Сделай Сам Свою Работу на 5

История изучения ОМ в России.





Родоначальником опросов общественного мнения в СССР можно считать Институт общественного мнения, существовавший в редакции «Комсомольской правды» в 1960-1966 гг. (руководитель д.н.ф. Б.А. Грушин). Откликом на настоятельную необходимость научного, квалифицированного и целенаправленного изучения ОМ, которая все больше осознавалась в советском обществе, было создание в Институте социологических исследований АН СССР Центра по изучению ОМ (1969-1972 гг.; руководитель Б.А. Грушин. Тот факт, что необходимость эта действительно существовала, подтверждается тем обстоятельством, что центр имел в своем портфеле заказы на проведение опросов общественного мнения страны почти от сотни заинтересовавшихся созданием этого центра учреждений. К тому времени функционировали разные формы донесения мнения различных слоев населения до руководящих органов: выборы в органы власти всех уровней; деятельность депутатов Советов всех уровней; письма трудящихся в редакции, в органы власти; собрания коллективов трудящихся.

Становилось ясным, что зондаж общественного мнения силами научной организации может представить мнения самых широких слоев населения, не актуализированных собраниями, митингами, сессиями исполкомов, письмами трудящихся, СМИ. Все увеличивающаяся политизация общества, процесс создания гражданского общества делали настоятельной необходимостью активное изучение общественного мнения. Это давало возможность лучше прогнозировать развитие социальных явлений.



Интересная информация о внимании советского общества к проблематике ОМ содержится в сравнительном исследовании упоминаний этой части социологии в газете «Правда» в 1971 и 1986 гг. Именно в это 15-летие произошел качественный скачок в этом внимании. Общие объемы внимания газеты к социологической проблематике следующие: в 1971г. было опубликовано за полгода 45 материалов, касающихся социологии, в 1986г. - 81 материал. Важно, что все упоминания ОМ, его изучения в «Правде» касались только зарубежных стран, и только десятая часть их стала относится к советской действительности через 15 лет.

В 1969-1972 гг. В рамках ИКСИ АН СССР функционировал Центр изучения ОМ, существовал отдел ОМ, где был осуществлен крупнейший в советской социологии исследовательский проект (Функционирование ОМ в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов (1967-1974 гг.).



 

Российские структуры по изучению ОМ.

В 1969-1972 гг. В рамках ИКСИ АН СССР функционировал Центр изучения ОМ, существовал отдел ОМ, где был осуществлен крупнейший в советской социологии исследовательский проект (Функционирование ОМ в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов (1967-1974 гг.). Общей задачей исследования, вошедшего в историю социологии под кратким названием «Общественное мнение», было функционирование общественного мнения в полном наборе формирующих и выражающих это мнение информационных каналов. Этими структурами руководил Б.А. Грушин. Подвижкой в направлении становления в стране профессиональной структуры по изучению общественного мнения можно назвать факт создания при ВЦСПС и Госкомтруде СССР Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (директор - Заславская, заместители: Грушин и Левада).

Старый ВЦИОМ (с сентября 2003 года - «Левада-Центр») занимается маркетинговыми, социальными и политическими исследованиями с использованием регулярных массовых опросов населения. Центр проводит исследования в России и странах СНГ. С 1989 г. в Центре ведется проект под названием «Новый год», цель которого состоит в том, чтобы определить баланс положительных и отрицательных событий года в оценках населения. В 2007 г. был выполнен проект, цель которого состояла в изучении отношения разных слоев общества в этих городах к независимым местным газетам. С 2003 г. продолжается проект, посвященный формированию информационной базы мониторинга экономики образования. Он направлен на изучение состояния рынка образовательных услуг. Существенную часть работы Центра составляют исследования рынка и потребительского поведения населения.



Коллектив «Левада-Центр» участвует в ряде крупных международных проектов. Один из них - Международная программа социальных исследований. Центр выпускает ежегодник «Общественное мнение» и журнал «Вестник общественного мнения», издаваемый с 1993г. После сентября 2003 г. началась новая история Всероссийского центра изучения ОМ. В этот день большая группа его сотрудников во главе с директором центра Ю. Левадой объявила о создании новой, автономной некоммерческой организации «Левада-Центр». С сентября 2003 г. исследования проводятся тем же коллективом в рамках организации под наименованием «Аналитический Центр Юрия Левады», или «Левада-Центр». После смерти Левады в 2006 г. его ученики под новым именем структуры продолжают исследования ОМ, их опыт и репутация позволили сохранить добрые отношения с партнерами. В настоящее время бренд «ВЦИОМ» использует другой коллектив. На втором месте по времени возникновения находится Фонд «Общественное мнение»- независимая некоммерческая исследовательская организация, созданная в конце 1991, руководитель - Ослон. Первоначально фонд специализировался на политических опросах и анализе настроений различных групп общества. С 1993г. основное направление исследований фонда начало смещаться в область исследований рынка рекламной продукции. С 1994г. Фонд издает еженедельный бюллетень социологических исследований «ФОМ-ИНФО». КОМКОН-2 - основан в декабре 1991г., имеет членство в ESOMAR (Европейское общество исследователей общественного мнения и рынка) с 1992 г. Специализируется в области СМИ, проводит маркетинговые исследования, применяет методику изучения целевых групп - так называемый Индекс целевых групп. Новый институт социально-психологических исследований (НИСПИ) был организован в 1993г. Впервые создал в России панель ТВ-меров; имел собственную опросную сеть в восьми регионах России. РОМИР - независимый институт российского общественного мнения и рыночных исследований (руководитель - Башкирова), существует в основном за счет маркетинговых исследований. В методике РОМИР ежемесячный омнибус - личные интервью по репрезентативной общероссийской выборке; телефонный омнибус в Москве и Санкт-Петербурге: панельное исследование; дневниковые исследования и т.д. РОМИР является одним из учредителей компании Гэллап Медиа. Компания Russian Public Relations Group была образована в 1992г. специалистами, работавшими в области паблик рилейшнз. Мониторинг рекламы на телевидении и в прессе был запущен этой компанией по Москве в 1993г., с 1994 г. RPRG начала мониторинг наружной рекламы, с 1995г. - на радио.

 

Методика исследования ОМ

Общественное мнение - это некое понятие, регулирующее отношения между людьми, формулирующее общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла.

Методы изучения общественного мнения:

Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

3) Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью б) анкетный опрос

Прямое наблюдение: Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение бывает простым и научным

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.

Документальные источники: По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Оценка метода документального анализа: документы нередко выступают в роли главного источника информации, дополненной опросом или прямым наблюдением.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос - универсальный метод, позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.

Разновидности опросов: интервью и анкетирование

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Опрос по анкете. Этот метод предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

 

Модификации опроса.

Анкетирование – самый распространенный вид общения социолога с людьми. Участие исследователя в данном исследовании минимально, опрашиваемый имеет дело с текстом вопросника. Таким образом, отличительная черта анкетирования заключается в том, что вопросник заполняет сам респондент. Данная процедура позволяет опросить как можно больше людей.

Интервью – практически не отличается от анкетирования: интервьюер задает вопросы, перечисляет варианты ответов и отмечает выбранный. Цель – минимизировать влияние интервьюера на вариант ответа. Так же существует интервью по телефону (примерно 100 вопросов, время опроса 40-50 мин).

Существует глубинное или фокусированное интервью – предметом влияния исследователя становятся лица, которые пережили некоторые конкретные ситуации: посмотрели фильм, попали в аварию и т.д. Данные интервью возможны лишь с небольшими группами лиц. По характеру интервью бывает пробное (пилотажное). Исследователь ищет возможные ответы на вопросы и включает затем в анкету. Как правило, пробное интервью – это необходимый этап при разработке любой анкеты или интервью.

Групповые интервью – специфический вид общения с несколькими людьми. Интервьюер интересуется характером взаимодействия. Виды: деловые игры, ролевые игры или психодрамы.

Наблюдение. Так как реакция потребителя на рекламу очень важна для производителя, наблюдатель фиксирует реакцию (смех, взгляд и т.д.) и документирует ее.

Наблюдение бывает не включенное (сторонний наблюдатель) и включенное (социолог буквально живет жизнью своих подопечных).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.