Пруденцальное регулирование кредитных рисков.
Кредитный риск – основной риск. Риск нежелания действовать в соответствии с условиями договора. В рамках такого толкования кредитного риска – не только риск с кредитованием, но и инвестированием. Кредитному риску подвержены любые балансовые и небалансовые позиции. Кредитные риски возникают потому что банк не всегда в состоянии точно и корректно оценить платежеспособность заемщика. С течением времени эта способность может ухудшиться.
Принцип 7. Процесс управления риском требует от банков оценивать общую достаточность капитала по отношению к профелю рисков, все процессы управления соответствовали величине и сложности деятельности банков. Банкитребуют чтобы у каждого банка был этот документ.
Принцип 8.Банки должны располагать разумными политиками и процессами для идентификации измерения мониторинга и контроля кредитного риска.
Принцип 9. Банки должны создавать резервы под все позиции балансовые внебалансовые по которым рационально ожидаются потери. А также проводить идентификацию улучшения качества активов.
Обслуживание долга/ Финансовое положение заемщика
| хорошее
| среднее
| плохое
| Хорошее
|
|
|
| Среднее
|
|
|
| Плохое
|
|
|
|
Не сами по себе кредитные риски пораждают проблемы для банка, сколько концентрация.
Принцип 10.Органы банковского надзора должны проверять наличие у банка соответствующей политики процедур позволяющих идентифицировать оценивать и управлять концентрацией кредитных рисков в рамках всего портфеля.
Взаимосвязанные контрагенты - группа компаний или лиц связана финансово или связана общей собственностью или менеджментом общим или любой комбинацией обстоятельств.
H6- максимальный размер риска на одного заемщика или группу лиц. Рассчитывается как всех кредитных требований к заемщику и поделить на СК. Это значение должно быть меньше или равно 25%. Когда мы рассчитываем Н6 мы вычитаем сформированные резервы +умножаем на коэффициент риска той группы на которую он попал.
….Вставить!
Риски связанные с кредитованием аффелированных лиц. Юридические и физические лица связанные с банком.
Принцип 11.
В целях предотвращения злоупотреблений, связанных с кредитованием аффелированных лиц, орган банковского надзора должен требовать, чтобы банки предоствляли кредиты таким лицам на одиннаковых для всех условиях. Плюс дополнительный контроль для таких операций.
Н10.1
Нормативы ограничивающие совокупный размер р исков предоставленных акционерам. Порядок расчета – инструкция 110.
Н 9.1 – норматив максимальных размеров кредита, гарантий и поручительств, предоставленных банком свои акционерам. Ограничивает риск кредитования акционеров.
Числитель – сумма всех кредитных требований, всех кредитный рисков.
Знаменатель – собственный капитал. Значение норматива – не более 50%.
Рассчитывается только по крупным акционерам, у которых более 5% долей или 5% голосующих акций.
Умножается на коэффициент риска по группам. 1,8.
Н 10.1 – ограничивает совокупный риск банков в отношении всех его инсайдеров. Физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче банком кредита. Инсайдеры: члены службы безопаснсоти, управляющий банка, члены Совета директоров, начальник кредитного отдела и т.д. от должностной структуры банка. Кассиры – не инсайдеры!
Н 10.1 – аналогично.
Числитель – суммарные требования, совокупный кредитный риск в отношении всех инсайдеров за вычетом резервов на соответствующие коэффициенты риска.
Знаменатель – СК.
Норматив – не более 3%.
Проблемы пруденциального регулирования:
1) Банк России – не всегда просто выявить аффелированные стороны – когда трудно найти связь.
2) ЦБ стремится повышать ответственность и собирает информацию.
Потенциальное регулирование рыночных рисков.
Кредитный риск – далеко не единственный, с которым сталкиваются банки.
Возникает связи с развитием рынка ценных бумаг, диверсификация банковской деятельности. С конца 70-х годов. Рыночные риски – подразумеваются риски потерь по балансовым и внебалансовым позициям, связанных с колебанием рыночных цен и котировок. Рыночный риск включает процентный риск, фондовый риск, валютный риск, риск по товарным операциям. Для регулирования данных видов риска – органы банковского надзора должны убедиться что банки располагают системами процедурами, позволяющими достаточно точно оценивать и выявлять и эффективно контролировать риски связанные с колебанием цен и котировок.
В соответствии с Базелем 2 у банков есть возможность выбирать способ определения риска.
Нормативы ликвидности.
Н4- долгосрочной ликвидности – ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Максимальное допустимое отношение кредитных требований банка со сроком погашения более года (оставшимся) к СК и обязательствам со сроком погашения более года.
Н4 = активы, кредитные требования / СК+обязательства до погашения которых более года.
Расчетная величина – неснижаемый остаток долгосрочных обязательств. Мы его использовать не будем. Это значение должно быть меньше или равно 120 %.
ЦБ ограничивает размещение только тех средств, что на длительный срок. Капитал – СК, обязательства со сроком погашения более 1 года. Чтобы финансировали долгосрочные активы за счет долгосрочных пассивов. Долгосрочные обязательства для долгосрочных активов!
В 20% сидит – краткосрочные обязательства. Чтобы банк не использовал краткосрочные обязательства для долгосрочных вложений! Банк должен отвечать по краткосрочным обязательствам.
Почему не 100%, а 120%? Потому что ДЗ.
Нормативы ликвидности – ориентировочные показатели активов и обязательств для сохранения платежеспособности.
ПРОЧИЕ ВИДЫ РИСКА - САМИ.
СЕМИНАР - КР!!! ДОСТАТОЧНОСТЬ КАПИТАЛА, РЫНОЧНЫЙ РИСК и КРЕДИТНЫЙ РИСК.
ТЕМА: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ БАНКОВ
Положение 2005-У
Положение 2107-У- целесообразность Агенства по страхованию вкладов. Достоинбанк или нет.
Оценка экономического состояния банка:
Оценивается капитал, активы, доходность, ликвидность, обязательные нормативы деятельности, качество управления, прозрачность структуры собственности.
Оценка комплексная – используются количественные и качественные показатели.
1 группа – банки, где не выявлены текущие трудности. 1,2,4,6 – хорошие, структура – прозрачная. Финансово-устойчивые банки.
2 группа – не имеющие текущих трудностей, но у них есть некоторые недостатки, которые в случае неустранения могут привести к трудностям. Также есть подгруппы. 1 подгруппа – немного показатели ухудшились 1, 2, 4, 6 - или не соблюдается один из обязательных нормативов. 2 подгруппа – доходность сомнительная или неудовлетворительная.
3 группа – банки, у которых есть недостатки в деятельности и неустранение – может привезти к угрожающей ситуации к кредиторам и вкладчикам. Плюс запреты на определенные операции.
4 группа – уже угроза для интересов кредиторов и вкладчиков.
5 группа – при неприятии мер – прекращение деятельности этих банков. Основания для отзыва лицензии.
Классификацией – территориальные учреждения. Каждый квартал перепроверяют. Информация предоставляется только самому руководству банка. Всем прочим лицам информация не предоставляется.
Меры по предупреждению банкротства:
1) Финансовое оздоровление – КО сама должна отслеживать. Как только выявлены причины возникновения – нужны меры. Меры:
А) помощь учредителей – дополнительные взносы в УК, льготные долгосрочные кредиты, отказаться от дивидендов.
Б) изменение структуры активов и пассивов. Продажа безнадежных активов – коллекторские агенства. Продать непрофильные активы, продать неприбыльные. Сокращение расходов кредитной организации. Пассивы – увеличить СК. Увеличивается долгосрочные пассивы. Изменение организационной структуры – уволить, сократить, закрыть нерентабельные отделения. Сокращение УК. (Вплоть до уменьшения до 1 рубля.)
2) Временная администрация – назначает ЦБ. С точки зрения юридической правоспособности – Временная организация – специальный орган управления от банка России, в период действия – полномочия исполнительных органов КО могут быть ограниченны либо приостановленны. Обязательная публикация! На срок – 6 месяцев. Если ситуация не улучшается – отзыв лицензии. Функции КО заморожены или ограничены в: определенные сделки только с согласия с временной администрацией – недвижимое имущество, залог, аренда, внесение в УК. Имущество балансовая стоимость которого более 1% от стоимости всех активов. Все операции с заинтересованными и афелированными лицами. Функции временной администрации: все решения по внутренним документам к полномочиям исполнительных органов власти, проведение обследования КО – где проблемы, установление оснований для отзыва лицензии – есть основания или нет. Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению. Принятие мер по сохранности имущества и документации. Установление кредиторов и размер их требований. Составление реестра кому должны и в каком объеме. Временная администрация прекращается когда удалось исправить положение или истекло 6 месяцев и решением арбитражного суда – банкрот.
3) Реорганизация. По решению самой КО или по требованию ЦБ. Только в форме слияния или присоединения.
175-ФЗ – Агентство по страхованию вкладов. Финансовая помощь лицам, приобретающим акции по плану. Финансовая помощь банкам, что приобретают имущество и обязательства банка. В нагрузку активов – обязательства банков. Торги по продаже имущества. Исполняет функции временной администрации. ЦБ может не применять к банку меры воздействия включая штрафы, запреты, может не отзывать лицензию – пока работает Агентство по страхованию вкладов. Может дать отсрочку.
Агенство по страхованию вкладов – средства инвесторов, собственные средства Агентства, кредиты ЦБ, из федерального бюджета.
Соблюдаются условия – чтобы использовать АС:
1) Финансирование данных мер – сокращение затрат фонда в случае ликвидации банка.
2) Финансирование – не повлияет на устойчивость фонда социального страхования.
Банкротство.
Помимо ЦБ обратиться в арбитражный суд может сама КО, конкурсные кредиторы имеющие право требования, уполномоченные органы.
Банкротство – неспособность удовлетворять требования.
Конкурсное производство – сроком на год. Есть управляющий. Удовлетворить как можно больше требований.
Конкурсным управляющим, у кого была лицензия на право привлечения физлиц, является Агентство по страхованию вкладов.
Собрание кредиторов – интересы кредиторов и вкладчиков. Размер денежных обязательств определяется на день отзыва.
Про банкротство немножко:
Если в течение 14 дней банк не удовлетворяет условиям кредиторов, достаточность капитала ниже 2%, руководитель КО обязан направить в Совет директоров направить требование о созыве собрания и выносить вопрос о ликвидации КО и отзыве лицензии. Они сами должны это сделать. Совет директоров берет на себя функции. Солидарно-субсидиарная ответственность.
Функции конкурсного управляющего:
1) Формировать реестр - На дату отзыва лицензии у нас фиксируются все требования. Пока не закончится конкурсное производство – на год.
2) Оценка имущества КО, чтобы за счет него сформировать конкурсную массу. Имущество исключается из конкурсной массы.
3) Осуществить выплаты в порядке строгой очередности – в законе 40ФЗ. 50.38- первая очередь: физических лиц, за приченение вреда жизни здоровью, во вторую очередь: физлица по договору банковского счета и банковского вклада, за исключением ИП, третья очередь: требования агенства по страхованию вкладов, упущенная выгода, требования кредиторов по обязательствам обеспеченных залогом имущества банка, удовлетворяется за счет стоимости этого залога, преимущественно переддругими кредиторами, за исключением 1 и 2. Требования кредиторов по субординированным кредитам удовлетворяются в самую последнюю очередь.
Если КО не является участником системы страхования вкладов, то удовлетворение требований может производится в 2 этапа. Первый этап – в порядке предварительных выплат, может быть направлено до 70% что находятся на корсчете банка. Второй этап – в порядке окончательных выплат. Остальное – пропорционально. Арбитражному суду представляется отчет. Арбитражный суд ликвидирует, прекращается дело о банкротстве – в реестр, в книгу ликвидаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|