|
Тема № 2: Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи.
Тема № 1 Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Рефлексы новорожденных.
Цель обучения:
- Сформировать знания о функциях спинного мозга и стволовых структур головного мозга.
- Ознакомить с методами исследования спинного мозга.
Задачи обучения:
1. Ознакомить студентов с рефлекторной деятельностью спинного мозга.
2. Научить технике получения сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека.
Основные вопросы темы:
- Основные методы исследования функций ЦНС у человека.
- Электрическая активность коры больших полушарий, электроэнцефалография.
- Функциональное значение различных структур ЦНС.
- Основные рефлекторные центры нервной системы. Спинной мозг.
- Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
- Проприоцептивные спинномозговые рефлексы (коленный, ахиллов и локтевые рефлексы).
- Рефлексы новорожденных.
Методы обучения: комбированный
1.Возможные варианты (устный опрос, писменный опрос, работа в малых группах, Cooperating learning )
2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
Работы
№ 1. Спинно-мозговые рефлексы человека (лит. 6 стр. 39 раб. № 1)
№ 2. Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators» - «Законы распространения рефлексов (законы Пфлюгера).
№ 3. Работа с обучающей программой «Нервная система».
№ 4. Работа с дидактическим видеокастом элементами с викторины «Рефлексы новорожденных»
№ 5. Работа с программой - викториной из категории «Что? Где? Когда?» с запрограммированными ошибками «Рефлекторная деятельность ЦНС»
по теме «Нәресте рефлекстерi» ДЛЯ КАЗ ОТД
3.Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», неврологический молоточек, таблицы-стенды по физиологии «Физиологии ЦНС иВНС», физиологический атлас, интерактивные программы
4. Демонстрация заимствованного видео и анимационного материала
Фильмы
- Нервная система (18 мин)
- Локтевой рефлекс
-Нейроны, функции
-Нервная клетка (10 мин)
-Электрофизиология ЦНС (13,37 мин)
Анимация
- Общее строение нервной системы – рефлекторная дуга
- Рефлекторная дуга коленного рефлекса
- Сборка рефлекторной дуги
Видео, созданные ППС
- Функциональные методы исследования ЦНС (ЭЭГ, реоэнцефалография, нейронография)
Литература
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос (перечень вопросов ниже)
2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков
- Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)
Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Вопросы.
- Основные методы исследования функций ЦНС у человека.
- Электроэнцефалография. Основные ритмы.
- Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
- Проприоцептивные спинномозговые рефлексы (коленный, ахиллов и локтевые рефлексы).
- Рефлексы новорожденных. Классификация, виды.
Тема № 2: Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи.
Цель:
1. Сформировать знания о роли гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма.
2. Уметь объяснить механизм обратной связи.
3. Ознакомиться с физиологической ролью гормонов щитовидной, поджелудочной желез, надпочечнтков.
4. Знать возрастные особенности функций перечисленных желез внутренней секреции.
Задачи обучения:
- Физиологические механизмы, регулирующие деятельности ЭС.
- Физиологические эффекты действия тропных гормонов гипофиза, щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников.
- Возрастные особенности деятельности ЭС.
- Уметь интерпретировать результаты анализов крови и мочи на сахар, содержание ТТГ, Т3, Т4 в крови.
Основные вопросы темы:
- Структурно-функциональная организация эндокринной системы.
- Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи.
- Физиологическая роль гормонов аденогипофиза, связь с гипоталамусом. Релизинг – фактор.
- Функциональная связь нейрогипофиза с гипоталамусом.
- Механизм действия гормонов: вазопрессин, АДГ, альдостерон, глюкокортикоиды.
Методы обучения: комбинированный метод:
- Возможные варианты (метод групповой дискуссии, устный опрос)
2. Выполнение и обсуждение темы
- Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators» - «Влияние тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм». «Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови».
4. Просмотр видеоматериала - По следам великанов. Гигантизм (43,25 мин)
5. Анимация - Стресс.
Литература:
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
- Компетенция «знания» - устный опрос (перечень вопросов ниже).
Контроль (вопросы):
- Физиологическая роль гормонов аденогипофиза, связь с гипоталамусом. Релизинг – фактор.
- Функциональная связь нейрогипофиза с гипоталамусом. Роль окситоцина и АДГ.
- Гипоталамо-гипофизарно надпочечниковая система. Механизм обратной связи.
- Физиологическая роль гормонов щитовидной железы.
- Эндокринная функция поджелудочной железы.
Тема№ 3.1:Основные физико-химические константы крови. Функции крови. Методы исследования функций крови. Функции эритроцитов, гемоглобина.
Цель обучения:Сформировать знания о методах исследования функций крови.
Задачи обучения:
- Ознакомить студентов с основными методами исследования функций крови.
- Раскрыть сущность механизма СОЭ
- Ознакомить с анализами крови
- Продемонстрировать технику определения скорости оседания эритроцитов и вычисления ЦПК
Основные вопросы темы:
1. Понятие о системе крови. (Т.Ф.Ланг).
2. Функции крови. Количество и состав крови.
3. Основные нормативные показатели крови.
4. Гематокрит, его значение для клиники.
5. Физико-химические свойства крови.
6. Гидростатическое, осмотическое и онкотическое давление.
7. Кислотно-щелочное равновесие.
8. Эритроциты, функции.
9. Гемоглобин, количество, соединения гемоглобина с газами.
10. Цветной показатель крови, его значение для клиники.
11. СОЭ, его определение/ Механизмы СОЭ. Методика определения/ СОЭ у мужчин, у женщин и у детей.
12. Виды гемолиза, его механизмы.
Методы обучения: комбинированный метод:
1. Возможные варианты (устный опрос, письменный опрос)
2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
Работы
№1 – Анализ крови. (Основные нормативные показатели)
№2 - Отделение пламы от форменных элементов крови, определение гематокритного показателя
№3 – Определение скорости оседания эритроцитов
№4 – Вычисление ЦПК
3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», донорская кровь, 0,1% НCI, дистиллированная вода, капилляр, аппарат Панченкова, 5% р-р лимонно-кисло-натрия, часовое стекло, груша, пипетки; стеклянные или пластмассовые палочки; учебные таблицы-стенды по «Физиологии крови»; показатели крови; заимствованный видеофильм «Система вакуумного забора крови «VenoSafe».
4.Демонстрация заимствованного видеоматериала
- Видеофильм «Система вакуумного забора крови «VenoSafe»
- Презентация «Безопасная вакуумная система для взятия венозной крови BD Vacutainer®» («BD Preanalytical Systems (PAS) BD Preanalytical Systems (PAS)»).
Литература:
Основная:
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос (перечень вопросов ниже)
2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков
- Анализ крови
-Определение СОЭ
-Определение групп крови и резус-фактора с использованием цоликлонов
Контроль(вопросы)
1. Методика определения групп крови в системе АВО.
2. Методика определения резус-фактора при помощи универсального реагента.
3. Резус-принадлежность крови, значение определения для клиники.
4. Проверка крови на совместимость при переливании.
5. Гемолиз. Виды гемолиза
6. Осмотическая резистентность эритроцитов (минимальная, максимальная)
7. СОЭ у мужчин, у женщин и у детей. Механизм СОЭ
Тема№ 3.2:Функции тромбоцитов, лейкоцитов. Группы крови. Резус фактор.
Цель обучения:Сформировать знания о функциях тромбоцитов, лейкоцитов, группах крови.
Задачи обучения:
1. Ознакомить с осньыными функциями лейкоцитов и тромбоцитов.
2. Ознакомить студентов с методами определения групп крови с помощью цоликлонов.
Основные вопросы темы:
1. Лейкоциты, лейкоцитарная формула.
2. Функции различных видов лейкоцитов.
3. Динамика изменений количества лейкоцитов в различные возрастные периоды.
4. Тромбоциты, количество, основные функции.
5. Ангиотрофическая функция тромбоцитов.
6. Защитная функция тромбоцитов.
7. Понятие об агглютиногенах, агглютининах, реакции изогемагглютинации.
8. Характеристика групп крови в системе АВО. Значение для клиники.
9. Резус принадлежность крови. Значение для клиники.
Методы обучения: комбинированный метод:
1. Возможные варианты (устный опрос, письменный опрос)
2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
Работы
№1 –Определение группы крови с использованием цоликлонов,
№2 -Опеределение резус-фактора при помощи цоликлона анти Д-Супер
3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», донорская кровь, 0,1% НCI, дистиллированная вода, груша, цоликлоны анти-АВ, анти-А, анти-В; Анти-D Супер; раствор натрия хлорида 0,9%; планшет; пипетки; стеклянные или пластмассовые палочки;
4.Демонстрация заимствованного видеоматериала
Литература:
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос (перечень вопросов ниже)
2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков
-Определение групп крови и резус-фактора с использованием цоликлонов
Контроль(вопросы)
8. Методика определения групп крови в системе АВО.
9. Методика определения резус-фактора при помощи универсального реагента.
10. Резус-принадлежность крови, значение определения для клиники.
11. Проверка крови на совместимость при переливании.
12. Гемолиз. Виды гемолиза
13. Осмотическая резистентность эритроцитов (минимальная, максимальная)
14. СОЭ у мужчин, у женщин и у детей. Механизм СОЭ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|