбор, и теперь они жених и невеста. Также важно в этом возрасте, чтобы внешне взрослое поведение (желание прикоснуться, обнять и т. д.) соответствовало внутренней взрослости (готовности отвечать за другого). В любом возрасте человеку, как воздух и вода, нужна высокая идея служения: Богу, родине, близким. Как дерево в лесу растет ввысь, становясь стройным и высоким, если тянется к солнцу, так и ребенок: если нет идеала, к которому нужно стремиться, он начинает расти вширь — в плоть, но в духовном смысле он не возрастает! — Несколько слов о наиболее серьезных наших родительских ошибках. — Иногда можно встретить такое мнение. Мол, прежде чем ребенок узнает об «этом» из подворотни, лучше мы ему все сами расскажем, но научно и интеллигентно. Это крайне опасно: важно не касаться интимных вопросов взаимоотношений мужчины и женщины — не растабуировать ребенку преждевременно эту область человеческой жизни. На самом деле, как это ни покажется странным, лучше об «этом» узнать из подворотни, чем от взрослых. Подворотня не разрушает интимный стыд, ведь если об «этом» говорят только в подворотне, то в другой обстановке об этом говорить не будешь. «Неинтимные» разговоры взрослых о глубоко интимных вещах разрушают ту мощнейшую защиту души, о которой мы говорили, — интимный стыд. Если сделать интимную тему публичной, то в душу будут врываться ничем не задерживаемые нечистые мысли и опустошать человека духовно и душевно! Подобные знания не «просвещают», а, наоборот, пробуждают у детей низменный интерес к предмету. Страшно, когда по центральному радио чуть ли не целыми днями всерьез рассуждают о простатитах и мужских проблемах. Не покидает чувство, что это не простая реклама лекарственных средств, а целенаправленная программа по растабуированию интимной темы. Перестройка чудовищным образом предложила нашим людям активно бороться со своими «комплексами», все свела к сексуальному раскрепощению: журналы, музыка, кино, реклама полны беззаботными юношами и девушками, которые легко вступают в интимную близость и не сталкиваются ни с какими отрицательными последствиями своего поведения. — Понятно, что за средствами массовой информации стоит некая враждебная для нашей культуры сила, но почему родители решаются говорить на эти темы? — Сегодня, к несчастью, отношения между родителями и детьми в семьях становятся отчужденными и одновременно все более демократичными. Психологически уравнивая себя с ребенком, взрослые зачастую пытаются восполнить дефицит доверительности и тепла раскрытием ребенку взрослых «жгучих тайн», в частности, тайны деторождения. Теперь некоторые прогрессивные родители предпочитают смотреть фильмы сомнительного качества совместно со своими детьми (пусть привыкают!) и школьниками (они и так все знают) и даже обсуждать увиденное. Пытаясь таким образом установить доверительный контакт со своими дочерьми и сыновьями, устранить «ложный стыд» в вопросах пола и продемонстрировать демократическое равенство «отцов и детей», эти мамы и папы, не желая того, наносят колоссальный вред психическому здоровью своих детей. Снятие покрова романтической тайны с интимной сферы в отношениях между мужчиной и женщиной — недаром говорится: «таинство брака» — влечет за собой искажение и уродование любовного чувства. — А некоторые родители, боясь, например, гомосексуализма, предупреждая об опасности этого смертного греха, говорят о нем с детьми, и известны случаи, когда это имеет обратную реакцию. — Если бы ребенку не говорили об этом, не показывали по телевизору, не отпускали сальные шутки об этом, у него бы и мысль в эту сторону не двинулась! Социология говорит, что если какое‑то явление распространено меньше чем на 20 % в какой‑то группе населения, то в ней рассказывать об этом явлении нельзя, иначе это станет пропагандой этого явления. Нет 20 % наркоманов — лучше молчать о них, иначе это только возбудит интерес к этому явлению в группе риска: «Что‑то же есть в этом?» Ведь информация может сформировать потребность, которой раньше не было. Раньше не было телевизора и не было в нем потребности, а теперь он всем нужен, и без него ты — уже «отсталый» человек. Если подросток все же услышал что‑то о гомосексуализме, то нет необходимости подробно обсуждать это явление, достаточно для профилактики просто выразить свое отношение к нему: «Мерзость какая! Даже говорить об этом не хочу». — Как среда влияет на воспитание ребенка в аспекте обсуждаемой проблемы? — Конечно, телевизор и Интернет сильно влияют! Однако если ребенок подсмотрел что‑то по телевизору или в Интернете — все же это ситуация, близкая к подворотне, если не разрушается интимный стыд. Но одно дело — легкое знакомство с этой тематикой, другое — встреча с грубой информацией. Здесь очень губительна порнография! Эта мерзость оставляет грубый, неизгладимый след в душе и сознании ребенка, вот чего всячески необходимо стараться не допустить! В компьютере с помощью настроек можно сделать недоступными вход в Интернете на соответствующие сайты, пока что есть возможность ограничить доступ ребенка к свободному гулянию по Интернету. Вновь повторю, что страшна не только встреча с развратными сценами по телевизору, но еще более опасно, если родители смотрят с детьми эротические сцены, никак не реагируя на это, показывая своим «невозмутимым» видом, что все нормально, ничего необычного нам не показывают. На самом деле дети очень долго сохраняют свое целомудренное состояние, и многие в 13—14 лет стесняются смотреть фильм, когда на экране даже просто целуются. По крайней мере, если уж нет сил выключить телевизор, нужно хотя бы проявить свою реакцию: «Фу, как противно, когда целуются напоказ». Но, конечно, лучше телевизора с антенной дома не держать: мы же не можем контролировать, что смотрит ребенок, а догадаться не трудно, что хорошего там покажут мало. Выигрывает тот, кто отказывается от телевизора с антенной! — Батюшка, имеют ли значение в смысле нравственного полового воспитания игрушки и игры? — Что ребенок читает, в какие игрушки он играет — это очень важно в смысле воспитания целомудрия! Игра — это очень важная для ребенка тренировка взрослой человеческой деятельности. Мой ребенок после просмотра фильма «Повесть о настоящем человеке» две недели ходил с двумя палками вместо костылей, и хотя он играл в летчика, но примерял на себя роль героя. Современная культура обрекает детей на ложную альтернативу выбора лучшего из худшего. Здесь происходят духовные подмены: вместо идеалов мужественности и женственности — унисекс, вместо ценности семьи — сожительство партнеров, вместо куклы-голыша, воплощавшего архетип материнства, — чувственные Барби и Синди. А как играть этими новыми для нашей культуры игрушками, учат мультсериалы, полные любовных интриг между подругами, обольщения и предательства. Такие игрушки могут воспитать в ребенке распущенность, вольность в поведении. — Что делать чистым юноше и девушке, когда в них пробудилось половое чувство? — Если вы говорите о чистых юноше и девушке, то, думаю, они справятся со своим чувством, отложив его до росписи в ЗАГСе. А в браке половое чувство может не разрушать целомудренного состояния души. Если между супругами сохраняется благоговение друг перед другом, если супружеская близость является моментом предельного доверия между супругами, ведь они допускают друг друга в ту сферу, куда доступ больше никому не разрешен, тогда и в браке можно жить целомудренно, и тогда супружеская близость только укрепляет любовь. Если в интимную сферу дверь легко открывается, тогда законный брак может быть только прикрытием для блудного состояния души. Хочется пожелать всем молодым людям, чтобы у них в душе был образ прекрасной любви, к которому бы они стремились, чтобы отклонение от этого идеала вызывало у них желание исправить себя, чтобы они старались защищать свою чистоту и целомудрие, которое есть основание крепкого брака.  

 

О воспитании в детях целомудрия

О воспитании в детях целомудрия
Владимир (Богоявленский), митрополит

Историческая справка.
Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский (1848-1918) родился 1 января 1848 г. в селе Малая Моршка Тамбовской губернии в семье священника. Начальное образование получил в духовных школах тамбовской епархии, а высшее богословское образование будущий владыка получил в Киевской духовной академии в 1874 г.
После окончания Академии преподавал гомилетику, литургию и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии, а уже через год возглавил кафедру Священного Писания. Кроме того, он преподавал в семинарии немецкий, географию в женском епархиальном училище.
После многолетней преподавательской деятельности Василий Богоявленский принимает сан и становится священником соборного храма города Козлова Тамбовской губернии, вскоре его назначили еще и благочинным.
После смерти жены и единственного ребенка Василий Богоявленский принимает монашеский постриг с именем Владимира и вскоре становится настоятелем Троицкого монастыря в г. Козлове с возведением в сан архимандрита.
От июня 1888 архимандрит Владимир был возведен в сан епископа с титулом Старорусского и назначен викарием Новгородской епархии. 19 января 1891 владыку Владимира перевели на Самарскую кафедру, а с октября 1892 назначают экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа с титулом «Карталинський и Кахетинский».
21 февраля 1898 Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Московским и уже 28 марта начал руководить епархией. После смерти митрополита Антония Вадковского, как старший член Священного Синода, управлял Петроградским митрополией в тогдашней столице Российской империи.
Митрополит Владимир как поборник канонического порядка, ревностный хранитель моральных норм, традиций и обычаев древней православной церкви вызвал некоторую неприязнь у тогдашнего так называемого «столичного общества». Он выступал против огосударствления РПЦ и легализации «распутивщины», поэтому после смерти митрополита Флавиана Городецкого был отправлен в почетную ссылку - правящим архиереем на Киевскую кафедру. В ночь с 25 на 26 января 1918 митрополит Владимир погиб от рук большевистских захватчиков.

Среди качеств, которые присущи каждому воспитанному ребенку, не последнее, а одно из первых мест, занимает чувство стыда, или целомудрия. Оно требует особых забот и особого внимания родителей, обязанных его воспитывать в своих детях.

Чувство стыда, равно как и понимание истины, врожденное у каждого ребенка. Задача родителей и воспитателей в данном случае заключаются в том, чтобы не дать угаснуть этому чувству, а воспитать его, развить и укрепить. А потому христианские родители должны придерживаться следующих правил:

1) Оберегать своих малюток от всего, что калечит святое чувство целомудрия.
Когда родители будут поступать так, тогда у детей очень рано сформируется убеждение, что всякое нарушение целомудрия является тяжким грехом, хотя это происходило без какой-либо плохой мысли. Наоборот, если родители оправдывают своих детей в тех случаях, когда они (может, и неосознанно) нарушают и оскорбляют чувства целомудрия, говоря, что ребенок этого еще не понимает, то у него вскоре притупляется нежное нравственное чувство, а затем подведет к соблазну впасть в грех, совершить преступление, потому что ребенок давно уже привык как к нечистым взглядам, так и обнажениям, прикосновениям.

2) Остерегаться, чтобы тебе самому не стать причиной разложения невинности своих детей. Но как родители могут быть такой причиной? По-разному.

Очень многие родители уже от рождения передают детям страсть к чувственности, наклонности к бесстыдству, которая становится грустным и роковым наследием на всю жизнь. Итак, чьи родители от юности предавались чувственным удовольствиям, добрачный время провели в неумеренности, если они в брачном состоянии пренебрегают законом, не умея умерить свои телесные страсти, то похоже похоть по наследству передается детям. Пусть это хорошо помнят как родители, так и юноши и девушки, имеющие жениться.

Грехи юности родителей часто в наихудший способ отражаются на детях. Родители часто виновны в растлении, порче детей уже тем, что они слишком их ласкают. Дети, которые спят на слишком мягких и теплых пуховиках, подолгу нежатся в постели, дети, которым дают чрезмерную питательную и приправленную пряностями пищу либо очень рано приучаются к употреблению спиртных напитков, наконец, дети, бездельничают, - находятся в большой опасности потерять свою невинность и подвергаться воздействию тайного греха юности.

Праздность вообще матерь всех пороков, в том числе и непорочности. Вот поэтому, христианские родители, если хотите иметь детей стыдливых, целомудренных, здоровых телом и душой, то старайтесь закалять их с самого раннего возраста, приучать терпеть жажду и холод, и потребности, болейте, наставляйте их в труде и охраняйте от изнеженности, поэтому что изнеженность являются плодородной почвой для порока и порочности.

Очень многие родители бессознательно, или сознательно, бывают соблазнителями собственных детей своим неосторожным, а иногда даже бесстыдной поведением. Речь идет о тех родителей, которые при детях свободно одеваются и раздеваются, о матерях, которые недостаточно скромно и аккуратно кормят грудью своих малюток, которые оставляют четырех-и пятилетних и старших детей спать в одной спальне с собой, а иногда даже кладут с собой в постель, далее, родители, которые между собой или с другими ведут в присутствии детей нескромные двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные происшествия, допускают аморальные шутки, в слишком грубых выражениях говорят о половых отношениях, слишком свободно обращаются между собой и т.д.. До всех родителей, которые вот так поступают в присутствии детей, прежде всего касаются грозные слова Спасителя: кто соблазнит одного из братьев Моих меньших, верующих во имя Мое, тому лучше было бы, если бы мельничный повесили ему на шею и он утонул бы в пучине морской (Мф. 18, 6).

Остерегайтесь же, христианские родители, навлечь на себя такой страшный приговор, избегайте в ваших разговорах, в ваших отношениях, во всем вашем поведении того, что вашим детям может привести к соблазну и побуждения, к таким вещам, которых им лучше не знать. Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в некотором неведении о половых отношениях. Если же ваши дети сами спрашивают о чем-то, то ответьте осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины, но не прибегайте к обману и сказочным вымыслам. Никогда не нужно настраивать их, что грех говорить об этих вещах с другими. Потому неразумно подталкивать детей на такие вопросы, поскольку это еще больше разжигает их интерес, и они могут искать ответы в других и, скорее всего, в своих товарищей. Понятно, что гораздо лучше, если подросток узнает об этих вещах из уст благочестивых родителей, чем от легкомысленных или порочных товарищей.

3) Следите за маленькими детьми, чтобы им не приходилось случаю обольщаться к потере целомудрия. И в этом случае следите зорким глазом за спальнями малышей. Обустраивайте каждому ребенку отдельную постель, если есть для этого возможность.

Строго следите, чтобы в вашем доме не было ни книг, ни картин, которые своим содержанием вредных и могут, если попадут детям в руки, подвергать опасности их невинность, осквернять чистоту их чувств и воображения.

Родители обязаны следить за детьми и тогда, когда они занимаются играми на улице, и не позволять им общаться с детьми испорченными, грубыми и невоспитанными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.