Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления повышения инвестиционной привлекательности индустрии туризма в Российской Федерации





 

Инвестиционные вложения в сферу туризма идут со стороны частного отечественного и зарубежного бизнеса, государственных органов или международных организаций.

Участие государства в развитии туризма может проходить разных формах. Это и создание благоприятного инвестиционного климата в стране, и усилия по продвижению положительного имиджа страны, и предоставление льгот по налогообложению и др.

Государственные инвестиции осуществляются в виде:

- льготные кредиты по сниженным процентным ставкам;

- аренду или продажу земли, недвижимости и инфраструктуры для целей туризма по сниженным ценам;

- преференции по налогам;

- исключение случаев двойного налогообложения путем подписания соответствующих документов с другими странами;

- сокращение пошлин;

- прямые субсидии, гранты, дотации;

- выдача гарантий при привлечении зарубежных инвесторов и др.

Стоит заметить, что инвестиции в туризм очень чувствительны к финансовым, социально-экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, происходящим в конкретной стране и мире в целом. Соответствующие органы власти должны постоянно отслеживать правомерность предоставленных финансовых льгот и целевым характером расходования выделенных денежных ресурсов.



Как было отмечено выше, зарубежные инвестиции в сферу туризма могут идти как со стороны международных организаций, так и со стороны частного бизнеса. Зарубежным кредитором может выступить Мирный банк (Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития). Инвестирование в сферу туризма не является приоритетным направлением деятельности банка, тем не менее в его кредитном портфеле присутствуют проекты, касающиеся туристской индустрии.

Сегодня перед курортно-туристическим комплексом страны поставлена задача – в ближайшие годы стать доступны для россиян, эффективным для экономики регионов и государства, а в перспективе – самой динамичной отраслью национальной экономики конкурентоспособным игроком на международном рынке.

Для решения поставленных задач необходимо усилить государственную поддержку и регулирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом национального и международных туристических рынков с целью:



- законодательного и правового обеспечения туристской деятельности;

- создания благоприятных условий для инвестирования в туристскую индустрию;

- налогового и таможенного регулирования;

- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентствам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятий туризмом на территории РФ.

- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

- содействия участия российских туристов, туроператор, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

- обеспечения картографической продукцией.

За успешную реализацию данных задач должны быть ответственны соответствующие структуры органов государственной власти всех уровней, начиная с государственного и заканчивая местным. Однако, существующее несовершенство законодательной базы в области налогов, пошлин, таможенных платежей, визового режима, транспортных тарифов и т.п. ведет к сдерживанию развитие как внутреннего, так и въездного туризма.

Наша страна, обладая уникальными природно-рекреационными туристскими ресурсами и историко-культурными ценностями, принимает только около 1% мировых туристских потоков.

Ситуация с въездным туризмом усугубляется ввиду отсутствия необходимой инфраструктурной и материально-технической базы. Гостиничных мест в России в 22 раза меньше, чем в США, а имеющиеся гостиницы и кемпинги порой отличаются низким уровнем комфорта и технического оснащения. Сервис международного стандарта способны обеспечить высококлассные отели в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и некоторых других центрах страны. По оценкам экспертов к 2020 г. Россия войдет в первую десятку наиболее популярных лидеров мирового туризма.,



Таким образом, в связи с повышением роли мирового туризма растет интерес к поиску путей эффективного развития туристской отрасли и в России, причем, как со стороны государства, так и со стороны частных предпринимателей. Туризм, как отдельная отрасль, считается одной из самых прибыльных из всех возможных и существующих. В настоящее время туризм становится одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России, хотя пока еще не стал значимым источником дохода в бюджет страны, как в других странах.

В то же время, как следует из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась с 59-го на 63-е место в рейтинге наиболее конкурентоспособных, с точки зрения туризма, стран. К факторам повлиявшим на это можно отнести слабую доступность многих туристических объектов, уровень предоставляемого комфорта, безопасность и недостаточные меры поддержки со стороны государства.

Россия заняла 63-е место среди 140 стран мира в рейтинге конкурентоспособности в секторе путешествий и туризма, подготовленном ВЭФ. По сравнению с предыдущим аналогичным рейтингом, опубликованным два года назад, Россия потеряла сразу четыре позиции, уступив их Оману, Иордании, Аргентине и Саудовской Аравии.

Возглавляет рейтинг, как и два года назад, Швейцария. В пятерку наиболее конкурентоспособных государств входят также Германия, Австрия, Испания и Великобритания, зато Франция и Швеция, напротив, покинули ее, опустившись соответственно с третьего на седьмое и с пятого на девятое места. Больше всего позиций в рейтинге приобрела Панама, поднявшаяся с 56-го на 37-е место, а потерял Алжир, опустившийся с 113-го на 132-е место.

ВЭФ оценивает туристскую конкурентоспособность стран каждые два года, основываясь на трех основных группах факторов. В частности, среда регулирования включает в себя законодательную сферу, экологическую обстановку, безопасность, гигиенические условия и приоритет политики в сфере туризма. В рамках бизнеса и инфраструктуры оцениваются воздушный и наземный транспорт, туристская и информационная инфраструктуры, а также ценовая конкурентоспособность. Наконец, принимаются во внимание человеческие, культурные и природные ресурсы. Каждому из отдельных аспектов дается оценка от 1 до 7 баллов: средний показатель России — 4,16 балла. Для сравнения: у Швейцарии — 5,66 балла, а у занимающей последнее место Республики Гаити — 2,59 балла.

Специалисты считают, что ключевые слабости России можно разбить на три группы: относительно низкое качество инфраструктуры и доступности туристских объектов, вопросы безопасности, включая, например, количество аварий на дорогах, а также низкая эффективность государственной политики по развитию туризма. Среди положительных факторов — природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникаций.

В 2012 году количество прибывших в Россию с целью туризма иностранных граждан увеличилось на 10%, до 2,57 млн человек. Однако, прирост въезжающих туристов обеспечивается в основном Москвой и Санкт-Петербургом. В отдельных регионах начинают делаться шаги по развитию туризма, но конкретных результатов, которые привели бы к реальным изменениям позиций России, пока нет. При этом, государственные инвестиции в продвижение страны на международном уровне несопоставимы с суммами, которые тратятся странами, в свою очередь, привлекающими российских туристов.

Таблица 20.1

Самые конкурентоспособные туристические направления

 

Место Страна Индекс конкурентоспособнос ти*
2013 год 2011 год
Швейцария 5,66
Германия 5,39
Австрия 5,39
Испания 5,38
Великобритания 5,38
США 5,32
Франция 5,31
Канада 5,28
Швеция 5,24
Сингапур 5,23
Россия 4,16

*Рассчитывается как средний балл по нескольким группам факторов конкурентоспособности, каждому из которых присваивается оценка от одного до семи.

Источник: Всемирный экономический форум.

 

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям туристский рынок нашей страны в ближайшее десятилетие будет активно развиваться. На нем ожидается рост инвестиций, он войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристскую отрасль. Предполагается, что Россия будет лидировать по среднегодовому росту капитальных инвестиций в туристский сектор (он составит 9,8%), и, в итоге, может стать одним из ведущих центров международной индустрии гостеприимства.

Действительно, при научно-обоснованном и эффективном использовании имеющегося природно-географического, культурного потенциала, учитывая национальные традиции и международный опыт, российские туристские центры и курорты смогут на достаточно высоком уровне удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан.

Развитие туриндустрии и всей российской экономики в целом во многом зависит от эффективности государственного регулирования, поддержки бизнеса, в том числе и от формирования четкой инвестиционной политики, которая должна быть направлена на то, чтобы российским и зарубежным инвесторам было бы выгодно вкладывать средства в отечественную туристскую индустрию. Туристской отрасли необходимы вложения, которые на первоначальном этапе должны делаться государством. Туристский сектор нуждается в поддержке государства на всех этапах своего развития через субсидирование и льготы. Лишь после того, как бизнес оценить масштабность и уровень государственной поддержки, частные инвесторы могут пойти по этому пути.

Для того, чтобы российские туристские центры и курорты достигли или хотя бы приблизились к международному уровню, необходимо привлечение не только отечественных, но и зарубежных инвестиций. В связи с этим правительством России должен определяться соответствующий набор льгот и преференций для инвесторов. К ним относятся не только налоговые и таможенные льготы, но и другие меры правового и экономического характера, в том числе упрощение визовых формальностей, предоставление доступных кредитов и т.д.

Подобные механизмы привлечения инвестиций уже успешно используются в ряде стран, имеющих известные курорты и туристские центры. Например, в Турции принят Закон о поддержке туризма, который предусматривает различные виды господдержки. Это и выделение земли для инвестиций в туризм, и прием зарубежной рабочей силы, и займы в сфере туризма. Банк развития Турции предоставляет туристским организациям займы в иностранной валюте из зарубежных источников.

Важнейшим фактором разработки и реализации инвестиционных проектов в туристской индустрии является развитие инфраструктуры – дорог, газо- и водоснабжения, систем очистки сточных вод и энергообеспечения. Без всего этого новое строительство и развитие туриндустрии в целом невозможно.

На современном этапе, когда мировая экономика находится под влиянием финансового экономического кризиса, вопрос привлечения инвестиций во все сферы бизнеса встает очень востро, а индустрии туризма в особенности.

Инвестиции являются одним из важных условий развития индустрии туризма, так как от их объемов и структуры зависит множество факторов, к которым мы можем отнести:

- динамику развития туристской индустрии на долгосрочную перспективу;

- будущие финансово-экономические показатели работы отрасли;

- количественные и качественные характеристики туристских объектов и организаций в перспективе (в том числе пропускные способности средств размещения, производственные мощности и вместимость туристских объектов);

- соблюдение пропорций в структуре развития туристской отрасли (взаимосвязанное развитие гостиниц, транспорта, сетей питания, связи, развлечений, инфраструктуры в целом в соответствии с объемом туристских потоков и структурой туристского спроса);

- развитие туристского спроса и предложения в территориальном и региональном аспектах, а также создание конкурентной внешней среды.

Инвестиции являются одним из важнейших рычагов управления развитием туризма не только в стране в целом, но и в конкретном регионе. Поэтому необходим комплексный подход к их анализу и прогнозированию в различных ситуациях: при разработке мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма, схем размещения и развития туристских объектов; при формировании банка данных туристских инвестиционных проектов; при проведении мероприятий по стандартизации, сертификации туристского продукта; при налоговом прогнозировании; при планировании занятости и доходов населения, развития инфраструктуры и т.д.

Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую индустрию очень важно соблюсти множество необходимых для этого условий, в том числе должна быть на достаточно высоком уровне активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристско-рекреационного потенциала дестинаций, создание их брендов); должна проводиться либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу; необходимо проводить также эффективную антимонопольную и антикриминальную политику местных властей, направленную на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристских организаций.

Экономическая эффективность является и основным элементом, и основным показателем в анализе и прогнозировании капиталовложений в туристскую отрасль и, в конечном итоге, определяет общую доходность любого туристского проекта для инвестора. Эти капиталовложения необходимы для создания современного конкурентоспособного туристского комплекса, которые смог бы обеспечить широкие возможности для удовлетворения разнообразных потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, от них напрямую зависит развитие туристской индустрии в целом.

Инвестиции в туристский комплекс позволят увеличить вклад в развитие народного хозяйства страны за счет роста налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Одной из важных задач по достижению этой цели является создание адекватной материально-технической базы и прежде всего средств размещения туристов (гостиниц, домов отдыха, кемпингов и т.д.)

В отличие от практики, которая сложилась в прошлые периоды, все последние принятые федеральные и региональные программы развития туризма предусматривают организацию, реконструкцию и строительство различных видов предприятий, предназначенных для размещения туристов. Финансирование развития материальной базы индустрии туризма предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, фондов и общественных организаций, а также за счет ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.

Чтобы привлечь туристов, туристская дестинация должна соответствовать представлениям посетителей о стоимости, удобствах, современности, представлениях о возможности отдыха и развлечений, занятий бизнесом и проведения деловых встреч, конгрессов, возможности осмотра культурных достопримечательностей и посещения культурных мероприятий и т.п. Туристы, как и любые другие потребители, оценивают цены, особенности и преимущества дестинации, а также затраты времени, усилий и финансовых ресурсов, возможную прибыль в образовании, опыте, развлечениях и воспоминаниях. Туристы учитывают такие факторы, как длительность и удобство переезда от аэропорта до места размещения, отсутствие языкового барьера, чистоту и санитарные условия, доступ к интересным местам и достопримечательностям, возможность совмещения культурной программы с занятием бизнеса, безопасность (беспорядки, политическая нестабильность), а также возможность удовлетворения особых потребностей (лица пожилого возраста, инвалиды, дети, необходимость соблюдения диеты, предоставление медицинского обслуживания, наличие факса и других видов коммуникации, возможность проката автомобилей, наличие залов для проведения конгрессов и т.п.). В этих целях необходимо разрабатывать события, являющиеся жизненно важным компонентом в привлечении туристов. Небольшие дестинации обычно организовывают какой-нибудь фестиваль или праздник, чтобы о них можно было узнать как можно больше, а средства массовой информации часто публикуют списки этих событий, фестивалей и праздников.

Инвестиции в туризм могут быть как относительно небольшими, (фестивали, события), так и многомиллионными (стоимость инфраструктуры стадионов, транзитных систем, аэропортов и центров для проведения съездов). Способность сосредоточить все эти удобства и услуги в доступном и удобном месте совершенно необходима, чтобы сделать такие места назначения особенно притягательными для туристов.

В странах бывшего социалистического лагеря развитие туризма находилось под тотальным контролем правительства, которое планировало и координировало развитие. В целом развитие туризма необходимо, чтобы увеличить валютные поступления, без которых, в свою очередь, не могут развиваться торговля и экономика в целом. Развитие туризма в очень большой степени зависит от государственных инвестиций, которые, тем не менее, практически недейственны при отсутствии частных инвестиций и рыночных механизмов, соответствующих меняющимся желаниям и потребностям клиентов. В настоящее время во многих из этих стран государства поощряют частные инвестиции через совместные предприятия, покупку недвижимости иностранцами и таймшер с индивидуальными инвесторами.

В 2011 году в России была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее ФЦП).

В ней предусмотрено привлечение на конкурсной основе капитальных вложений и льготных кредитов для строительства и реконструкции объектов, включенных в ФЦП. При этом строительство или реконструкция каждого конкретного объекта будет осуществляться по специально разработанной организационно-финансовой схеме. Привлечение инвесторов и получение кредитов будет во многом зависеть от подготовки соответствующих документов: инвестиционного проекта, технико-экономического обоснования, бизнес-плана.

Это значит, что на развитие туристской инфраструктуры регионам будут выделяться федеральные средства, которые будут стимулировать частные инвестиции. Планируется привлечь в рамках этой программы 332 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета планируется направить 96 млрд руб., из региональных 25 млрд.руб. Будет привлечено 211 млрд. руб. частных инвестиций. Это очень серьезные вложения в туристскую отрасль, которые будут способствовать развитию всей индустрии туризма. Практически во всех субъектах Федерации уже разработаны региональные программы развития туризма.

На конец 2013 года, как уже отмечалось выше, общее количество инвестиционных проектов, а также площадок, предоставленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, составляет 268 по регионам РФ. На тот же период 2009 года было 170 заявленных инвестиционных проектов (а по данным Ростуризма, в строй введены 172 объекта, общий объем инвестиций составил 4,5 млрд. руб.). Рост данных об инвестиционных проектах связан с тем, что регионы поняли: информация о намерениях - это один из реальных путей заинтересовать потенциальных инвесторов и наглядно показать органам власти, что можно реализовать. Именно в этом смысле можно говорить об увеличении инвестиций в туризм. Прежде регионы занимали достаточно пассивную позицию в этом отношении, но ситуация меняется.

К активной информации об инвестиционных намерениях регионы подтолкнуло еще и утверждение правительством ФЦП развития туризма. Лидерами по количеству инвестиционных проектов в Ростуризме называют Краснодарский и Алтайский края, пункты Золотого Кольца, Кавказские регионы, Свердловскую, Иркутскую, Тюменскую область.

Восемь проектов создания туристско-рекреационных кластеров в шести субъектах РФ в 2011 году названы пилотными. На их реализацию в ближайшие три года (начиная с 2011-го) государство выделяет 6,5 млрд руб. Это ТРК "Золотое кольцо" в Ярославской области, ТРК "Плес" - в Ивановской, ТРК "Донской" и автотуристский кластер "Всплеск" - в Ростовской, ТРК "Рязанский" в Рязанской области, ТРК "Белокуриха" и автотуристский кластер "Золотые ворота" (г. Бийск) в Алтайском крае.

Частных инвесторов, прежде всего, интересуют регионы с благоприятным "инвестиционным климатом", а также перспективы развития инфраструктуры, что и складывается в упомянутых регионах.

Что касается Санкт-Петербурга, то в настоящее время вкладиндустрии туризма в экономику Петербурга составляет около 11% от валового регионального продукта. Эту цифру в ближайшие пять лет планируется довести до 20%. Правительство Санкт-Петербурга понимает, что в городе особенно важно развивать туристское направление. При этом отмечается, что туризм – сам по себе уже инвестиции. Санкт-Петербург окончательно превратился в европейский туристский центр со всеми его атрибутами. В соответствии с европейской статистикой Петербург по количеству иностранных туристов находится между Веной и Венецией. Таких результатов город достиг за последние три-четыре года.

Особое значение в настоящее время придается обеспечению транспортной доступности для туристов. Поэтому необходимы новые транспортные ветки и транспортные средства, реконструкция аэропорта и появление нового терминала, так как уже сегодня пассажиропоток составляет 8,5 млн. человек, и увеличение их числа может привести к проблемам.

Распространено также вложение средств в туристские агентства. За прошедший год в мире количество средств, вложенных в туристский бизнес, возросло на 22%. То есть эта сфера деятельности, приторможенная мировым экономическим кризисом, также начинает восстанавливаться. И пусть это не везде так (достаточно вспомнить последние события в Египте или же Греции), но, в целом, тенденции именно таковы.

С оптимизацией прибыли от инвестиций, сроков их окупаемости, степени риска связаны пути и темпы развития любой туристской организации. Получение прибылей от инвестирования в туристский бизнес отличается своей сезонностью. Поэтому инвестирование в новый туристский бизнес иногда связанно с рисками. Но если они себя оправдают, то инвестор будет и дальше вкладывать деньги в развитие туристской индустрии.

Для выбора оптимального сценария реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (далее - Программа) были рассмотрены и проанализированы возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы и программные механизмы осуществления государственных инвестиций.

Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов финансового обеспечения реализации Программы выявил целесообразность финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для достижения цели Программы - активизации развития внутреннего и въездного туризма.

При выборе программного механизма государственного финансирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации были рассмотрены следующие 3 сценария достижения цели:

- развитие туристской инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий;

- развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма;

- развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также реализация проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Отсутствие логической, технологической и функциональной взаимосвязи мероприятий Программы в рамках первого сценария приведет к рассредоточению предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй сценарий также не является оптимальным из-за отсутствия концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока, а также взаимосвязей между проектами, что может привести к низкой эффективности и результативности Программы.

Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках третьего сценария.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.

В отличие от первых двух сценариев, характеризующихся фрагментарным характером и узкой направленностью мероприятий, в третьем варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма и сопутствующих услуг при обеспечении взаимосвязи мероприятий Программы.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

При любом сценарии реализации Программы существуют следующие риски, которые могут серьезно повлиять на развитие сферы туризма:

- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;

- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;

- техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий;

- геополитические риски. На развитие внутреннего и въездного туризма оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия могут привести к снижению туристского потока и формированию образа Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность;

- международные риски. Успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния отношений Российской Федерации с другими странами. Кроме того, для сферы туризма имеет значение ситуация на международных туристских рынках и степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма.

Вместе с тем следует учитывать определенные риски целевого программирования, выявленные по итогам анализа региональных программ развития туризма:

- формальный подход к формированию мероприятий в сфере туризма в региональных и муниципальных программах социально-экономического развития;

- отсутствие координации планируемых мероприятий по срокам их реализации;

- недостаточное или частичное финансирование из региональных бюджетов.

Отдельные регионы Российской Федерации, обладающие рекреационным потенциалом, не имеют целевых программ по развитию туризма. Соответственно, не определен заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных отраслях экономики. Разделы, касающиеся развития инфраструктуры и туристских услуг, не включены в отраслевые программы.

Минимизация указанных рисков и негативных факторов возможна за счет механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий участников Программы в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест. Реализация предложенного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров.

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в два этапа.

Первый этап (2011 - 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа Программы станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

На конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе Программы (2015 - 2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

В течение всего срока реализации Программы будут проводиться мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:

- повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;

- внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;

- создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;

- обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.

С учетом отраслевой специфики и особенностей ряда мероприятий Программы допускается как последовательная, так и параллельная их реализация.

Для развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации Программой предусмотрены мероприятия:

- капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;

- создание и модернизация туристских объектов;

- проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов;

- проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;

- частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях.

С учетом необходимости привлечения более широкого круга субъектов Российской Федерации к процессам создания конкурентоспособной региональной туристской инфраструктуры были отобраны перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов. В их числе Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, а также Амурская область, Астраханская область, Владимирская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область и Тюменская область.

Кроме того, были отобраны перспективные туристские проекты, готовые к реализации начиная с 2012 года, в Республике Бурятия и Липецкой области.

Предполагаемая оценочная стоимость каждого инвестиционного проекта может составлять от 3 до 5 млрд. рублей с учетом софинансирования за счет средств федерального бюджета в пределах 20 - 25 процентов. Реализация проекта обеспечит создание 2 - 5 тыс. рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта) и увеличение туристского потока на 200 - 400 тыс. человек.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.