Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.





Конституция говорит о четырех вида судопроизводства: конституционное, административное, гражданское и уголовное, каждое из которых предусматривает реализацию процессуальных прав и обязанностей их участниками, в том числе судами в законом установленном порядке. Конституционное судопроизводство определено в Законе о Конституционном Суде РФ, для гражданского - в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе, для административного судопроизводства - в Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном кодексах и в Кодексе об Административных Правонарушениях, для уголовного - в Уголовном кодексе РФ.

Дела, которые возникают из гражданских и административных правоотношений, рассматриваются в процедурах гражданского и административного судопроизводства. Они не имеют единой регламентации в действующем процессуальном законодательстве и закреплены в разных кодифицированных актах, таких как, например Гражданский процессуальный кодекс.

ТК ТС говорит, что таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов, если это регламентировано законодательством этих стран. А это значит, что таможенные органы государств - членов таможенного союза имеют право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.[9]



Правоохранительная деятельность, которую осуществляют органы таможни, составляет предмет ст. 7 ТК. В процессе решения правоохранительных функций, таможенные органы могут выступать в качестве органов, которые проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных определенными статьями УК РФ, так же могут быть представлены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы, которые осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности.[10]



Компетенция таможенных органов в области производства по делам об административных правонарушениях регламентирована на законодательном уровне. При этом выделяется гл. 23 КоАП РФ в которой определен перечень должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Статья 28.3. КоАП РФ гласит, что протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотренные КоАП РФ, обязаны составляться должностными лицами, которые непосредственно уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с 23 гл. КоАП РФ, и в рамках компетенции взятого органа.

Приказ Федеральной таможенной службы (далее ФТС) от 2 декабря 2014 г. № 2344[11] на ведомственном уровне
определяет перечень должностных лиц таможенных органов, которые уполномочены составлять и оформлять протоколы об административных правонарушениях и производить административное задержание. В частности, приказ говорит о том, что составление протоколов об административных правонарушениях возложено на должностные лица таможенных органов РФ, перечень которых указан в приложении к этому приказу.

При всем этом необходимо понимать, что данный приказ выделяет границу компетенции должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, при решении ими возложенных на них задач и при осуществлении ими административного производства о по делам об административных правонарушениях.

Что касается применения должностными лицами таможенных органов, такой меры процессуального обеспечения, как административное задержание, то она применяется в порядке, установленном законодательством РФ, и только при выявлении НТП.



В связи с приказом № 2344 должностные лица авиационных подразделений таможенных органов, а также должностные лица, осуществляющие ОРД, не могут возбуждать дела об административных правонарушениях и соответственно производить административное задержание. Причиной для такого решения стал тот фактЮ что требования Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нацеливают деятельность оперативных подразделений только на борьбу с преступностью и запрещают оперативным сотрудникам заниматься иной деятельностью. Данная позиция поддержана в Генеральной прокуратурой РФ.

Что касается анализа КоАП РФ, а именно положений, которые определяют компетенцию таможенных органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, то необходимо отметить, что в производстве по делам об административных правонарушениях принимают участие две категории должностных лиц, которые действуют от имени таможенных органов. Первая категория - это лица, которые полномочны рассматривать дела по административным правонарушениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, к ним законодатель отнес:

1.Руководителя Федерального таможенной службы, и его заместителей.

2.Начальников региональных таможенных управлений и их заместителей.

3.Начальников таможен и их заместителей.

4.Начальников таможенных постов.

При всем этом, начальники таможенных постов полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, которые были совершены только физическими лицами.

Вторая категория - должностные лица, которые наделены только полномочиями, связанными с возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, то есть фактически, они уполномочены совершать действия по возбуждению производства по делам об административных правонарушениях.

В области осуществления правоохранительной функции таможенных органов следует также выделить право возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ. Данные статьи можно объединить потому, что они описывают законные интересы правообладателя по объектам интеллектуальной собственности. Функция таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности была впервые закреплена в ТК РФ (п. 5 ст. 403).

В трех странах Таможенного союза соответствующие правоотношения регламентированы Кодексами государств - членов Таможенного союза об административных правонарушениях: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При этом в отличие от РФ и Республики Казахстан в Республике Беларусь вопросы процессуального характера регламентированы отдельным законодательным актом - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.[12]

Принятый 08.03.2015 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации так же интересен в качестве одного из источников административного производства. Поскольку обжалование решений таможенных органов, в том числе и решения ФТС России возможно в судах, то рассмотрение данного источника попросту необходимо.

Отметим ряд отличительных особенностей исковой формы в административном судопроизводстве, показывающих специфику данного вида судопроизводства. К их числу можно отнести:

- активную роль суда в рассмотрении дела, реализуемую через систему процессуальных норм, призванных компенсировать в судебном процессе неравноправное положение участников публично-правового спора, и применяемую наряду с принципом состязательности и равноправия сторон;

- обязательное представительство по наиболее значимым и сложным категориям дел; особенности, связанные с условиями предъявления административного искового заявления и относящиеся к наличию в производстве судов дел, тождественных по предмету и основанию иска, а в ряде случаев только по предмету исковых требований;

- сокращенные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.[13]

Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.[14]

Производство по Кодексу административного судопроизводства происходит через подачу искового заявления в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта ФТС России должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование таможенного органа или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта ФТС России, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта ФТС России к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями
и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт ФТС России полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта ФТС России недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта ФТС России недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 208 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта ФТС России.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа
из вышестоящего в порядке подчиненности таможенного органа или
от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено
к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав
и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать, что, не смотря на некоторые устоявшиеся понятия в сфере таможенного дела, а в том числе и в производстве по делам об административных правонарушениях, законодательство развивается и это становится причиной новый понятий и областей права. Процесс глобализации торговых отношений между странами, в конечном итоге все же имеет целью унификацию правовых понятий для большего удобства применения законодательства в свере таможенного дела.

 

 

 


Глава II. Правовая характеристика производства по делам о нарушении таможенных правил в РФ.
2.1. Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.

Как отмечалось ранее, общие положения административного производства задали направление для производства по делам в сфере таможенного дела. Производство в области нарушения таможенных правил имеет свою специфику и обращает наше внимание на специальный состав правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела в Российской Федерации можно обозначить как деятельность должностных лиц таможенных органов, уполномоченных такие дела рассматривать, а так же деятельность судов по рассмотрению жалоб на решения должностных лиц таможенных органов по подведомственности.

Всякие процессуальные действия, в том числе и действия по производству в сфере НТП, должны соответствовать определенным принципам, без которых, на сегодняшний день, невозможно представить правовую систему государства. Но так как мы говорим о производстве по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, то оно (производство) будет подчиняться не только общим принципам, но и будет иметь характерный для таможенной сферы оттенок.

К принципам административного производства НТП принято относить:

- Принцип оперативности выражается в установлении законодательством относительно коротких сроков стадий производства по делу о нарушении таможенных правил. Сроки производства имеют огромное значение, особенно в области НТП, где оперативное, быстрое и качественное рассмотрение всех обстоятельств дела напрямую влияет на исполнение закона.

- Принцип объективной истины имеет особое значение для таможенных органов, поскольку они наделены правом возбуждать дела о нарушении таможенных правил, проводить административное расследование, рассматривать по существу и назначать меру ответственности. Как было сказано в предыдущем пункте – качественное ведение производства по делу играет важнейшую роль, а качество характеризуется такими пунктами как: полнота, всесторонность и объективность.

- Принцип состязательности заключается в наличии обязательных сторон процесса: таможенных органов и лиц, которые привлекаются к ответственности, принцип состязательности предполагает, что все участники административного процесса имеют право отстаивать свои интересы и непосредственно использовать все свои процессуальные права, предусмотренные таможенным законодательством.

- Принцип публичности и гласности выражается в том, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено по инициативе таможенного органа в случае непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов его признаков, на основании заявлений граждан, СМИ, материалов, сообщений, сведений, поступивших от других правоохранительных органов России, международных организаций и иностранных государств. Следует отметить, что некоторые дела могут сопровождаться документами, либо материалами, составляющими коммерческую тайну, банковскую, либо даже государственную тайну . Такая информация, естественно, не может быть придана огласке.

- Так как производство по делам в сфере НТП, непосредственно касается взаимодействия с другими государствами, где государственный язык отличен от гос. языка в РФ, то принцип использования национального языка будет как никогда актуален. Этот принцип предполагает, что производство по делу о НТП в России ведется на русском языке. Лица, не владеющие им, имеют право воспользоваться услугами переводчика.

- Нельзя не указать принцип непрерывности, постепенности процесса. Ни одна из обязательных стадий производства не может прерваться по причинам, не предусмотренным законодательством; каждая последующая стадия основывается на предыдущей, которая, в свою очередь, является обязательным условием наступления последующей. Так, дело не может быть рассмотрено без составления протокола о правонарушении, являющегося поводом к возбуждению дела.

Помимо соблюдения обязательных принципов производства, законодатель прямо указывает на необходимость задач, которые результаты производства по делу обязаны достигнуть. К их числу относятся как общие задачи для производства по любым делам, так и задачи определяющие специфику производства об административных правонарушениях в таможенной сфере. Задачами производства о НТП являются:

-Полное, объективное, всестороннее и своевременное выяснение обстоятельств дела. Эта задача обязует производство по всем делам подчиняться принципу объективной истины. Исключить эту задачу просто невозможно.

-Разрешение дела в соответствии с законом, что является еще одной общей задачей, выполнение которой позволяет крепко основываться на НПА, но порой законом запрещены некоторые действия, которые могли бы помочь в исполнении первой задачи.

-Обеспечение исполнения вынесенного постановления. Без исполнения данной задачи теряется весь смысл ведения производства по какому бы то ни было делу.

-Специфичной для нашей темы задачей является выявление причин и условий, способствовавших нарушению таможенных правил. Конечно, для каждой сферы эта задача будет менять свою формулировку, но в рамках таможенной сферы исполнение этой задачи вносит неоценимый вклад в развитие таможенного законодательства и таможенной системы в целом. Ведь эта задача, а точнее результаты ее выполнения помогают анализировать сложившуюся ситуацию и вовремя реагировать на увеличение количества НТП, совершенствовать законодательство и заполнять пробелы, которые могут быть использованы для безнаказанного нарушения таможенного законодательства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.