Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению





Анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.



Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.



Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением ОТКС, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере признано Доктриной в качестве важнейшей, первой составляющей национальных интересов Российской Федерации, для защиты которых и создается система информационной безопасности. Одной из таких основных конституционных свобод определена свобода массовой информации.



К сожалению, в Доктрине никак не конкретизировано мнение ее разработчиков о несовершенном правовом регулировании, которое затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Доктрина полностью игнорирует те противоречия и прочие недостатки, которые препятствуют реализации этой свободы. В то же время в ней постоянно акцентируется внимание на недостаточной, по мнению составителей Доктрины, возможности установления ограничений свободы слова в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Доктрина справедливо признает, что нормативно-правовая база, регулирующая деятельность средств массовой информации, требует безотлагательного совершенствования. Приведенный в Доктрине перечень наиболее важных направлений такого совершенствования включает:

разработку и принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

принятие норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

создание правовой базы для формирования в Российской Федерации, помимо имеющихся федеральных, региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Один из подразделов Доктрины касается информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, которая признается второй составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и которая включает в себя доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни. Единственный способ, которое усмотрело государство для обеспечения такого "доведения" – усиление государственных средств массовой информации и расширение их возможностей, а также разработка методов формирования государством информационной политики государственных телерадиовещательных организаций и других государственных средств массовой информации. При этом совершенно не учитывается опыт множества иностранных государств, в которых информирование граждан и международного сообщества о государственной политике успешно осуществляется не через государственные, а через общественные (общественно-правовые) или частные средства массовой информации. Ситуация может отчасти измениться, если будут реализованы определенные Доктриной основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни, среди которых названа разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений.

Достаточно много места занимает в тексте Доктрины перечень угроз со стороны зарубежных стран. По мнению ее разработчиков, России следует опасаться:

вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвации духовных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

монополизации информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами;

противодействия доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создания условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

закупки органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

вытеснения с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

увеличения оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

деятельности иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленной против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

стремления ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

обострения международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

деятельности международных террористических организаций;

увеличения технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельности космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

разработки рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним;

информационного воздействия иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

распространения за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

попыток несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

стремления развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

создания льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремления развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и тому подобное);

политики западных стран, направленной на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;

активизации деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб и т.д. и т.п.

Хотя и очень сжато, но в Доктрине признается то, что современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают необходимость расширения взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями. Тем не менее такое сотрудничество, по мнению составителей Доктрины, ограничивается противодействием угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Завершает же перечень мер, направленных на внешнюю информационную безопасность, создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации, т.е. организация контрпропаганды и применение, пусть и оборонительных, но все же приемов информационной войны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.