|
Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций и ее динамика
По институциональному признаку функционирование иностранных инвесторов в России можно подразделить на четыре группы.
Первая группа - международные экономические организации (Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР)).
Вторая группа - транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают, как стратегические инвесторы. Они создают в России свои предприятия со 100% иностранными инвестициями (ПИИ) и современные предприятия (СП). Вместе с тем следует отметить, что ТНК не заинтересованы в развитии конкурирующих отраслей высокой технологии.
Третья группа - финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Они приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. Однако высокая доля портфельных инвесторов с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.
Четвертая группа - малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и поэтому ориентируется на торговые и посреднические операции.
Инвестиционная привлекательность региона – это совокупная характе-ристика отдельных территорий страны с точки зрения инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения финансовых ресурсов, существенно влияющих на формирование доходности вкладываемых средств и инвестиционных рисков[8].
Любой инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наиболее благоприятные условия. Поэтому анализ инвестиционной привлекательности регионов имеет большое значение и должен быть увязан с государственной региональной политикой. Целью такой политики служит обеспечение быстрого и качественного развития регионов с учётом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них, оптимальной интеграции, территориального разделения труда и взаимной экономической кооперации. Реализация подобных задач предполагает успешную государственную и частную инвестиционную деятельность.
Анализ инвестиционной привлекательности регионов проводится по следующим показателям[9]:
1. уровень общеэкономического развития;
2. степень развития инвестиционной инфраструктуры;
3. демографическая ситуация;
4. развитие рыночных отношений и коммерческой деятельности;
5. возможные криминогенные, экологические и другие риски.
По результатам исследований рейтингового агентства «Эксперт РА» российские регионы имеют свои оценки инвестиционной привлекательности, представленные в таблице 2.1, где:
1А - максимальный потенциал - минимальный риск;
2А - средний потенциал - минимальный риск;
3А - низкий потенциал - минимальный риск;
1В - высокий потенциал - умеренный риск;
2В - средний потенциал - умеренный риск;
3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск;
3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск;
2С – средний потенциал - высокий риск;
3С1– пониженный потенциал - высокий риск;
3С2– незначительный потенциал - высокий риск;
3Д – низкий потенциал - экстремальный риск.
Таблица 1.3 Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов[10]
№
п/п
| Регионы в соответствии с сеткой экономического районирования России
| Характер инвестиционного климата (шифр)
| 1.
| Республика Карелия
| 3В2
| 2.
| Республика Коми
| 3В1
| 3.
| Архангельская область
| 3В1
| 4.
| Ненецкий автономный округ
| 3В2
| 5.
| Вологодская область
| 3В1
| 6.
| Мурманская область
| 3В1
| 7.
| Санкт-Петербург
| 1В
| 8.
| Ленинградская область
| 3В1
| 9.
| Новгородская область
| 3А
| 10.
| Псковская область
| 3В2
| 11.
| Брянская область
| 3С1
| 12.
| Владимирская область
| 3В1
| 13.
| Ивановская область
| 3В2
| 14.
| Калужская область
| 3В1
| 15.
| Костромская область
| 3В2
| 16.
| Москва
| 1А
| 17.
| Московская область
| 1В
| 18.
| Орловская область
| 3В2
| 19.
| Рязанская область
| 3В1
| 20.
| Смоленская область
| 3В1
| 21.
| Тверская область
| 3В1
| 22.
| Тульская область
| 3С1
| 23.
| Ярославская область
| 3В1
| 24.
| Республика Марий Эл
| 3В2
| 25.
| Республика Мордовия
| 3В2
| 26.
| Чувашская республика
| 3В1
| 27.
| Кировская область
| 3В1
| 28.
| Нижегородская область
| 2В
| 29.
| Белгородская область
| 2А
| 30.
| Воронежская область
| 3В1
| 31.
| Курская область
| 3В1
| 32.
| Липецкая область
| 3В1
| 33.
| Тамбовская область
| 3В1
| 34.
| Республика Калмыкия
| 3В2
| 35.
| Республика Татарстан
| 2В
| 36.
| Астраханская область
| 3В1
| 37.
| Волгоградская область
| 2В
| 38.
| Пензенская область
| 3В1
| 39.
| Самарская область
| 2В
| 40.
| Саратовская область
| 2В
| 41.
| Ульяновская область
| 3В1
| 42.
| Республика Адыгея
| 3В2
| 43.
| Республика Дагестан
| 3С1
| 44.
| Республика Ингушетия
| 3Д
| 45.
| Кабардино-Балкарская республика
| 3В2
| 46.
| Карачаево-Черкесская Республика
| 3С2
| 47.
| Республика Северная Осетия - Алания
| 3В2
| 48.
| Чеченская Республика
| 3Д
| 49.
| Краснодарский край
| 2В
| 50.
| Ставропольский край
| 3В1
| 51.
| Ростовская область
| 2В
| 52.
| Республика Башкортостан
| 2В
| 53.
| Удмуртская Республика
| 3В1
| 54.
| Курганская область
| 3В2
| 55.
| Оренбургская область
| 3В1
| 56.
| Пермская область
| 2В
| 57.
| Коми-Пермяцкий автономный округ
| 3С2
| 58.
| Свердловская область
| 3А
| 59.
| Челябинская область
| 2С
| 60.
| Республика Алтай
| 3В2
| 61.
| Алтайский край
| 3В2
| 62.
| Кемеровская область
| 2В
| 63.
| Новосибирская область
| 2В
| 64.
| Омская область
| 3В1
| 65.
| Томская область
| 3В1
| 66.
| Тюменская область
| 3В1
| 67.
| Ханты-Мансийский автономный округ
| 1В
| 68.
| Ямало-Ненецкий автономный округ
| 2С
| 69.
| Республика Бурятия
| 3В1
| 70.
| Республика Тыва
| 3С2
| 71.
| Республика Хакасия
| 3В2
| 72.
| Красноярский край
| 2В
| 73.
| Таймырский автономный округ
| 3Д
| 74.
| Эвенкийский автономный округ
| 3С2
| 75.
| Иркутская область
| 2В
| 76.
| Усть-Ордынский Бурятский Автономный округ
| 3С2
| 77.
| Читинская область
| 3В1
| 78.
| Агинский Бурятский автономный округ
| 3С2
| 79.
| Республика Саха (Якутия)
| 2С
| 80.
| Еврейская автономная область
| 3В2
| 81.
| Чукотский автономный округ
| 3С2
| 82.
| Приморский край
| 2В
| 83.
| Хабаровский край
| 3С1
| 84.
| Амурская область
| 3В1
| 85.
| Камчатская область
| 3С2
| 86.
| Корякский автономный округ
| 3С2
| 87.
| Магаданская область
| 3С2
| 88.
| Сахалинская область
| 3В2
| 89.
| Калининградская область
| 3Д
|
Из таблицы 1.3 видно, что максимальным потенциалом и минимальным риском инвестиционной привлекательности - обладает только Москва. Согласно оценке инвестиционной привлекательности около 90% российских регионов имеют - пониженный потенциал с умеренным, высоким и экстремальными рисками. Это во многом объясняет большое количество иностранных инвестиций в Москве и Санкт-Петербурге и почти полное их отсутствие в удаленных от центра регионах России.
Более 35% валового регионального продукта приходится на долю промышленного сектора. В довольно обширный список наиболее перспективных отраслей входят машиностроение, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химия и нефтехимия, высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс (радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика). Ключевыми преимуществами области являются развитая образовательная и инновационная инфраструктура.
Удельный вес прямых иностранных инвестиций до сих пор составляет не более 50% общего объема накопленных частных иностранных капитальных вложений, основную их часть составляют прочие (46-48% - товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады), на портфельные приходится (4-5%).
Многие аналитики объясняют такую структуру тем, что Россия проигрывает в конкуренции за привлечение капитала другим потенциальным реципиентам по многим параметрам. Среди них - сложность и многочисленность процедур, требующихся для запуска бизнеса, забюрократизированность принятия решений, высокие издержки при прохождении импортного оборудования через таможню, неудовлетворительная работа правоохранительных и судебных органов и т.д.
Нельзя считать нормальной и отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций в экономику России. До сих пор в привлечении иностранного капитала доминируют отрасли, производящие продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также добывающей промышленности. В последнее время удельный вес прямых иностранных инвестиций в торговле и общепите составил 30,5% величины их притока, в транспорте - 2,2%, в пищевой промышленности - 7,4%, топливной – 16%, мясной и деревообрабатывающей - 2,7%; на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционированного рынка пришлось 7,7%. В целом же доля указанных отраслей составляет более 60%[11].
Одной из форм привлечения иностранного капитала в экономику России является размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира.
Условия привлечения средств с международных рынков капитала для России оказались более привлекательны, чем заимствования на внутреннем рынке и выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО).
Однако, основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются коммерческие организации с иностранными инвестициями. Согласно российскому законодательству коммерческая организация с участием иностранного капитала может быть организована в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.
Доля иностранного капитала в совместных коммерческих организациях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45%, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, связано со стремлением получить льготы при налогообложении.
Большинство совместных коммерческих организаций создавалось в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.
При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая коммерческие организации со 100%-ным иностранным капиталом, доля которых неуклонно растет.
Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных инвесторов, которые должны быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.
В настоящее время в инвестиционной деятельности в России ведущие позиции занимают российско-американские компании, составляя 17% общего количества зарегистрированных в России коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.
Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Приток иностранных инвестиций в экономику России пока еще заметно не компенсирует вывоз отечественного капитала за границу, особенно в первом полугодии 2015 г. по данным Центробанка, из страны вывезено капитала на 5 млрд. долл. больше, чем ввезено, тогда как в аналогичный период 2014 г. в страну, наоборот поступило на 3,8 млрд. долл. больше, чем выбыло. По итогам 2015 г. по данным ЦБ чистый отток составил 6,5 млрд. долл.
Сопоставление величины чистого оттока капитала с объемом экспорта (главный источник вывоза капитала - удержание за рубежом выручки экспортерами) показывает, что в 1-м полугодии 2015 г. чистый отток капитала составил 6,9 % от объема экспорта.
Таблица 1.4 Объем инвестиций, поступивших в РФ от иностранных инвесторов, по видам в млн. долл. США[12]
Показатели
| Год
|
|
|
| Всего инвестиций
|
|
|
| в том числе:
Прямые инвестиции
|
|
|
| из них:
Взносы в капитал
|
|
|
| Кредиты, получе-нные от зарубеж-ных совладельцев предприятий
|
|
|
| Прочие
|
|
|
| Портфельные инвестиции
|
|
|
| из них:
Акции и паи
|
|
|
| Всего инвестиций
|
|
|
| Долговые ценные бумаги
|
|
|
| Прочие инвестиции
|
|
|
| из них:
Торговые кредиты
|
|
|
| Прочие кредиты
|
|
|
| Прочие
|
|
|
|
В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 2013-2015 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 2013 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2015 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2014 г. 1,4 %.
Таблица 1.5 Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам в % к итогу[13]
Показатели
| Год
|
|
|
| Всего инвестиций
|
|
|
| в том числе:
Прямые инвестиции
| 20,2
| 22,8
| 19,2
| из них:
Взносы в капитал
| 8,6
| 7,6
| 6,4
| Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий
| 6,6
| 7,1
| 5,7
| Прочие
| 5,0
| 8,1
| 7,1
| Портфельные инвестиции
| 2,4
| 1,4
| 0,8
| из них:
Акции и паи
| 1,4
| 1,2
| 0,7
| Долговые ценные бумаги
| 0,7
| 0,1
| 0,1
| Прочие инвестиции
| 77,4
| 75,8
| 80,0
| из них:
Торговые кредиты
| 11,3
| 10,0
| 11,5
| Прочие кредиты
| 65,4
| 64,7
| 67,9
| прочие
| 0,7
| 0,6
| 0,6
|
Удельный вес прямых иностранных инвестиций до сих пор составляет не более 50% общего объема накопленных частных иностранных капитальных вложений, основную их часть составляют прочие (46-48% - товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады), на портфельные приходится (4-5%). Нельзя считать нормальной и отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций в экономику России. До сих пор в привлечении иностранного капитала доминируют отрасли, производящие продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также добывающей промышленности. В последнее время удельный вес прямых иностранных инвестиций в торговле и общепите составил 30,5% величины их притока, в транспорте - 2,2%, в пищевой промышленности - 7,4%, топливной – 16%, мясной и деревообрабатывающей - 2,7%; на коммерческую деятельность по обеспечению функционированного рынка пришлось 7,7%. В целом же доля отраслей составляет более 60%[14]. Однако, участие иностранного капитала в развитии отраслей, определяющих научно-технический прогресс России, а именно - машиностроения, химии, черной и цветной металлургии крайне невелико, поскольку эти отрасли остаются непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|