Сделай Сам Свою Работу на 5

Что в работе педагога можно определить как инновационную деятельность?





С одной стороны, легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

По назначению инновации в образовании можно условно разделить на общие и частные. К общим инновациям относятся глобальные концепции современного образования: оптимизация процесса обучения, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии. К частным инновациям отнесем авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в учреждении образования.



Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к образовательному процессу связаны:

- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный «знаниевый» подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

- организацией образовательного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного процесса обучения (методики, технологии, методы и средства обучения);

- профилизацией и специализацией общего образования, что позволяет формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).



В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно-ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста обучающихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии педагогов в направлении развития способностей обучающихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении межпредметных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;



- профессионально ориентированный (компетентностный)подход к обучению выражается в формировании у школьников профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у обучающихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

- креативно-развивающийся подход формирует у ребят продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых предметов государственному образовательному стандарту.

Существует множество форм и методов по профилактике эмоционального выгорания педагогов, но одним из самых важных обстоятельств является самосовершенствование.

Следует учесть, что инновационные подходы необходимо использовать не только при планировании профессиональной деятельности, но и при проведении самооценки и саморегуляции.

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

Так, чтобы избежать синдрома эмоционального и профессионального выгорания следует:

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремиться к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;

— уметь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремиться находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремиться бороться со своими негативными убеждениями;

— принимать активное участие в деятельности сообществ.

Повышение уровня профессионального мастерства.

- повышать уровень профессионального мастерства;

- работать с супервизором.

Для этого можно выполнять следующие упражнения:

Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Первый список может выглядеть так:

1) играю со своими детьми

2) читаю, лежа на диване

3) работаю в саду

4) встречаюсь с друзьями

5) смотрю телевизор

Второй список может выглядеть так:

1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье

2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Упражнение 2. «Обещание самому себе»

1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей: профессиональной, организационной и личной.

2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

Ваш лист может выглядеть примерно так:

Личная сфера

1. Взять отпуск

2. Делать зарядку*

3. Встретиться с близкой подругой*

Профессиональная сфера

1. Договориться о супервизии*

2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом

3. Прогуливаться в конце рабочего дня*

Организационная сфера

1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*

2. Устроить вечеринку сотрудников*

3. Собраться для обсуждения

Упражнение 3. «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»

Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?

2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?

3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?

4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.