ИЛИ ЧЕМ ГРОЗИТ ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ?
(ЧАСТЬ 1)
Е.Н.ТРОСКО,
судья судебной коллегии
по делам интеллектуальной собственности
Верховного Суда Республики Беларусь
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 28 августа 2015 г.
(См. также: часть 2 данной статьи)
В соответствии п. 1, 5 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения. Объектами авторского права, наряду с иными, являются музыкальные произведения с текстом и без текста (далее - произведения).
В силу п. 1 ст. 16 Закона автору в отношении его произведения или иному правообладателю (далее - автор) принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права в случаях, предусмотренных Законом.
Содержание исключительного права на произведение согласно п. 2 ст. 16 Закона предполагает, что автор вправе использовать созданное им произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение, то есть использование произведения другими лицами допускается только с согласия автора.
Перечень способов использования произведения также приведен в ст. 16 Закона. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в связи с развитием научно-технического прогресса законодатель предусмотрел возможность появления иных способов использования произведений.
Одним из способов использования произведения является сообщение для всеобщего сведения, то есть передача с помощью беспроводной связи или по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений либо их отображений для приема публикой, включая эфирное и кабельное вещание. Сообщением для всеобщего сведения также является доведение объекта авторского права или смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору (абз. 30 ст. 4 Закона).
Из вышеизложенной нормы следует, что видами (случаями, подспособами) этого способа использования произведения являются, в частности, передача произведения в эфир (эфирное вещание), передача произведения по кабелю (кабельное вещание).
Как видим, законодательство четко разграничивает сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи произведения по кабелю и сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи произведения в эфир.
При эфирном вещании (передача в эфир) передача произведения для приема публикой осуществляется через эфирное пространство без использования провода и кабеля посредством специальных радио- и телевизионных сигналов, в том числе включая передачу через спутник.
Абзацем шестнадцатым ст. 4 Закона установлено, что передача по кабелю - сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению путем передачи по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, включая трансляцию телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляцию программ звукового вещания посредством проводных линий.
Таким образом, передача в эфир и передача по кабелю фактически различаются техническими средствами доведения произведения до сведения публики.
В настоящей статье будут рассмотрены некоторые вопросы использования произведений путем передачи по кабелю в системах кабельного телевидения.
На территории Республики Беларусь телеканалы распространяются через дистрибьюторов, получивших для этих целей лицензию. Права на трансляцию телеканалов дистрибьюторы предоставляют сети кабельных операторов. Операторы кабельного телевидения обязаны заключать договоры с правообладателями каналов (телевещателями), сутью которых является приобретение кабельным оператором прав (в данном случае - смежных) на распространение программ в форме телевизионного канала. Операторы обязаны пройти соответствующую процедуру согласования перечня телепрограмм с Министерством информации Республики Беларусь.
В свое время определение понятия "оператор системы кабельного телевидения" было дано в абз. 4 п. 2 Положения о сетях распределительных систем кабельного телевидения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2003 N 885. Согласно данному определению оператор системы кабельного телевидения (далее - кабельный оператор) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги с использованием сетей распределительных систем кабельного телевидения на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи. Однако указанное Положение утратило силу с 01.06.2015.
Вместе с тем согласно абз. 15 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 45-З "Об электросвязи" оператор электросвязи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи.
Как следует из п. 144, 145 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Положение о лицензировании), лицензирование деятельности в области связи (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством связи и информатизации Республики Беларусь. Лицензируемая деятельность включает составляющие услуги, указанные в п. 7 приложения 1 к Положению о лицензировании, в том числе среди прочих - услуги по трансляции телевизионных программ. При этом в силу абз. 3 п. 146 Положения о лицензировании под трансляцией телевизионных программ понимается эфирная трансляция телевизионных программ, спутниковая трансляция телевизионных программ, трансляция телевизионных программ в сетях подвижной электросвязи (мобильное телевидение), трансляция телевизионных программ в системе кабельного телевидения, ретрансляция телевизионных программ.
Таким образом, полагаем, что применяемое в действующем законодательстве понятие "оператор электросвязи" шире, чем понятие "оператор системы кабельного телевидения" и включает последнее.
По сведениям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь на территории нашей страны на февраль 2015 г. действовало 140 предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (кабельных операторов), имеющих специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области связи с правом оказания услуг по трансляции телевизионных программ (с использованием средств электросвязи системы кабельного телевидения). Крупнейшими кабельными операторами в Республике Беларусь являются открытое акционерное общество "Минские телевизионные информационные сети" и совместное общество с ограниченной ответственностью "Космос ТВ", а также имеются кабельные операторы в областных городах (сведения получены от Министерства связи и информации Республики Беларусь письмом от 11.02.2015 N 06-09/496 по запросу Верховного Суда Республики Беларусь от 05.02.2015 N 12-09/1).
Кабельные операторы, оказывая в системе кабельного телевидения услуги по ретрансляции телевизионных программ, неотъемлемой частью которых являются музыкальные произведения тех или иных авторов, также используют (сообщают для всеобщего сведения) путем передачи по кабелю произведения.
Исходя из смысла законодательства, для того чтобы действовать в рамках правового поля, кабельный оператор должен получить согласие (разрешение) автора (текста, музыки) на указанный способ использования его произведения - заключить с автором в порядке, установленном ст. 45 Закона, авторский договор (с иным правообладателем - лицензионный договор) и выплачивать автору за использование произведения авторское вознаграждение.
Конечно, заключить договор с каждым автором невозможно в силу ежедневного использования кабельным оператором (пользователем) огромного количества произведений отечественных и зарубежных авторов. Поэтому заключение договора с организацией, получившей государственную аккредитацию в области коллективного управления имущественными правами авторов, является реальным способом разрешения проблемы, связанной с соблюдением прав авторов и требований законодательства об авторском праве.
В Беларуси с 2001 года осуществлять управление имущественными правами авторов и их правопреемников на коллективной основе было уполномочено учебно-исследовательское республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС), с 2005 года переименованное в республиканское унитарное предприятие "Белорусское авторское общество" (далее - РУП "Белорусское авторское общество"). В последующем приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 28.12.2006 РУП "Белорусское авторское общество" присоединено к государственному учреждению "Национальный центр интеллектуальной собственности" (далее - Национальный центр интеллектуальной собственности, НЦИС). С 2007 года Национальный центр интеллектуальной собственности действует в области коллективного управления, а 27 февраля 2012 г. им получено свидетельство о государственной аккредитации в качестве организации по коллективному управлению имущественными правами в определенных сферах, в частности в сфере управления исключительными правами на музыкальные произведения с текстом и без текста при их передаче в эфир или передаче по кабелю.
Национальный центр интеллектуальной собственности заключает договоры об использовании определенным способом произведений с их пользователями (в данном случае с кабельными операторами) от своего имени, но в интересах авторов. Состав произведений и исключительные права авторов, которыми может распоряжаться НЦИС, определяются договором об управлении имущественными правами автора, который заключается между Национальным центром интеллектуальной собственности и автором.
НЦИС собирает с кабельных операторов вознаграждение в размере, определяемом в заключаемых с ними договорах, распределяет и регулярно выплачивает его авторам. Размер вознаграждения зависит от общей суммы полученных платежей и объема фактического использования конкретных произведений.
В настоящее время Национальный центр интеллектуальной собственности имеет договорные отношения об использовании произведений авторов, имущественные права которых переданы в коллективное управление Национальному центру интеллектуальной собственности, лишь с 75 из 140 субъектов хозяйствования, осуществляющих на территории Беларуси деятельность по трансляции телепрограмм в системах кабельного телевидения.
По сведениям Национального центра интеллектуальной собственности, несмотря на требования законодательства, кабельные операторы самостоятельно не обращаются в НЦИС по вопросу заключения договоров об использовании произведений, несмотря на разъяснительную работу НЦИС по данному вопросу (данная информация получена от НЦИС письмом от 17.02.2015 N 01-18/396 по запросу Верховного Суда Республики Беларусь от 05.02.2015 N 12-09/2).
Как показывает судебная практика, зачастую кабельные операторы, пытаясь доказать отсутствие с их стороны нарушений Закона, ссылаются на то, что не используют и не сообщают для всеобщего сведения путем передачи по кабелю произведения, поскольку, по их мнению, кабельные операторы не участвуют в формировании телевизионных программ, а оказывают населению лишь услуги связи, ретранслируя в неизменном виде телепрограммы телевещателя, от которого получают разрешение на реализацию правомочий по сообщению программы по кабелю. Кабельные операторы заключают с вещателем (телекомпаниями) договоры на использование телепрограммы, производя по ним определенную оплату, и полагают, что за соблюдение авторских прав должны нести ответственность субъекты хозяйствования - владельцы телеканалов, которые, формируя свои программы, обязаны получать разрешения от авторов на использование объектов авторского права для включения их в свой канал и производить авторам соответствующие выплаты. По мнению кабельных операторов, они получают от вещателей продукт, полностью освобожденный ("очищенный") от авторских прав, и при таких обстоятельствах обязанность по осуществлению выплат правообладателям за использование их произведений на кабельного оператора возложена быть не может.
Кроме того, некоторые кабельные операторы считают, что в соответствии с действующим законодательством в области информации кабельные операторы обязаны транслировать телепрограммы, входящие в обязательный общедоступный пакет телепрограмм ("Беларусь 1", "Общенациональное телевидение", "Столичное телевидение", "Мир", "Россия-Беларусь", "НТВ-Беларусь", "Беларусь 2", "Беларусь 3", "Беларусь 5"). По этой причине кабельные операторы полагают, что они не должны выплачивать вознаграждение авторам использованных в программах путем передачи по кабелю произведений, поскольку у них не имеется прав на отключение этих каналов (телепрограмм).
Действующим законодательством предусмотрены случаи использования охраняемых авторским правом произведений без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения (гл. 4 Закона), однако эти положения не распространяются на использование произведений кабельными операторами при сообщении их для всеобщего сведения путем передачи по кабелю. Обязанность доведения кабельными операторами до всех абонентов телепрограмм, включенных в общедоступный пакет, также не является основанием для использования охраняемых произведений без разрешения их авторов и выплаты им авторского вознаграждения.
Кроме того, телерадиовещательная организация (вещатель) получает от авторов или через НЦИС право на использование произведений конкретным способом - путем передачи их в эфир, и обычно этим организациям не предоставляется право передавать другим лицам (в частности, кабельным операторам) право на использование этих произведений иным способом, в том числе таким как сообщение для всеобщего сведения путем передачи по кабелю. При ретрансляции указанных телепрограмм, в которые включены конкретные произведения авторов, кабельный оператор должен получить у правообладателей разрешение (лицензию) на данный способ (передача по кабелю) использования произведений.
Мотивируя нежелание заключать с Национальным центром интеллектуальной собственности договоры на использование произведений путем сообщения по кабелю, нередко кабельные операторы также ссылаются на то, что НЦИС, будучи монополистом в этой области, предлагает им заключить лицензионные договоры по установленной им же форме и отказывается вносить какие-либо коррективы по размеру авторского вознаграждения, которое, по мнению кабельных операторов, является завышенным.
Действительно, ранее в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.1997 N 452 "Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства" (далее - постановление N 452) ставка авторского вознаграждения за сообщение для всеобщего сведения произведений литературы и искусства путем кабельного вещания (как созданных самими организациями кабельного вещания, а также по их заказу и за счет их средств, так и ретранслируемых) составляла 3% от дохода. При этом под доходом понимались обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, средства безвозмездной (спонсорской) помощи (без вычета налогов и сборов с выручки от реализации). Однако постановление N 452 утратило силу.
Действующее законодательство, а именно подп. 3.3 п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2011 N 1609 "О коллективном управлении имущественными правами", определяет, что размер вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав либо порядок его расчета, а также порядок и условия его выплаты устанавливаются в договорах, которые пользователи заключают с организациями по коллективному управлению имущественными правами.
В то же время согласно п. 2 ст. 51 Закона при заключении договоров об использовании произведений и (или) объектов смежных прав организация по коллективному управлению имущественными правами обязана действовать на равных условиях в отношении пользователей, осуществляющих использование произведений и (или) объектов смежных прав одного вида в одной и той же форме и (или) одним и тем же способом.
Вышеназванная норма направлена на обеспечение равенства пользователей и лишает каждого отдельно взятого пользователя возможности участвовать в определении лицензионных условий. Фактически условия договоров, заключаемых Национальным центром интеллектуальной собственности с пользователями, определены НЦИС в стандартной форме и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения, ст. 398 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Во исполнение требований Закона Национальным центром интеллектуальной собственности разработан и утвержден 01.03.2012 генеральным директором по согласованию с Авторским советом при Национальном центре интеллектуальной собственности Тариф (перечень ставок) авторского вознаграждения, собираемого Национальным центром интеллектуальной собственности в рамках ведения коллективного управления имущественными правами на музыкальные произведения (далее - Тариф).
В соответствии с п. 2 разд. 3 Тарифа ставка авторского вознаграждения при сообщении музыкальных произведений для всеобщего сведения путем передачи по кабелю одновременно в составе нескольких телевизионных программ (кабельное телевидение) составляет 3% от получаемого кабельным оператором (субъектом, осуществляющим трансляцию телевизионных программ в системе кабельного телевидения) дохода в виде поступлений абонентской платы за оказание телевизионных услуг.
Указанный порядок не противоречит действующему законодательству и предполагает, что кабельные операторы, устанавливая тарифы предельного размера платежа за услуги кабельного телевидения, должны предусматривать в числе расходов плату за использование объектов авторского права.
Возможность кабельных операторов влиять на условия договоров (в том числе в части размера ставок авторского вознаграждения), которые заключает Национальный центр интеллектуальной собственности с кабельными операторами, имеется путем заключения соглашений между НЦИС и общественными объединениями, членами которых являются кабельные операторы.
Так, по решению кабельных операторов и эфирных вещателей Республики Беларусь 26.04.2005 образован Телекоммуникационный отраслевой союз (ТОС), который является правопреемником общественного объединения "Белорусская телевизионная ассоциация". Основными целями ТОС являются: содействие развитию кабельного и эфирного телевидения, средств связи и коммуникаций в Республике Беларусь, координация деятельности членов ТОС, защита их интересов, взаимодействие с государственными органами, общественными объединениями и т.д. Членами ТОС являются 96 субъектов хозяйствования Республики Беларусь, осуществляющих деятельность в сфере эфирного и кабельного вещания. 1 февраля 2011 г. между НЦИС и ТОС заключен договор о сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрен особый порядок расчета авторского вознаграждения (применение понижающих коэффициентов) за использование произведений кабельными операторами - членами ТОС.
Следует отметить, что подход к определению размера вознаграждения, которое следует перечислять НЦИС, вполне соответствует международной практике.
Так, Российским авторским обществом (одна из негосударственных некоммерческих организаций, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе) ставка авторского вознаграждения для кабельных операторов установлена в размере 5% от суммы доходов пользователя (кабельных операторов). Сумма доходов пользователя определяется в соответствии с условиями заключаемых договоров с пользователями. При этом определен размер авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, который не может составлять меньше установленных гарантированных минимальных сумм за один календарный квартал в зависимости от численности абонентов сети кабельного телевидения. В частности, при количестве абонентов в сети от 501 до 1000 размер отчислений авторского вознаграждения в квартал должен составлять не менее 5000 рос.руб., при количестве абонентов от 5001 до 10000 - не менее 25000 рос.руб.
Во Франции операторы кабельного телевидения выплачивают вознаграждение в соответствии с тарифами, которые приняты организацией коллективного управления, и на основании договора, заключенного с этой организацией, в размере 3,75% от абонентской платы плательщика.
В таком же порядке (в соответствии с тарифами, установленными организацией по коллективному управлению имущественными правами) кабельными операторами выплачивается вознаграждение в Швейцарии, где для кабельных операторов, которые систематически выполняют тарифные обязательства, предусмотрена скидка до 3%. В случае если информация, которая предусмотрена договором, не представлена в срок, организация коллективного управления имеет право выставить счет на основе собственных расчетов.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что законодательное регулирование деятельности кабельных операторов по соблюдению авторских прав в Республике Беларусь существенно не отличается от законодательства в этой области государств Евразийского экономического союза, стран Европейского союза, стран постоянного нейтралитета и не ущемляет интересов кабельных операторов и правообладателей, строго соблюдая баланс интересов.
Вместе с тем, как представляется, прежний порядок законодательного установления размера ставок (тарифов) авторского вознаграждения за использование произведений путем сообщения для всеобщего сведения в форме кабельного вещания был более предпочтительный и не порождал такого количества споров между кабельными операторами и НЦИС о размерах вознаграждения.
Таким образом, основной вывод - использование кабельными операторами произведений авторов без заключения соответствующего договора и без оплаты авторского вознаграждения является нарушением прав авторов и требований авторского законодательства.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|