Сделай Сам Свою Работу на 5

Актуальные стандарты, регулирующие туристический рынок





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«Сертификация в туризме»

 

Выполнила студентка

Вороненкова О.А.

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Сертификация туристических услуг……………………………………4

2. Актуальные стандарты, регулирующие туристический рынок……….10

3. Перечень документов на сертификацию услуг и работ………………..11

4. Сертификационная проверка…………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….18

 

 

Введение

Процесс развития экономики включает, как стихийное формирование рыночных связей, так и сознательное, целенаправленное регулирование производства, товарно-денежных отношений государственными органами и общественными организациями.

Областью социально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования безопасности и качества продукции, технологических процессов, услуг.



Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестности производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования безопасности товаров и услуг являются:

1. системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;

2. нормативы безопасности и качества;

3. процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.

По определению международной организации по стандартизации (ИСО), сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности товара, услуги нормативным требованиям, "посредством которой, третья сторона документально удостоверяет, что продукция (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям".



 

 

1. Сертификация туристских услуг

По определению международной организации по стандартизации (ИСО), сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности товара, услуги нормативным требованиям, "посредством которой, третья сторона документально удостоверяет, что продукция (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям".

Сертификация может быть как обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой сфере, так и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой сфере хозяйствования [2].

Обязательная сертификация является инструментом для защиты общества и граждан от товаров и услуг, способных нанести вред здоровью, имуществу и окружающей среде.

Данный вид сертификации вводится законодательными актами и организуется монопольно государством и его органами исполнительной власти [2].

Добровольная сертификация составляет неотъемлемую часть современных рыночных отношений, являясь фактором повышения конкурентоспособности товаров и услуг, развивается, как правило, при поддержке государства.

Российская сертификация находится в стадии развития. Она была введена в 1992 году как защитная мера в связи с тем, что на несовершенный российский рынок хлынули товары, среди которых было много недоброкачественных или просто опасных для жизни.

Законом СССР "О защите прав потребителей", принятым Верховным Советом СССР 22 мая 1991г., в стране впервые на законодательном уровне была введена обязательная сертификация продукции (товаров, работ, услуг), но этот закон не был введен, так как СССР прекратил свое существование[2].



Целый год проводилась активная работа по разработке закона Российской федерации "О защите прав потребителей". Постановлением Верховного Совета «О введении в действие Закона РФ "О защите прав потребителей"» закон введен в действие с 1 мая 1992г.

В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (работ, услуг), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечении безопасности жизни, здоровья, потребителя и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя (п.5 ст.5).

На Госстандарт России были возложены функции национального органа по сертификации товаров (работ, услуг). Ему предоставили право определять порядок сертификации, номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, аккредитовывать органы по сертификации, осуществлять контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг), вести государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг) и т.д. [2]

10 июня 1993г. Верховным Советом РФ принят закон "О сертификации продукции и услуг".

Госстандарт, наделенный исключительными полномочиями, осуществляет следующие виды работ:

1. формирует и реализует государственную политику в области сертификации;

2. ведет работы по созданию "Системы сертификации ГОСТ Р";

3. разрабатывает и внедряет основополагающие организационно-методические и нормативные документы по сертификации продукции, услуг и систем качества;

4. ведет работы по аккредитации органов по сертификации.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт, иные государственные органы управления, уполномоченные проводить работы по сертификации, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, работ, услуг, а также центральные органы систем сертификации.

9 января 1996г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О защите прав потребителей"» и кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях". Законом установлено, что товар (работа, услуга), на который законом или стандартом установлены требования обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие эту безопасность, подлежат обязательной сертификации [2].

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Номенклатура товаров (работ, услуг) разрабатывается и утверждается Госстандартом России.

Протоколом №23 от 10.10.94г., утвержденным коллегией Госстандарта России, введены с 1.04.95г. изменения №1 к номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, куда вошли услуги гостиниц, туристские и экскурсионные услуги.

Общероссийский классификатор услуг населения (ОКУН) включает более 80 услуг, относящихся к туристской и экскурсионной деятельности, а также услуги по предоставлению мест проживания. Однако обязательной сертификации подлежат лишь некоторые из них (табл.1) [2] .

Таблица 1

Услуги обязательной сертификации.

Код ОКУН Услуга
061200 (061201-061219) Туристический отдых и путешествия по туристским маршрутам
061300 (061301-061309) Туристические походы выходного дня
061600 (061601-061605) Услуги по предоставлению мест проживания
062200 (062201-062211) Экскурсии
041201-041202 Услуги гостиниц, мотелей

7 августа 1998г. опубликован и вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», который вобрал в себя отечественный опыт, международную практику и содержит ряд основных положений в области сертификации.

Так, в части первой статьи 1 Закона РФ "О сертификации продуктов и услуг" дана новая редакция определению сертификации, согласно которой "сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям", то есть осуществляет не только деятельность по подтверждению соответствия, но и удостоверение этого факта в письменной форме специальным документом [2].

Таким документом, подтверждающим соответствие сертифицированной продукции (работы, услуги) установленным требованиям является сертификат соответствия.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации [2].

Маркируется сертифицированная продукция (работа, услуги) знаком соответствия в местах, указанных в лицензии на применение знака соответствия, выдаваемой вместе с сертификатом.

Необходимым условием для проведения сертификации является наличие нормативного документа, определяющего установленные требования к продукции или услугам, в том числе и требованиям безопасности, и методы испытаний (для продукции) или обслуживания (для услуг).

Требования безопасности должны обеспечивать устранение или ограничение опасных и вредных воздействий на потребителя и окружающую среду тех видов продукции, работ услуг, которые обладают внутренними источниками опасности или способны стать ее источником под воздействием внешних факторов [2].

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, используются:

1. законодательные акты, в которых содержатся конкретные требования к продукции, работам и услугам;

2. государственные стандарты;

3. санитарные нормы и правила;

4. строительные нормы и правила;

5. другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Основополагающим документом по сертификации являются Правила по проведению сертификации в РФ.

В Системе сертификации ГОСТ Р разрабатываются правила сертификации однородной продукции и услуг в соответствии с едиными принципами построения, оформления, утверждения и регистрации. Документы системы, имеющие межотраслевой характер, должны просто регистрироваться в Министерстве юстиции РФ [2].

Сертификация туристских услуг проводится в соответствии с "Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц" (далее Правила), утвержденными Постановлением Госстандарта России 14.10.94г. №18 (Приложение 18), зарегистрированными в Государственном Реестре 29.05.95г. и требованиями ФЗ "Об основах туристской деятельности".

Правила разработаны на основе "Правил по проведению сертификации в РФ" и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТ Р и устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц (далее туристских услуг) [2].

Порядок проведения сертификации туристских услуг. Схемы сертификации туристских и гостиничных услуг

В соответствии с Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц процедура сертификации туристских услуг включает:

1. подачу заявки на сертификацию;

2. принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

3. разработка методики проведения сертификационной проверки;

4. выдачу сертификата соответствия (сертификата) и лицензии на применение знака соответствия;

5. заключение договора на проведение инспекционного контроля;

6. осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации) [2].

Туристские предприятия для получения сертификата соответствия предоставляют в орган по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, аккредитованных Госстандартом РФ, заявку по установленной форме .

В Нижегородской области соответствующий орган создан на базе Нижегородского центра по стандартизации, метрологии и сертификации.

В заявке указываются все виды туристских услуг, оказываемых предприятием, подлежащих обязательной сертификации. Например, туристский отдых и путешествия по транспортным маршрутам с переездом на самолетах (061205), проживание туристов в гостиницах, пансионатах, мотелях, кемпингах, на турбазах (061601).

По желанию туристских фирм в заявку могут быть включены и такие виды услуг, как представление информационных и рекламных материалов о туристских маршрутах (061501), оформление выездных документов на путешествия в зарубежные страны (061102) и др., не подлежащие обязательной сертификации [2].

Орган по сертификации принимает решение по заявке на сертификацию и направляет его вместе с проектом договора на выполнение работ заявителю в кратчайшие сроки, но не более одного месяца после получения заявки.

В стоимость договора входят все расходы, связанные с проведением сертификации услуг, включая инспекционный контроль, независимо от результатов сертификации. Расчет расходов осуществляется в соответствии с рекомендациями по сертификации Р50.3.001-96 "Оплата работ по сертификации продукции и услуг" исходя из условия, что средняя дневная ставка специалистов, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации и инспекционному контролю, не должна превышать минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством РФ.

Если по заявке принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументировано сообщает в письменном виде заявителю о невозможности проведения сертификации туристских услуг [2].

Сертификат на туристические услуги выдается сроком до 3-х лет. Не реже одного раза в год органом по сертификации должен проводиться инспекционный контроль. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля [4].

Актуальные стандарты, регулирующие туристический рынок

Сертификация в туризме в настоящее время может проводиться на основе четырёх основных стандартов, которые были приняты в сентябре 2006 года.

1. ГОСТ 28681.0-90 Основные требования к системе стандартизации туризма. Этот стандарт подробно описывает терминологию и общие положения туристического бизнеса, который обязан работать в рамках определённых условий.

2. ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94

Требования к проектам туристического бизнеса . Этот государственный стандарт включает в себя критерии грамотного проектирования туристических услуг, позволяющие максимально безопасно и эффективно обслуживать туристов из разных стран.

3. ГОСТ 28681.3-95

Безопасность туристических и экскурсионных групп. В этом своде положений и правил подробно описаны требования к безопасности здоровья и жизни обслуживаемых путешественников, включая общие стандарты питания и проживания.

4. ГОСТ 28681.4-95 Классифицирование гостиничных комплексов. Этот стандарт используются для классификации отелей, мотелей и гостиниц, позволяющей определить классность соответствующего предприятия. Именно эта система сертификации позволяет присваивать гостиничным предприятиям различное количество «звёзд».

Особым уважением в туристической сфере пользуется международный сертификат ISO 9001, который свидетельствует об эффективной организации системы управления и профильных услуг. Наличие такого свидетельства позволяет более успешно конкурировать в собственной нише, развивая отношения с зарубежными партнёрами.

Сертификация в туризме может проводиться по одному или по нескольким из вышеупомянутых стандартов в зависимости от специфики конкретного туристического бизнеса [3].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.