Проблемы лиц пожилого возраста в разных типах семей.
ВВЕДЕНИЕ
Пожилой возраст – это период жизни человека от утраты особенности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Понятия «общение» общее как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
Можно с уверенностью сказать, что центры нестационарного социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле.
Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров.
Объект исследования -является коммуникация.
Предмет исследования -коммуникация лиц пожилого возраста в разных типах семей.
Цель исследования – рассмотреть коммуникацию лиц пожилого возраста в разных типах семей.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понимание и сущность пожилого человека
2.Определить основные социальные проблемы пожилого возраста
3.Рассмотреть проблемы общения людей пожилого возраста.
4.Определить методические подходы к решению проблем общения у пожилых людей
5.Изучение ведения беседы социального работника с клиентом
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы
2. Анализ документов
3.Наблюдение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения граждан пожилого возраста в разных типах семей
Понятие и сущность пожилого возраста
Четкого, однозначного понятия «пожилой человек» пока еще наукой не выработано. Активные дискуссии на сей счет среди ученых и специалистов, продолжаются. Однако ясно, что речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, вследствие чего данный человек уже испытывает определенные психофизические ограничения. Пожилой человек может иметь какие-либо отягчающие его жизнь заболевания, тем не менее, в некоторых случаях, он функционально не дееспособен, либо ему необходима помощь со стороны.
Пожилые – это, прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т.е. это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Изучением процессов старания занимается геронтология. Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, весьма тяжелых заболеваний.
Для любого старшего человека характерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, проявлению обидчивости и раздражительности, снижению понятия, утрате некоторых навыков, депрессии. Пожилой человек больше чем кто-либо, нуждается в поддержке, человеческом участии.
Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.
Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить период молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Именно поэтому ученые различают понятие календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека.
Наиболее интенсивно процесс старения будет происходить между 2010 и 2040 гг., когда в пенсионном возрасте окажутся послевоенные поколения.
Пожилые люди - самая быстро растущая группа населения России. По сравнению с 1959 г. ее численность на начало 90-х годов удвоилась. А доля повысилась до 16% и продолжает расти. Ожидается, что к 2015 году она достигнет 20%. К тому времени каждый третий из числа пожилых будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). Уже в 1989 г. на эту группу в составе пожилого населения приходилось 26,6%, причем на лиц в возрасте 80 лет и старше - 11,8%.
Для того чтобы в полной мере рассмотреть коммуникацию лиц пожилых граждан необходимо изучить проблемы, возникающие у старшего поколения в различных типах семей.
Проблемы лиц пожилого возраста в разных типах семей.
В современном мире растет доля людей пожилого возраста населения у большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеет исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.
Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.
По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает (прекращение работы при достижении пенсионного возраста); часто наступает в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности; ограничиваются интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходиться сталкиваться.
В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что ему в определенной мере помогает адаптироваться к периоду старости.
Место пожилого человека в семье и в обществе в целом определяется общим социально-экономическим и культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, местными и, в частности, национальными обычаями. На семейное положение пожилых людей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе пол, возраст, место проживания (деревня и город), супружество, наличие детей. Первые три относятся к макросоциальной, а четвертый и пятый - к макросоциальной сферам.
В итоге у нас больше одиноких женщин, чем одиноких мужчин. Следует также отметить, что, что мужчины, потеряв жену (овдовев), гораздо легче вступают в брак.
Значительную роль для вступления в поздний брак играет не только материальный, но и моральный фактор, стремление избавится от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости. Одиночество связано с усугублением чувства изоляций в обществе, с прекращением работы. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.
В возрастном этапе 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат ухода на пенсию, должностного понижения или общего психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «никогда не вернуть, что было». Это должно насторожить родных и близких. Они обязаны понять, что пожилому человеку срочно требуется помощь.
В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных ситуационных депрессий. Человек может находиться в оппозиции к семье: пытаясь отстаивать свои права, он жалуется соседям, пишет жалобы, ходит по инстанциям. Однако невнимание к его проблеме со стороны родственников приводит к тому, что он в качестве протеста, не добившись результатов, выбирает суицидный поступок.
Возрастная группа старше 75 лет считается традиционно сложной в плане психологического и психотерапевтического воздействия. Чаще всего это старики и старушки, сохраненные соматически психически, но не видящие смысла в своей жизни. Они отказываются от еды, безразлично относятся к своему внешнему виду. Их постоянно преследует мысль «уйти из жизни самому». Поэтому семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должны сроиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста.
Важным фактором, влияющим на положение пожилых людей, является супружество. Пожилой возраст – это заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого человек отказывается вести собственное хозяйство и попадает в зависимость от своих близких. Часто при этом роль главы семьи переходит к кому–либо из младших членов семьи.
Одиночество стало уделом многих женщин. Потеряв супругу, например, пожилые и старые мужчины чаще, чем женщины, создают новые семьи или переходят жить в семьи детей, родственников, переезжают в дома-интернаты, женщины же остаются одни.
Наличие семьи не решает проблемы одиночества в старости так же, как одинокий образ жизни вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие старые люди ведут активную общественную жизнь, общаются с родными и друзьями.
Проживая вместе или недалеко друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети оказывают взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственно значимыми для них контактами с людьми.
Самая распространенная форма помощи, которую получают родители от своих детей, - финансовая поддержка. Родители тоже не остаются в долгу: они помогают в ведении домашнего хозяйства, присматривают за внуками, проживая вместе, внося свой финансовый вклад, например, пенсию в общие расходы на ведение хозяйства.
Во многих семья эта финансовая поддержка (пенсия) при постоянной задержке заработной платы работающих членов семьи в условиях экономического кризиса является единственным источником существования.
В деревне взаимная помощь выражается в совместной работе в саду и огороде, по уходу за домашними животными и т.д.
На разных этапах отношения между родственными поколениями меняются. Молодая семья на первом этапе своего жизненного пути, а также при рождении ребенка остро нуждается в совете и практической помощи родителей. И, как правило, эту помощь она получает. В последующие года, когда родители становятся старше, а дети взрослее и самостоятельнее, уже старшее поколение нуждается в помощи детей и внуков, как моральной, так и материальной. Однако на этой стадии жизненного цикла дети и внуки не всегда проявляют необходимое внимание к старшим, недостаточно оказывают им помощь. Взрослеющие дети, как правило, уходят из семьи, становятся независимыми от родителей, образуя свои семьи. У пожилых родителей нередко исчезает чувство главы семей, значительно снижается самооценка. В то же время формально взрослые дети являются не только независимыми, но иногда ничего не дают родителям взамен их продолжающейся помощи. Это обстоятельство вызывает у родителей чувство обиды, разочарования, формирует впечатление, что они нужны детям лишь для удовлетворения их материальных потребностей.
Необходимо реализовывать психотерапевтическую функцию по отношению к личности пожилых, предотвращения проявления жестокого отношения к старым родственникам. Следует обратить внимание на то, что в России отсутствуют статистические данные по семье пожилых людей, их формам проживания, а также методологически обоснованные и разработанные формы и методы оказания помощи тем, кто ухаживает за пожилыми людьми в семье.
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное – не применить ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|