Сделай Сам Свою Работу на 5

Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога





Эмоциональное выгорание – это состояние упадка сил, истощения с чувством собственной ненужности, то есть – эмоциональная лабильность, психическая неуравновешенность, деперсонализация.

Составляющими эмоционального выгорания являются (К. Маслач):

- эмоциональное истощение – чувство пустоты, усталости, вызванное работой, перенапряжением, исчерпанностью;

- деперсонализация – чувство безразличия и негативного отношения к людям, неуважительное отношение к труду и объектам труда;

- редукция профессиональных достижений – неудовлетворение собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания необходимо

- быть внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости;

- старайтесь себе нравиться;

- выбирайте дело по душе: в соответствии со склонностями и возможностями; это даст возможность найти себя, поверить в собственные силы;

- не стоит искать в работе счастья или спасения. Это деятельность, которая хороша сама по себе;

- не живите жизнью других: живите не вместо людей, а вмести с ними;



- находите время для себя;

- учитесь каждый день трезво анализировать события (можно сделать традицию вечернего пересмотра событий);

- если вам очень хочется, кому-то помочь или сделать за него работу, спросите себя: нужно ли это ему? Может он справится сам?

 

Профилактика стресса

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.



3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен педагогическим опытом. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы, сетевое сотрудничество.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.



7. Здоровый образ жизни. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Очень часто синдром профессионального выгорания педагогов является следствием неудовлетворенности результатами работы, заниженной самооценкой профессиональной деятельности. Если по результатам анкетирования у вас получились низкие результаты самооценки профессиональной деятельности, то

 

Способы изменения самооценки

- Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

- Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Старайтесь видеть в каждом человеке не недостатки, а достоинства.

- Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

- Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте.

- Принимайте решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.

- Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги. Любите свои «слабости».

- Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

- Обретите веру: в человека, в обстоятельства. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов.

- Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служит примером, препятствовал осознанию учителем своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога.

Выход видится не только в признании присущих педагогам чувств, но и в умении работать с ними.

В частности, Р. Ассаджиоли предлагает упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

- в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически);

- как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);

- как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);

- статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

- каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);

- каково общее настроение (мрачное, напряженное). Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.