Особенности управления инновационным процессом в гостиничном предприятии
Для управления инновационным процессом в гостиничном предприятии характерно то, что ключевым источником постоянного роста и развития выступает творческая деятельность, направленная на создание и распространение нововведений. Управления инновационным процессом в гостинице основано на таком подходе к управлению, который отличается от подходов, характерных для концепций реинжиниринга, всеобщего качества, непрерывных изменений.
Выход на рынок с новой услугой или технологией и первый успех делают задачу насыщения рыночной ниш целью тактический, а стратегической целью становится качественно новая идея – услуга.
Рассмотрим систему управления инновационным развитием малых предприятий гостиничного бизнеса. Под малым предприятием гостиничного бизнеса следует понимать средство краткосрочного размещения людей, которое оказывает услуги по размещению, а также иные сервисные услуги, с количеством номеров не более 50, или коечного фонда до 100 койко-мест, соответствующих требованиям действующего законодательства к номерному фонду туристских средств размещения.
В систему управления инновационным развитием малых предприятий гостиничного бизнеса входят:
- порядок разработки и ввода в действие СУИР;
- определение цели;
- механизм управления инновационным развитием;
- внедрение СУИР;
- оценка эффективности внедрения СУИР.
Схема системы управления инновационным развитием малых средств размещения представлена на рисунке (…)
Система управления инновационным развитием малых средств размещения
| Порядок разработки и ввода в действие СУИР
| Оценка Эффективности СУИР
| Формирование дерева целей
| Подготовка персонала и разработка основных этапов
| Система показателей оценки эффективности управления инновационной деятельностью
| Оценка степени инновационности
| Механизм управления инновационной деятельностью
|
Рис (…). Схема системы управления инновационным развитием малых средств размещения
Одним из основополагающих вопросов является определение прядка разработки и внедрения системы управления инновационным развитием малых средств размещения, в котором может быть охарактеризован сам процесс ее создания и последующее указание всех основных видов работ. Весь процесс разработки этой системы условно может быть представлен в виде определенной совокупности работ, которые могут быть выполнены в определенной последовательности:
1. Подготовительный этап:
a. Издание приказа о сроках разработки и структурном подразделении, координирующем организацию разработки и внедрения;
b. Диагностический анализ управления инновационной деятельностью. Анализ опыта разработки, в том числе за рубежом;
c. Разработка комплексного социально – экономического обоснования СУИР. Проведение технической учебы.
2. Разработка проекта:
a. Разработка комплексного социально – экономического обоснования СУИР. Определение целей, состава подсистем, функций, документов, порядка и сроков разработки, ответственных структурных подразделений и исполнителей;
b. Разработка предварительного проекта, основных проектных решений, первых редакций основных документов, плана действий по внедрению основных документов;
c. Разработка рабочего проекта системы (комплекса) общих и специальных документов плана действий по вводу и использованию системы документов.
3. Ввод в действие:
a. Издание приказа о введении в действие утвержденных документов СУИР и о выполнении плана действий по их внедрению, а также другой документации, регламентирующей и обеспечивающей эффективное управление инновационной деятельностью.
b. Уточнение порядка взаимодействия;
c. Составление акта о внедрении, и определение фактической эффективности СУИР.
Эффективность СУИР во многом зависит от правильности принимаемых управленческих решений. Этому способствует целый ряд требований, к которым можно отнести:
- целевая направленность решений;
- обоснованность;
- адресность;
- единство и согласованность (непротиворечивость);
- эффективность;
- единство во времени;
- своевременность принятия решений;
- полнота, краткость и четкость изложения принимаемых решений.
Ответственность за обоснованность и результаты реализации принятого решения несет соответствующий руководитель структурного органа управления МСР. В большинстве случаев им является директор МСР, поскольку размеры самого предприятия не позволяют создавать для этого отделы или структурные подразделения.
Для успешной подготовки, принятия и выполнения решений существенное значение имеет их процедура. Сначала нужно определить: кто ставит вопросы, осуществляет их подготовку, принимает решение, в какой форме оно представляется (излагается), кто исполняет и контролирует исполнение принятых постановлений, распоряжений, поручений. Важно добиться сбалансированности действий на всех этапах.
Управление инноваций должно координировать многократный поиск информации, связанный с реализацией инноваций. Как показывает практика, важной составной частью является работа по преодолению внутреннего сопротивления инновационным процессам. Эта задача решается успешно, если управленческий персонал убежден в перспективности инноваций и является сторонником идеи. Об этом может свидетельствовать меморандум, обращение к служащим фирмы, в котором от имени руководства сообщается о предстоящих нововведениях, характеризуется положительный эффект от их внедрения.
Исследовательская и изобретательская деятельность в качестве предпосылки для инноваций в рыночной экономике – первостепенная задача МСР. Для государства важной задачей является обеспечение благоприятного климата для исследований. Среди форм и методов осуществления управления инновациями на малых предприятиях гостиничного бизнеса большое значение имеет венчурный капитал, который фиксирует рискованный проект, преодолевающий неопределенность инновационного процесса при помощи системного подхода.
Устойчивая способность к инновациям достигается лишь в том случае, если руководство МРС создает систему ценностей и атмосферу, в которой новаторский образ действий поощряется и вознаграждается.
В разработке инновационной стратегии помогает детализированное общее планирование. Менеджер, ответственный за инновации, должен действовать подобно инвестору, финансирующему рискованное предприятие: он ставит задачи, подбирает исполнителей и вместо детально разработанных систем планирования и контроля устанавливает лишь некоторые границы и некоторые решающие этапы, на которых понадобится вмешательство.
Для формирования функциональных подсистем большое значение имеет правильное решение вопросов, связанных с организацией инновационного маркетинга, инвестиционного мониторинга, инновационного проектирования.
При формировании подсистем обеспечения управления инновационным развитием малых средств размещения необходимо обратить внимание, прежде всего, на социально – психологическую подготовку его персонала в связи с разработкой и применением СУИР. Представляется очевидным, что любое крупномасштабное нововведение требует тщательной подготовки персонала, участвующего в его внедрении и использовании. Это требование не выполняется на практике. Социально – психологическую подготовку целесообразно осуществлять в четыре этапа.
На первом этапе осуществляется ознакомление с системой и связанными с ней изменениями в управлении МСР. Это необходимо делать потому, что изменения, возникающие внезапно и неожиданно, приводят к их неправильной оценке, а информированность вызывает доверие и к системе, и к изменениям, а также способствует сотрудничеству.
Второй этап предполагает обоснование целесообразности применения системы и логичности возникающих изменений. Это следует делать потому, что изменения, кажущиеся правильными, вызывает чувство отчуждения и плохо воспринимаются.
На третьем этапе дается объяснение изменениям, связанным с применением новой системы управления. Обусловлено это тем, что изменения, которые неясны, дают повод к опасениям, приводят к сопротивлению. Поэтому следует объяснить и обсудить преимущества новой системы управления персоналу. Участие в обсуждении придает уверенность, способствует конструктивному сотрудничеству.
На четвертом этапе происходит привлечение к участию в разработке основополагающих документов и к управлению. Нововведения, в планировании и осуществлении которых участвовали работник МСР, рассматривается ими как собственное дело. Поэтому при внедрении системы следует учесть их мнения, возражения, указания и предложения. Допуск, привлечение персонала к принятию решений приводит к возникновению коллективной ответственности (провести анкетирование среди персонала).
Таким образом, использование всех указанных принципов позволяет определить допустимые варианты системы управления инновационным развитием и выбрать среди них наилучший.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|