Методы формирования информационной культуры, применяемые в школе.
Воспитание – специальная организованная деятельность педагога, направленная на развитие личности воспитанника и формирование определенных качеств – в частности на развитие информационной культуры личности. Это целенаправленный процесс воздействия на воспитуемого, заключающийся во взаимодействии, которое позволяет осуществить такое влияние “чем человек как человек может т должен быть” (К.Д.Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. При этом воспитатель учитывает все факторы влияющие на воспитуемого: природные, генетические, психологические, социальные , а также его возраст и условия жизни.
Существуют различные классификации методов воспитания:
Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина): 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 2) использующие поощрения и наказания. П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания: 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией; 2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы; 3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Для целей воспитания информационной культуры применимы следующие методы:
· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
· совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
· процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
Основной педагогической целью воспитания является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:
· овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,
· о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,
· о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе; в частности понимание работы технологий которые могут оказать негативное воздействие на образ мышления человека и побудить его к действиям, планируемым другой стороной (информационные войны)
· развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
· овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;
· подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
· формирование у учащихся знаний, необходимых для взаимодействия человека и общества средствами новых информационных технологий;
· формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
У учащихся формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся. Деятельностный подход в воспитании наиболее применим к информационной культуре.
Хорошо известно, что старые подходы мало эффективны в современных условиях школы. Это подходы, связанные с формами предъявления прямых требований к учащимся, наказания, метод приучения, предполагающий демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий и копирования его воспитанником.
Поэтому новая модель ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) меняет модель взаимодействия между учеником и учителем. Учитель теперь не человек, который вещает “истину” ученику, а ментор, который направляет познавательную деятельность ученика в правильном направлении, помогает ему составить программу его деятельности исходя из зоны его ближайшего развития. Помогает ему оценить получившийся результат. В связи с этим меняется и набор методов применяемый в образовании и воспитании ученика. Я предполагаю, что следующие методы наиболее применимы для воспитания информационной культуры…
· Технология Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП),
· Технология педагогических мастерских,
· Технология “Дебаты”. Дискуссионные клубы,
· Технология проектной и исследовательской деятельности
· Использование современных компьютерных сервисов и Интернет. Использование технологий опросов, использование Облачных технологий.
· Использование ментальных карт для объяснения и структурирования информации
· Технология кейс-стади,
· Технологии тренинга.
Разберем более подробно эти технологии и дадим примеры основываясь на моем профильном предмете история и обществознание.
Технология Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Очень эффективная технология заставляющая ученика анализировать и классифицировать информацию с которой он работает. Изначально в начале урока ученики формулируют ту информацию, которую они уже знают по теме и ту которую они хотели бы узнать – таким образом формируется цель урока – узнать определенную информацию.. Далее ученик читает и анализирует самостоятельно или в группе материал данный учителем и отмечает информацию, которую он уже знал, новую для него информацию, интересную для него, непонятную информацию или то в чем он сомневается. После обсуждения прочитанной информации в группе, ученики по заданию учителя делают свертку этой информации используя технологию кластера или ментальных карт.
Согласно отзывам учителей эта технология хорошо работает для гуманитарных дисциплин, таких как история и обществознание. Там где надо анализировать информацию и делать выводы. Поэтому РКМЧП может быть активна использована историками в целях воспитания информационной культуры.
Технология педагогических мастерских, работает в ситуации, когда ученику можно поставить творческую задачу, которая опирается не столько на его знания, сколько на мироощущение и меру осознанности, то есть это процесс самопознания. Исходя из этого ученик должен ощутить, осознать и творчески сформировать самостоятельно новые знания для себя, осознать закономерности процессов или деятельности, соотнести с другими своими знаниями и ощущениями. Задача педагога здесь попытаться сформировать у ребенка образ того, о чем должно быть новое знание. В истории это картина события или процесса, музыкальные фрагменты, какие-то вещи или исторические источники которые отражают оригинальную информацию о событии, явлении, процессе. Таким образом у ученика формируется способность самостоятельно формулировать свои выводы и формировать новые знания, основываясь на начальных образах и источниках. (здесь важно использовать неадаптированных текстов, каких то оригинальных артефактов и т.д.) Обязательно обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувствительной сфере. Здесь еще включается правое полушарие – практика использования чувства интуиции, озарения.
Технология “Дебаты”. Дискуссионные клубы. Важная технология, позволяющая научиться мыслить самостоятельно, формулировать и излагать информацию, воспринимать и анализировать альтернативную информацию, представленную другой стороной. Технология Дебаты предполагает определение заранее темы и возможность ученикам самостоятельно найти и проанализировать информацию по теме; составить список важных аргументов, представить информацию для презентации в аудитории. Во время дискуссии возможно практиковать ситуацию разрешения спора и конфликта в аудитории, попытки свести диалектически противоречивые суждения и найти связь между ними. Все это дает хорошую возможность практиковаться в методах работы с информации и воспитывать информационную культуру, включая культуры защиты своего мнения и дискуссии с оппонентом.
Технология проектной и исследовательской деятельности. Важная технология, которая способствует формированию самостоятельности ученика в информационной деятельности. От формулирования задачи, поиска, оценки информации, до представления результатов исследования. Вся эта активность делается учеником самостоятельно с минимальным вовлечением учителя на консультации. Здесь также воспитывается самостоятельность деятельности и умение обращаться с информацией.
Использование современных компьютерных сервисов и Интернет. Использование технологий опросов, использование Облачных технологий. Имеется в виду возможность использовать для сбора информации все сервисы и ресурсы интернета, включая каталоги электронных библиотек и хранилищ. Использование облачных технологий для хранения и доступа к своей информации в сети, а также для обмена информацией с другими участниками групповой деятельности. Технология современных опросов позволяет быстро получить мнения группы по любому вопросу и проанализировать данные.
Использование ментальных карт для объяснения и структурирования информации. Ментальные карты это инструмент позволяющий свертывать информацию, эффективно представлять информацию для объяснения другим, объяснять просто, сложные темы, хорошо подходит для проведения процесса мозгового штурма и выявления внутренней сути, смысла. В этой технологии учащийся рисует связи предмета исследования с другими предметами и явлениями. Главное условие это использование внутренних ассоциаций, которые вызывает предмет. Такой метод позволяет задействовать правое полушарие – образное воображение, интуицию и способствует выработке альтернативных навыков представлении информации и связи между предметами, явлениями. Это хорошо развивает новые аспекты информационной культуры.
Технология кейс-стади, Идея здесь в том, что ученикам дается какая-то неоднозначная ситуация, которая предполагает выбор из нескольких решения. Учащимся надо проанализировать варианты исходя из их критериев и принять решение по реализуемому варианту. Знакомство с кейсом -> выявление проблемы - > рассмотрение и выбор решений. Каждая группа может принять свое решение. Этот метод развивает: способность к анализу, способность принимать решения исходя из имеющейся информации, умение работать в команде – совместно принимать решения, умение прослеживать причинно-следственные связи, практические навыки работы с информацией: вычленение, структурирование, выделение главного для решения. Этот метод хорошо работает для предмета история. Можно описать какое-то реальное историческое событие, проблему и попросить учащихся сделать выбор решения, а потом сравнить его с тем решением, которое было выбрано на практике, показав ход мысли прошлых поколений. Пример – должен ли был Александр Македонский идти походом на Вавилон, отклонив предложения Дария III о мире? Мог ли он быть уверен в победе? Какие другие возможности были и какую бы выбрали ученики в этой ситуации?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|