Военно-патриотическое воспитание учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности
Автор: Дегтярев Анатолий Иванович, учитель (преподаватель-организатор ОБЖ) высшей категории МБОУ «СОШ №51» г. Астрахани. Майор в отставке, Ветеран военной службы, Ветеран труда, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, награждён Почётным знаком ликвидатора аварии на ЧАЭС, пятью государственными наградами – медалями за службу в Вооружённых Силах СССР.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием за предмет своей веры, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, реальная практическая помощь своему народу.
Составной частью патриотического воспитания и его формой, ориентированной на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины является военно-патриотическое воспитание.
Попробуем ответить на вопрос: «Где больше возможности готовить будущих защитников Отечества - на уроке или за его пределами?»
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ также способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках «Основ безопасности жизнедеятельности» по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.
По содержанию формирования целей уроки ОБЖ являются психологическими, так как формулировка целей включает в себя психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата. Установка или настрой – это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям, фактам, процессам. Поэтому цель урока ОБЖ – это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации.
Важным структурным компонентом для всех типов уроков является содержание учебного материала, которое представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть далеко не научные факты. Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает, в сущности, деятельность или конкретные действия в ЧС. Это своеобразный микроучебник, отражающий сложный мир взаимодействия человека и природы. Для детей, не имеющих жизненного опыта, это первое знакомство с деятельностью человека и явлениями природы, начинающееся с негативных факторов. С психолого-педагогической точки зрения, подобное содержание учебного материала формирует у детей страх по отношению к данным процессам.
Для того чтобы избежать этой ситуации, необходимо дополнительно ввести знания о целенаправленной благородной деятельности человека. Особенно надо подчеркнуть достоинство человека в окружающем мире, целеустремленность, разумные действия, возможность регулировать различные процессы в природе при помощи планирования, экономики, международного права и т.д. Поэтому в содержании учебного материала на уроках ОБЖ необходимо рассматривать в первую очередь положительные стороны человека как фактора необходимого взаимодействия с окружающей средой, а затем отмечать негативные явления взаимодействий и меры безопасности в данных ситуациях.
Знания о целенаправленной деятельности человека вводятся с целью научить детей видеть достоинство и недостатки жизнедеятельности человека. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле.
Если урок ОБЖ для 1-4 классов рассматривать как краткий сюжет жизни, где люди каждый по-своему исполняют какую-то роль и действия, то методом обучения будет сюжетно-ролевая игра, в которой каждый ребенок выполняет практически конкретное учебное действие. Для 5-8 классов будут легче восприниматься сюжетно-ролевые действия с определением обязанностей, распределением места и времени. Для 9-11 классов это организация производственной деятельности, отражающей объём всех взрослых отношений: социальных, психологических, производственно-бытовых.
Так программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «ВС РФ - защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, а так же космическое вооружение.
В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:
· с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,
· порядком первоначальной постановки на воинский учет,
· порядком медицинского освидетельствования,
· призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе,
· основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности необходимо постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
При организации уроков ОБЖ важно учитывать, чтобы обучающиеся в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. Здесь необходим личностно-ориентированные подход и актуализация личностного опыта обучающихся. В процессе преподавания ОБЖ целесообразно применять технологию проблемного обучения, технологию проектной деятельности, также неоценима роль использования ИКТ технологий.
Урок ОБЖ создаёт реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность и ответственность за свои поступки. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний. Учебная ситуация урока позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся ЧС. Дети впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить; чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.
Конечно, урок - важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.
Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы показала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.
В чём же преимущества внеклассной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объёме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в них применения на практике путём вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.
Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более естественны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочёты, проблемы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно формируется личность.
Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.
Для успешной внеклассной деятельности целесообразно составить комплексную программу по военно-патриотическому воспитанию, где будут объединены мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, классными руководителями, учителями физической культуры, социально-педагогической службы.
Для достижения положительных результатов после окончания каждой учебной четверти и в конце учебного года рекомендуется проводить диагностику и обмен опытом работы по организации и проведению военно–патриотического воспитания в школе с преподавателями и организаторами общеобразовательных организаций. Так в «СОШ №51» г. Астрахани успешно апробирована система патриотического воспитания школьников в урочное и внеурочное время, в работе кружка «ЮНЫЙ ПАТРИОТ», которая положительно повлияла на учебно-воспитательный процесс.
Часть 9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|