Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Технология работыс пожилыми людьми





Технологии социальной работы по формированию коммуникативных навыков в пенсионном возрасте

Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь.

В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей.

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.



Для решения первоочередных задач обслуживания старых людей необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация — это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для социального работника это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в нее субъекта.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.



Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в России представлено различными формами, по мере возможности учитываются потребности пожилых людей в разных видах социальных услуг.

Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии с утвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин. Сотрудники отделения встречают своих посетителей уже при входе в центр, после чего их проводят по центру и знакомят с его работой.

Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих пенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения.

Именно центры социального обслуживания в первую очередь обязаны придти к ним с предложениями о помощи, которая может быть не только в виде путевок в ОДП, вещей и продуктовых наборов. Важное значение приобретает для пенсионеров психологическая помощь и общение, участие в культмассовых мероприятиях, трудовой и кружковой деятельности.

В это трудное время как никогда необходимо внимательное, чуткое и доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам, посещающим центры социального обслуживания.

В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признание со стороны подопечных, зависит, прежде всего, от руководителя центра, от его умения и желания правильно построить свою работу, от его успешного взаимодействия с благотворительными и общественными организациями.

Алгоритм действий соцработника по решению проблем коммуникации у пожилых людей



Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках работы с пожилыми гражданами для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать практическому результату.

Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.

Так как же вернуть людей к полноценному общению?

Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» свое место найдут, очевидно, и специально психологические методы работы с людьми.

Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологическая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель - вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.

Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д.

Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.

Необходимо отметить, что, рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе. К таким мерам относятся мероприятия в стационарных и нестационарных учреждениях для лиц пожилого возраста.

Кроме того, психика пожилого человека подвергается возрастным инволюционным изменениям, среди которых также достаточно много негативных. К старости акцентуированные черты личности порой приобретают характер гротеска, снижается способность к эмпатию, происходит сдвиг эмоциональной среды в область отрицательных эмоций, растут раздражительность, обидчивость ...

В результате перечисленных тенденций психика старого человека, живущего в доме-интернате, глубоко невротизирована, что приводит его к частым столкновениям с окружающими. Такой человек создает вокруг себя конфликтную среду и сам становится ее жертвой. Он попадает в замкнутый круг: невротическое состояние — конфликт — новое невротическое состояние, порожденное конфликтом.

Самостоятельно человек из этого круга вырваться не может, ему необходима квалифицированная психологическая помощь.

В то же время эти старые люди несут и различные моральные, социальные и семейные потери, которые, в конечном счете, являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни.

Необходимо отметить, что качество жизни понимается нами как комплексная интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах, выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов. Оценка качества жизни включает в себя параметры социальной активности, жизнедеятельности, состояния здоровья, правовой защищённости.


Заключение

Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отдаленность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Ответ на этот вопрос, как и ответ на проблему человеческого существования, один: это любовь. Человек может и должен создавать и практиковать любовь. Только при этом условии его одиночество будет преодолено.

Отсутствие общения в пожилом возрасте можно определить как результат позиционного отношения в поле взаимодействия структурных, ситуативных и индивидуальных факторов. Исходя из этого определения, прежние результаты исследований оказываются недостаточными. Отсутствуют данные, говорящие о личном значении общения для отдельного человека, о роли в повседневной жизни, о его значимости в общем балансе интерактивных процессов, а также об участии самого человека в его преодолении. Систематическое обращение к качественным методам изучения общения в пожилом возрасте могло бы быть полезным, хотя ввиду определенных сложностей и рабочих издержек этого метода следует предупредить о тщательности его применения.

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Таким образом, эмпирические исследования показывают, что старые люди в меньшей степени, чем молодые сообщают о своем одиночестве. Однако внутри своей группы некоторые представители ощущают его особенно сильно. Большинство старых людей удовлетворены своими социальными связями в большей мере, чем молодые. Молодые люди имеют больше социальных возможностей, но в тоже время они предъявляют к социальным связям завышенные требования. С возрастом эти требования трансформируются в нужном направлении. Обобщив факты, можно утверждать, что наблюдаемая тенденция отражает различную готовность возрастных групп воспринимать отсутствие общения.


Литература

1.Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения М.Д. Александрова – Л 1965.

2.Аналитические данные Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации - журнал Пенсия 1998г.№1.

3.Белов В.П. Трудоспособность пенсионеров по старости: вопросы стимулирования и организации труда –М1995.

4.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – МАргус, 1994.

5.Вержиковская Н.В. Пути развития организационных форм гериатрической помощи // IV Всесоюзный съезд геронтологов и гериатров (14—17 сентября 1981 г., Кишинев). Киев: Здоровье, 1982. С. 69.

6.Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей. // Социальное обеспечение 1998, №5.

7.Галкин В.А. Организацию работы домов-интернатов на научную основу // Соц. обеспечение. 1971. N 2. С. 35—37.

8.Григорьев С.И, Густяков Л.Г, Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы – М.1994.

9.Для людей старшего возраста.// Социальное обеспечение. 1999. №7. С. 12-16.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.