Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.





В целях выполнения задач административного производства, КоАП регламентирует самые важные его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, административное задержание, и т.п.) и др.

Производство по делам об административных правонарушениях (далее производство) - это деятельность субъектов уполномоченных применять административные взыскания, представленная в административно-процессуальной форме.

В отличие от других видов производств (например уголовного, гражданского производства), каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не отдельным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП, находящимися в разд. IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд. III, потому что, в нем находится юр. характеристика судей, органов и должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, и без которых невозможно производство.



Задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.[4] Так как в число задач производства входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, то производство исполнения также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд. V КоАП [5]



В ст. 24.1 КоАП РФ, определяющей задачи производства по делам об административных правонарушениях, исходя из буквального толкования данной статьи речь идет главным образом о реализации охранительной функции права. Помимо этой функции в процессе названного производства в той или иной степени реализуется и превентивная функция, потому что любое охранительное законодательство, в том числе и административное, эту задачу, так или иначе, решает.[6]

Производство должно осуществляться с соблюдением всех законодательно установленных принципов. Наиважнейшими из них являются следующие:

Принцип равенства перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от расы, пола, национальности, отношения к религии, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица — независимо от места их нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, и иных обстоятельств.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.



Принцип родного языка. Производство ведется на — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на гос. языке республики, на территории которой находится субъект административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. Лица, которые участвуют в производстве, обеспечиваются правом выступать и давать объяснения, приносить жалобы, заявлять ходатайства и отводы на родном языке либо на другом, свободно избранном указанными лицами языке общения, а также имеют возможность воспользоваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства участвующих лиц. Решение о подобном закрытом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, которое рассматривает дело, в виде определения.

Принцип законности. Универсальный принцип, требования которого необходимо выполнять от начала до завершения производства. Определение этого принципа состоит в том, что лицо, привлекаемое к администра­тивной ответственности, нельзя подвергнуть административному наказанию и мерам административного обеспечения ина­че, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производ­ства осуществляется уполномоченными на то органами и должно­стными лицами в пределах их компетенции.[7]

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

1. Административное расследование;

2. Рассмотрение дела;

3. Пересмотр постановления;

4. Исполнение постановления.

Каждая стадия – это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно отдельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Стадии отличается друг от друга кругом участников, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, которые подводят итог деятельности на данном этапе. В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, объединены для решения общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о лице, совершившем правонарушение, составляется протокол.

На второй – происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление.

На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора может быть пересмотрено постановление, выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе.

На четвертой – принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие уполномочены рассматривать, и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые обязаны исполнить постановление.

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым делам, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним и тем же должностным лицом.

Каждая стадия подразделена на этапы, которые состоят из взаимосвязанных действий. Система стадий и этапов производства может быть представлена как:

1. Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; оформление результатов расследования согласно процессуальным нормам; направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности.

2. Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, оценка и анализ всех обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.

3. Пересмотр постановления: подача жалобы или протеста по постановлению; пересмотр постановления или рассмотрение; вынесение решения; оглашение решения.

4. Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов, связанных с исполнением; окончание производства по исполнению постановления.[8]

Производство по делам об административных правонарушениях - это одна из форм административного процесса, основополагающей чертой которого, позволяющей провести границу между ним и гражданским и уголовным процессом, является его, в большинстве случаев внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне похожие на уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные, осуществляются, зачастую, органами и должностными лицами исполнительной власти. И то, что одним из субъектов такого процесса представлен судья, не исключает из процесса административного характера, поскольку в области производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на почве уголовно- или гражданско-процессуальных норм, а руководствуется административно-процессуальными нормами.

Административно-процессуальную деятельность отличается такими чертами, как упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, которые уполномочены на назначение наказаний административного характера и т.п. Вместе с этим административно-процессуальное производство имеет немало характеристик, которые обычно описывают процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

В основе своей производство по делам об административных правонарушениях направлено на разрешение административно-правовых споров, которые возникают между субъектами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности либо же неправомерности применения некоторых мер административной ответственности. При этом данные конфликты разрешаются чаще всего уполномоченными на это должностными лицами.

Полномочия по урегулированию правовых конфликтов и в случае не должного их разрешения применению установленных правовых санкций могут быть охарактеризованы как юрисдикционные. Вотношении производства по делам об административных правонарушениях юрисдикция определяет круг должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение вопросов, а также перечня определенных дел, которые отнесены к компетенции каждого из этих лиц. Она исходит из административной право- и дееспособности, и их функциональной обязанности применять нормы административного права ко всем ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.