Сделай Сам Свою Работу на 5

совершенство мечта человечества






Человек — это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть.

Жан Поль Сартр

Мы прошли с вами большой путь. Сколько мы еще пройдем вместе, зависит только от вас. Эта книга дала вам инструменты, навыки и идеи, способные изменить вашу жизнь. Что вы дальше будете с ними делать — решать вам. Может быть, вы придете к выводу, что уз­нали кое-что новое, а затем, отложив книгу, будете про­должать жить как жили раньше. А может быть, вы все-таки сделаете попытку стать хозяином своего сознания и своей жизни. Вы можете создать мощную систему верований и состояний, которая совершит чудеса и для вас, и для тех людей, кого вы втянете в свою орбиту. Но o все произойдет только в том случае, если вы заставите это произойти.


Давайте повторим главное, чему вы научились. Вы теперь уже знаете, что самое мощное орудие на зем­ле — это биокомпьютер, помещенный матерью-приро­дой в емкость, ограниченную с двух сторон ушами. Если им правильно пользоваться, он способен изме­нить вашу жизнь, сделать реальностью самые смелые ваши мечты. Вы освоили Формулу Абсолютного Успе­ха: знай свою цель, предпринимай решительные дей­ствия, вырабатывай остроту чувств, чтобы знать, что ты получаешь, изменяй свое поведение до тех пор, пока не получишь то, чего хочешь. Вы узнали, что мы живем в эпоху, когда каждый может достичь фантастического успеха, но его добивается только тот, кто действует решительно. Знания важны, но недостаточны. Многие люди знали не меньше, чем Стив Джобе или Тед Тер-нер. Но только тот, кто действует, может насладиться сказочным успехом и возможностью влиять на судьбы людей.



Вы узнали о важности моделирования. Можно учить­ся методом проб и ошибок на собственном опыте, а можно значительно ускорить этот процесс, освоив метод моде­лирования. Любой результат достигается человеком с помощью определенного набора действий, выполняемых в определенной последовательности. Вы можете значи­тельно сократить время на овладение каким-либо уме­нием, навыком или искусством, если будете моделиро­вать внутренние (ментальные) и внешние (физические) действия людей, уже достигших выдающихся резуль­татов. За несколько часов, дней или лет, в зависимости от сложности задачи, вы можете овладеть тем, на что у других уходили месяцы или десятилетия.



Вы узнали, что качество жизни определяется качест­вом общения. Коммуникация может быть двух типов. Первый тип — это ваша коммуникация с самим собой. Любое событие имеет только то значение, которое мы


ему придаем. Вы можете направить в свой мозг мощ­ные, позитивные, заряжающие вас энергией сигналы, ко­торые заставят все ваши ресурсы работать, но вы также можете направить в свой мозг такие сигналы, которые будут сообщать ему о том, что вам что-то не по силам, т. е. парализующие ваши ресурсы. Люди, достигшие совершенства, могут взять любую ситуацию и заставить ее работать на себя. Это такие люди, как У. Митчелл, Хулио Иглесиас, Джерри Коффей, которые сумели пре­вратить свою трагедию в триумф. Нельзя совершить путешествие во времени. Мы не в состоянии изменить то, что уже произошло. Но мы можем контролировать наши представления о прошлом таким образом, что они заставят наше прошлое работать на наше будущее. Вто­рой тип коммуникации — это общение с другими. Лю­ди, изменившие судьбы мира, были мастерами такой ком­муникации. Используя методики, предлагаемые в этой книге, вы можете научиться угадывать, чего хочет ваш собеседник, и таким образом делать вашу коммуника­цию эффективной, элегантной, искусной.

Вы узнали о потрясающей власти, которую имеют над нами наши убеждения. Положительные убежде­ния могут сделать вас властелином. Негативные могут лишить вас всего. Но вы научились изменять свои убе­ждения и заставлять их работать на себя. Вы познали энергию состояний и мощь физиологии. Вы изучили синтаксис и стратегии, используемые людьми. Вы на­учились устанавливать атмосферу взаимопонимания с любым человеком. Вы овладели эффективными мето­дами переконтекстуализации и создания зацепок. Вы знаете, как сделать вашу коммуникацию четкой и яс­ной, как избегать языковых «пустышек», которые уби­вают ее смысл, и как использовать уточняющие модели, чтобы заставить других эффективно общаться с вами. Вы научились разбирать пять типов завалов, которые





 

поджидают вас на дороге к успеху. Вы знаете, что такое метапрограммы и ценности, служащие организующими принципами нашего поведения.

Я не тешу себя мыслью, что вы почувствуете себя новым человеком, когда отложите в сторону эту книгу. Некоторые приемы, о которых мы говорили, будут да­ваться вам легче, другие — труднее. Но жизнь — это динамический процесс. Одни изменения провоцируют другие. Начав расти, растешь. Медленно, но верно вы начнете изменять свою жизнь. Как камень, брошенный в стоячую воду пруда, вы создаете круговые волны, ко­торые, убегая в будущее, становятся все шире. Часто мельчайшие вещи, рассматриваемые сквозь призму вре­мени, оказываются значительными событиями.

Возьмем две стрелы, направленные в одну сторону. Если внести самые ничтожные изменения в направле­ние полета одной из них, если направить ее всего на три-четыре градуса в сторону, то эта разница в начале полета будет не столь заметна. Но если вы проследите направления, которые указывают эти стрелы, то увиди­те, что расстояние между стрелами, а также разница в их направлениях по мере движения увеличивается.

Именно такой эффект может оказать на вас эта кни­га. Она не изменит вас в одночасье. Но, если вы научи­тесь управлять своим сознанием, если вы поймете и освоите такие вещи, как синтаксис, оттенки чувств, цен­ности и метапрограммы, через шесть недель, через шесть месяцев, через шесть лет разница между тем, что вы собой представляете сейчас, и тем, чем вы станете, будет очень заметна. Некоторые приемы, описанные здесь, уже применяются вами в той или иной форме. Другие будут внове. Только не забывайте, что все в жизни накапливается. Если вы сегодня используете на прак­тике хотя бы один принцип из этой книги, считайте, что вы сделали первый шаг вперед. Вы сдвинулись с мерт-


 

вой точки, а любое движение дает результат, при этом любой результат суммируется с предыдущими, и все эти результаты будут в вашу пользу.

В жизни есть только две достойные цели: пер­вая из них состоит в том, чтобы получать то, чего вам хочется, а вторая — в том, чтобы на­слаждаться этим.

Логан Пирсалл Смит

И вот напоследок еще один вопрос, с которым следу­ет разобраться. В каком направлении вы сейчас двигае­тесь? Если вы продолжите движение в прежнем направ­лении, где вы окажетесь через пять или десять лет? То ли это место, где вы хотите оказаться? Будьте совер­шенно честны перед собой. Джон Несбитт однажды ска­зал, что самый лучший способ предсказать будущее со­стоит в том, чтобы точно знать, что происходит сейчас. Поэтому, закрыв эту книгу, сядьте и задумайтесь, в том ли направлении вы идете, и ведет ли оно туда, куда вам действительно нужно. Если нет, то все очень просто из­менить. Если эта книга хоть чему-то вас научила, то у вас есть возможность произвести в себе такие позитив­ные изменения молниеносно — как на личностном, так и на межличностном уровнях. Беспредельная власть над собой означает способность меняться, приспосабли­ваться, расти, развиваться. Беспредельная власть не га­рантирует, что вам всегда будет сопутствовать успех или что вы застрахованы от неудач. Ваше беспредель­ное могущество заключается в том, что вы можете учить­ся на любом человеческом опыте и заставлять этот опыт работать на себя. Это беспредельные возможности ме­нять свои восприятия, изменять свои действия и изме­нять результаты своей деятельности. Но самое главное, что может качественно изменить вашу жизнь, так это



 

ваши неограниченные возможности любить и быть лю­бимым.

Я хотел бы предложить вам такой способ изменения жизни и обеспечения устойчивого успеха: подберите себе команду. Не забывайте, что истинное могущество явля­ется результатом взаимодействия людей. Это может быть ваша семья или группа верных друзей. Это могут быть деловые партнеры или ваши сотрудники. Вы буде­те работать лучше и результативнее, если будете знать, что стараетесь не только для себя, но и для других. Чем больше вы отдаете, тем больше получаете сами.

Если спросить человека о его самом богатом жиз­ненном опыте, он обязательно вспомнит эпизоды, ко­гда он ощущал себя частью какой-то коллективной си­лы. Может быть, это была спортивная команда. А может быть, рабочая бригада. Или командой была его собст­венная семья. Быть членом коллектива означает ста­рание, напряжение сил и рост. Для других человек способен сделать гораздо больше, чем для себя самого. И в этот момент он примет помощь от другого челове­ка, хотя для себя самого он никогда бы ее не принял. А иногда и от других мы получаем что-то, не всегда бесполезное.

Человеческая жизнь проходит только в коллективе и для коллектива. Это может быть ваша семья, родст­венники, ваши друзья, ваш город, ваша страна, ваша пла­нета. Вы можете сидеть на скамейке запасных и наблю­дать. А можете вскочить и вступить в игру. Мой совет вам — будьте игроком. Погоняйте мяч. Поговорите «за жизнь». Чем больше вы отдаете, тем больше получаете. Чем чаще вы будете пользоваться почерпнутыми из этой книги умениями и навыками, тем чаще вы будете замечать, что и другие ими пользуются.

Подберите себе такую команду, которая стимулиро­вала бы вашу работу над собой. В жизни так легко


сойти с дистанции. Как часто мы знаем, что делать, но сидим сложа руки. Один из законов жизни — закон всемирного тяготения, то есть движение вниз. У каждо­го из нас бывают спады, у всех бывают периоды, когда мы не используем все, что знаем. Но если вы окружите себя людьми, устремленными вперед, ставящими перед собой цели и достигающими их, это будет стимулиро­вать вас на новые дела, вы будете расти, работая упор­нее и щедрее раздавая заработанное. Если вы сможете окружить себя людьми, которые никогда не позволят вам опустить планку ниже того, на что вы способны, считайте, что вам крупно повезло. Общение — мощней­ший инструмент. Желаю вам, чтобы общение с людьми, которыми вы себя окружите, побуждало вас становить­ся лучше.

Если вы однажды взяли обязательство перед коллек­тивом, будь то руководство компанией «Форчун-500», или начальной школой, или вашими собственными деть­ми, вызов совершенству — вот что делает лидером. Ис­тинные лидеры знают о необходимости быть последова­тельным в своих действиях, постоянно помня о том, что крупные перемены складываются из множества мел­ких. Они понимают, что все слова и действия обладают огромной властью над поведением других, зачастую из­меняя его кардинально.

Вот случай из моей жизни. Я тогда учился в стар­ших классах, и учитель риторики однажды попросил меня остаться после уроков. Я удивился и спросил, в чем я провинился. Он сказал: «Мистер Роббинс, я считаю, что вы прирожденный оратор, и я хочу подго­товить вас к публичной дискуссии, которая состоится на следующей неделе. Вы будете членом команды на­шей школы». Я никогда не считал себя классным ора­тором, но он был очень серьезен и убедителен. Я пове­рил ему. Это его обращение ко мне переменило всю



 

мою жизнь. Слова учителя определили мою карьеру. Вроде бы незначительный эпизод, но он резко изменил мою жизнь.

Позиция лидера обязывает предвидеть результаты каждого из своих действий — и больших, и малых. Мне в жизни повезло: среди моих учителей были на­стоящие лидеры. От них я усвоил многие ценности, которые определили мою жизнь. И я счастлив, что ра­ботаю в такой сфере деятельности, что могу вернуть им свой долг. Надеюсь, эта книга тоже погасит часть моего долга.

Моим первым учителем был человек по имени Джим Рон. Он учил меня, что счастье и успех в жизни опре­деляются не тем, что мы имеем, а тем, как мы этим распоряжаемся. Он учил меня тому, что кажущееся нам пустяком может вызвать радикальные перемены в жизни. Он говорил мне, что нужно всегда быть «че­ловеком двух квотеров». Для примера он приводил чистильщика обуви. Можно сказать, что чистильщик делает великое дело. Насвистывая и ловко орудуя своими щетками, он наводит глянец на ваших ботин­ках. Так вот, объяснял Джим, когда вы опускаете руку, в карман, чтобы расплатиться с ним, и у вас нет уверен­ности, давать квотер или два, всегда делайте выбор в пользу большей суммы. Этим вы делаете лучше не толь­ко для него, но и для себя. Если вы дадите ему один квотер, то позднее в тот же день, глянув на свои сияю­щие башмаки, будете сожалеть о том, что пожадничали и дали всего квотер. «Почему я поскупился, ведь он сделал такую прекрасную работу?» А если вы дадите ему два квортера, то всякий раз, взглянув на свои бо­тинки, похвалите себя. Почему бы не сделать это сво­им жизненным принципом? Что, если вы возьмете за правило всякий раз, проходя мимо собирающего по­жертвования, опускать пару монет в кружку? Что, ее-


ли вы сделаете своим автоматическим обязательством покупать хоть что-нибудь на благотворительном база­ре у бойскаутов? Что, если вы будете звонить своим друзьям время от времени, просто чтобы сказать: «Я звоню не по какому-то важному делу. Я просто хочу, чтобы ты знал, что я тебя люблю и что у меня все в порядке»? Что, если вы никогда не будете забывать посылать письма со словами благодарности всем, кто что-то для вас сделал? Что, если вы не будете жалеть времени, чтобы находить все новые и новые поводы радоваться жизни самому и делать приятное другим людям? Все мы имеем определенные ресурсы време­ни. Вопрос только в том, как мы ими пользуемся. Жи­вем ли мы по старинке или постоянно пытаемся сде­лать что-то уникальное и особенное? Все это как будто мелочи, но воздействие, которое они оказывают на на­шу личность, очень сильно. Они накладывают свой от­печаток на наши представления о том, кто мы есть, и, следовательно, на качество наших состояний и самой жизни. В своей жизни я придерживаюсь «принципа двух квотеров» и уже получил от этого немало поль­зы. Рекомендую его и вам. Я полагаю, в нем заключе­на глубочайшая жизненная философия, которая по­зволит вам значительно повысить качество своей жизни. Возможно, вы его уже давно интуитивно применяете сами.

Химик, который может извлечь из своего сердца атомы сострадания, уважения, желания, терпе­ния, удивления и снисхождения и соединить их вместе, получит молекулу, называемую любовью.

Халилъ Джибран

Моя последняя обязанность состоит в том, чтобы убе­дить вас поделиться этой информацией с другими по



 

 

двум причинам. Во-первых, обучая других, мы учимся сами. Делясь своими идеями с другими, мы слышим их сами и еще раз напоминаем себе о том, что мы ценим и считаем важным в жизни. Во-вторых, получаем необык­новенную, необъяснимую радость, помогая изменить их жизнь к лучшему.

Летом 1984 года в нашем теперь уже традиционном летнем лагере для школьников со мной произошел слу­чай, которого я никогда не забуду. Я уже рассказывал об этих лагерях. В течение двенадцати дней дети обу­чаются по интенсивной программе всему, о чем я рас­сказываю в этой книге. В конце курса каждому из слу­шателей вручается медаль наподобие олимпийской с надписью: «Ты способен на чудеса». В тот год мы за­кончили эту волнующую церемонию, в два часа ночи.

Я вернулся к себе в комнату, валясь с ног от устало­сти, зная, что выспаться не придется, поскольку мне на­до вставать в шесть утра, чтобы успеть на самолет и лететь на другое важное мероприятие. Около трех но­чи я уже готов был лечь, как вдруг услышал стук в дверь. Я подумал: «Бог мой, кто бы это мог быть?»

Я открыл дверь и увидел подростка. Он сказал: «Мистер Роббинс, мне нужна ваша помощь». Я спро­сил, не сможет ли он позвонить мне в Сан-Диего на следующей неделе, ведь уже ночь, а утром вставать ра­но. Но тут я услышал, что за его спиной кто-то плачет.

Я спросил, в чем дело, и он ответил, что его подружка не хочет возвращаться домой. Я попросил их зайти в комнату, чтобы я мог успокоить ее, применив нашу ме­тодику: смена контекста и т. д. Но парень меня не слу­шал. Она не хочет возвращаться, потому что ее старший брат вот уже семь лет достает ее своими сексуальными домогательствами.

Я усадил их обоих и, используя методы, изложенные в этой книге, изменил внутренние представления де-


вушки, сформированные прошлым негативным опытом, таким образом, что они больше не вызывали в ней боли. После этого я перевел ее в самое продуктивное состоя­ние и связал его с новыми, измененными внутренними представлениями так, чтобы одна мысль о брате или его образ немедленно приводили ее в продуктивное состояние, в котором она была бы способна дать отпор. Дове­дя ее рефлексы до автоматизма, я посоветовал прямо из своей комнаты позвонить брату. Она решительно на­брала номер, и, когда на другом конце подняли трубку, назвала брата по имени: «Слушай, братец! — сказала она тоном, которого, наверное, он от нее никогда прежде не слышал. — Я хочу, чтобы ты знал, что я возвращаюсь домой. Однако помни, что, если ты еще хотя бы раз взду­маешь притронуться ко мне, ты до конца дней своих будешь каяться в тюремной камере. Это я тебе обе­щаю. Ты мой брат, и я люблю тебя как брата. Но я больше не потерплю такого со мной обращения. Заруби себе это на носу. Пока».

Девочка положила трубку. Она чувствовала себя уве­ренной и сильной как никогда прежде. Мальчик, что привел ее ко мне, не мог найти слов, чтобы выразить свою благодарность. В глазах его стояли слезы. Я ему сказал, что лучшая награда учителю — новое поведе­ние его учеников. «Нет, я должен хоть как-то вас отбла­годарить», — возразил он. Мальчик снял с себя ме­даль, которой я сам несколько часов назад наградил его, и повесил мне на шею. Когда я рассказал об этом своей жене Бекки, она растрогалась до слез. Она сказа­ла: «Невероятно! Жизнь этой девочки уже никогда не будет такой, как раньше». «Спасибо, дорогая, — ска­зал я. — Но все это — дело техники. Всякий владею­щий данной методикой мог помочь ей». На это она воз­разила: «Да, Тони, любой мог бы. Но помог-то ты».



Если бы ты только мог научиться любить, не было бы на свете человека могущественнее тебя.

Эмметт Фоке

В этом и заключается главная идея книги. Станьте деятельным. Берите на себя ответственность. Предпри­нимайте решительные действия. Используйте все, чему научила вас эта книга, и прямо сейчас. И, главное, не только ради самого себя, но и ради других. Польза от таких действий больше, чем вы даже можете вообра­зить. Слишком много развелось любителей поговорить о том, как стать сильным, но большинство из них поче­му-то не добиваются желаемых результатов. Мало толь­ко говорить. Надо обязательно воплощать слово в де­ло. Вот для чего нужно человеку его безграничное мо­гущество. Оно нужно ему для того, чтобы совершать необходимые действия и совершенствовать себя. Джу­лиус Ирвинг выразил свою жизненную философию так: «Я требую от себя большего, чем от меня ожидают». По-моему, такое отношение к себе достойно восхище­ния и моделирования.

В античные времена было два великих оратора: Ци­церон и Демосфен. Хотя жили они в разное время и в разных государствах, но им обоим приходилось при­зывать сограждан к оружию. Когда Цицерон закан­чивал свою речь, люди устраивали ему овацию стоя и долго хвалили за блестящую речь. А вот Демосфена никто не хвалил и не восхищался его красноречием. Когда он заканчивал свою речь, люди говорили: «По­ра в поход», и отправлялись на битву. Вот в чем раз­ница между искусством выражать свои мысли и ис­кусством убеждать. Надеюсь, что в моей книге больше второго. Если вы только прочтете ее и воскликнете: «Да, прекрасная книга, в ней столько полезных вещей»,


но при этом ничего не измените в своей жизни, значит, мы с вами зря потратили время. Но если она хоть на какое-то время станет вашей настольной книгой, если вы будете пользоваться ею как руководством к дейст­вию, изменяя в себе с помощью методик то, что вы счи­таете нужным изменить, — тогда время не потрачено даром.

Я призываю вас сделать из своей жизни подлинный шедевр. Я призываю вас вступить в ряды тех, кто живет в согласии с принципами, ими проповедуемыми. Чьи дела красноречивее их слов. Такие люди — модели со­вершенства, о подражании которым грезит весь осталь­ной мир. Присоединяйтесь к уникальной команде лю­дей, объединяющей тех, кто действует, добиваясь результатов, которые делают их жизнь именно такой, какой они хотят ее видеть, а не тех, кто только хочет лучшей жизни, но не может ее добиться ни для себя, ни для других. Меня всегда вдохновлял пример людей первого типа, и я с детства люблю слушать рассказы о них. Однажды, возможно, я расскажу другим и о вас. Если моя книга поможет вам продвинуться в этом на­правлении, я буду считать себя счастливым человеком.

А пока я благодарю вас, мой читатель, за интерес к проблемам развития личности, за то, что позволили по­делиться с вами принципами, следуя которым я смог изменить свою жизнь. Пусть ваши неустанные поиски моделей человеческого совершенства будут плодотвор­ными! Пусть ваши цели по совершенствованию собст­венной жизни реализуются и побудят вас идти к но­вым целям, чтобы вы не только оставались верны своим мечтам, но не переставали мечтать и впредь! Чтобы вы не только радовались, что живете на этой благодатной земле и наслаждаетесь ее плодами, но и стремились сде­лать ее еще более пригодной для счастливой жизни! Чтобы вы не только брали от жизни все, что она может



 

вам дать, но чтобы и вы всегда были готовы поделиться с другими, были щедры на любовь и нежность!

А в завершение разрешите мне процитировать ста­ринное ирландское благословение: «До тех пор пока мы не встретимся снова, пусть дорога ласково изгибает­ся, знакомясь с тобой, пусть ветер дует тебе только в спину, пусть солнце ласкает твое чело своим теплом, пусть дожди не дают твоим полям засохнуть, поливая их своей благодатной влагой, и пусть Бог бережно дер­жит тебя на своей доброй ладони!»* Будьте счастливы, и да благословит вас Бог.

* Ирландское благословение, авторское право принадлежит с 1967 г. компании «Боллинг инк.», г. Боулдер, штат Колорадо, США.


Глоссарий

Введение зацепок— процесс, посредством которого любое представление (внутреннее или внешнее) «при­вязывается» и служит как бы спусковым крючком для соответствующей последовательности других представ­лений или реакций. Зацепки могут внедряться непро­извольно или вводиться намеренно. Примером зацеп­ки, вызывающей определенный набор реакций, является ваше поведение, когда вы слышите свое имя, произне­сенное близким вам человеком.

Взаимопонимание (согласие, контакт)—явление, когда люди разделяют конкретные модели поведения или обмениваются ими. Это обычно происходит естест­венным путем и бессознательно в процессе обучения. Взаимопонимания можно достигать сознательно и на­меренно при помощи отражения и согласования, что облегчает и улучшает общение.

Внутреннее представление— конфигурация инфор­мации, которую мы создаем и накапливаем в своей па­мяти в виде образов, звуков, чувств, запахов и вкусовых ощущений. Чтобы вспомнить дом, в котором вы роди­лись и выросли, вы создаете в своем сознании внутрен­нее представление о нем.

Выявление— сбор информации либо путем наблю­дения за приемами доступа человека, его жестами и т. д., либо с помощью целенаправленных, конкретных вопросов с целью определения структуры его внутрен­него опыта.


Зеркальное копирование — повторениемоделей пове­дения другого человека (их отражение), как если бы вы были зеркалом. Если вы видите, как кто-то поднес левую руку к щеке, вы делаете то же самое правой рукой.

Искажение— процесс неточного включения отдель­ных элементов во внутреннее представление человека, что определенным образом ограничивает его. Они мо­гут быть непропорциональны, несколько искажены и т. д. Это позволяет нам изменять наши чувственные данные.

Калибровка (идентификация)— способность заме­чать и измерять изменения относительно эталона. Уме­ние выполнять калибровку базируется на отточенной остроте чувств. Хорошим примером этого понятия мо­жет служить ощущение либо неуверенности, либо радо­сти, которое вы замечаете у любимого вами человека. Это означает, что вы сумели калибровать оттенки его философии.

Коммуникация (связь)— процесс передачи инфор­мации посредством языка, знаков, символов и поведе­ния. Она может быть направленной, то есть момент, ко­торым вы заканчиваете общение, отличается от того, с чего оно началось, как это имеет место при переговорах, лечении или торговых операциях.

Конгруэнтность/неконгруэнтность —ситуация, в которой сообщение, которое передает говорящий, одина­ково или подобно во всех своих выходных каналах, то есть слова, сообщения передают то же самое значение, что и интонация голоса, а жесты передают то же значе­ние, что и эти два канала. В этом случае выходные каналы синхронизированы (.совмещены). Неконгруэнт-



 

 

ность означает конфликт сообщений, передаваемых по различным каналам. Например, сказать «Да, я уверен в этом!» слабым, неуверенным голосом.

Модели движения зрачков глаз —конкретный на­бор приемов доступа, позволяющий по положению и движению зрачков глаз собеседника определять его внутренние представления. Знание того, какой внутрен­ний процесс проявляется через конкретное выражение или движение глаз, помогает понять и выявить страте­гию поведения.

Моделирование— процесс выявления совокупно­сти внутренних представлений и моделей поведения, по­зволяющих достичь желаемого результата. После того как компоненты стратегии, языка, веры и поведения де­тализированы, ему можно легче обучить другого.

Модель— описание того, как что-то работает (но не возможных причин того, почему это может или не мо­жет работать). Когда мы говорим «чья-то модель внеш­него мира», мы понимаем под этим весь комплекс веро­ваний человека, внутренних процессов и моделей поведения, который позволяет ему вести определенный образ жизни. Модель является способом организации опыта.

Обобщение— процесс познания, посредством кото­рого элементы внутреннего опыта человека отделяются от исходного опыта и становятся самостоятельным клас­сом. Это может быть полезно во многих случаях. На­пример, ребенок приобрел опыт, когда притронулся к горячей плите и получил небольшой ожог. Он может обобщить этот опыт следующим образом: «Плита горя­чая» или «Нельзя касаться включенной плиты!» Но


 

 

в некоторых случаях обобщение может нежелательным образом ограничивать внутреннюю модель мира чело­века.

Описание, основанное на чувствах —использова­ние слов, передающих информацию, которую можно не­посредственно наблюдать или проверить с помощью пяти органов чувств. Это разница между двумя выражения­ми: «Губы ее напрягаются, показываются кончики зу­бов, уголки губ поднимаются выше уровня общей ли­нии рта» и «Она — счастлива».

Опыт, основанный на чувствах— опыт, который об­рабатывается на уровне того, что можно увидеть, услы­шать, почувствовать, понюхать и(или) ощутить на вкус.

Оттенки чувств— дополнительная классификация элементов внешнего опыта: изображение имеет яркость, протяженность, глубину, резкость. Звуки имеют гром­кость, источник происхождения, тональность и т. д.

Поведение— вид деятельности человека. В это по­нятие входят более выраженные модели поведения, та­кие как жесты или бросание мяча, а также менее замет­ные, например мыслительная деятельность, движения зрачков глаз, ритм дыхания и т. д.

Подстраивание (подгонка)— подражание элемен­там поведения другого человека: жестам, выражениям лица, манере речи, интонации голоса и т. д. Умело вы­полненное, оно позволяет установить контакт с собесед­ником.

Приемы доступа— модели поведения, которые воз­действуют на работу нашей нервной системы таким об-



 

разом, что мы получаем к какой-то одной системе пред­ставлений более быстрый и легкий доступ, чем к дру­гим. Например, замедление ритма дыхания или скоро­сти речи может облегчить переход в кинестетический режим, а наклон головы, как если бы мы держали у уха телефонную трубку, может направить нас в слуховой режим и т. д.

Пристроиться (идти в ногу) —установление и под­держание контакта в течение некоторого промежутка времени в процессе взаимодействия с собеседником. Можно «идти в ногу» как в области веры или идей, так и моделей поведения.

Синтаксис— взаимосвязанная и упорядоченная сис­тема; способ организации, последовательность, в которой события (внутренние или внешние) могут быть соедине­ны вместе. В языке это понятие порядка, в котором слова образуют грамматически правильные предложения.

Системы представлений— порядок кодирования чувственной информации в нашем сознании. Включа­ют визуальную, аудитивную и кинестетическую систе­мы, обоняние и вкус. Они позволяют нам восприни­мать и запоминать, а также сортировать и использовать информацию. Различия, которые мы делаем между раз­ными людьми (внутренние и внешние), приходят к нам через эти системы.

Состояние— сумма всех нервных процессов, проис­ходящих в человеке в определенный момент времени. Состояние является своеобразным фильтром, влияю­щим на итоговый результат нашего представления лю­бого опыта, который мы имеем на тот момент.


Стирание— удаление из памяти чего-то оставшего­ся от прошлого опыта. Один из процессов познания, который защищает нас от переизбытка чувственной ин­формации. Но некоторые вещи, которые мы считаем важ­ными и полезными для дальнейшего использования, со­храняются.

Стратегия— укоренившаяся последовательность представлений, которые мы используем для руководства собственным поведением. Стратегия обычно включает каждую из систем чувственного представления (визу­альную, аудитивную, кинестетическую) в определенном порядке. Мы можем обнаружить ее в себе и в других, когда прислушиваемся к словам, которые выбираем, ко­гда наблюдаем за моделями поведения глаз и задаем вопросы о форме и последовательности внутренних пред­ставлений.

Чувственная острота— процесс совершенствования нашей способности делать различия между визуальной, аудитивной, кинестетической системами, обонянием и вкусом. Это дает нам более полное, более богатое чувст­венное представление об опыте и способность создавать детальные, основанные на чувствах описания, являю­щиеся результатом взаимодействия с внешним миром.

Экология— обеспокоенность по поводу единения или модели взаимоотношений между живым сущест­вом и окружающей его средой. В НЛП мы также ис­пользуем этот термин в отношении внутренней эколо­гии — модели соотношения ценностей, стратегий и поведения, которую человек использует в отношениях с самим собой.


Содержание

Выражение благодарности ........................... 4

Предисловие.................................................. 6

Введение....................................................... 9

Часть 1

Моделирование человеческого совершенства....... 12

1. Достояние королей .................................. 15

2. Разница, которая составляет разницу.......... 43

3. Энергия состояний .................................. 63

4. Рождение совершенства — вера................. 89

5. Семь сомнительных представлений

об успехе ..............................................111

6. Совершенствование ума —

как управлять своим мозгом .................... 133

7. Синтаксис успеха................................... 175

8. Как выявить стратегию другого ............... 195

9. Физиология — дорога к совершенству ...... 227

10. Энергия — топливо совершенства ............. 251

Часть2

Формула Абсолютного Успеха ......................... 291

11. Освобождение от пределов —

чего же ты хочешь? ................................ 293

12. Сила точности ........................................ 317

13. Волшебство взаимопонимания .................. 335

14. Признаки совершенства — метапрограммы. 365

15. Как преодолевать сопротивление

и решать проблемы ................................ 397

16. Смена контекста — мощь перспективы ......415

17. Как зацепиться за успех .......................... 449


Часть 3

Лидерство — вызов совершенству..................... 483

18. Иерархия ценностей — мерило успеха .......485

19. Пять ключей к богатству и счастью ........... 523

20. Создание тенденции — сила убеждения .....543

21. Живое совершенство —

мечта человечества .................................569

Глоссарий................................................... 583

 


 

Научно-популярное издание Серия «Успех!»

РОББИНС Энтони

БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Перевёл с английского Л. М. Щукин

Редактор В. И. Курьязова

Художник обложки М. В. Црако

Компьютерная вёрстка оригинала-макета — В. А. Киселёв

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.