|
Методика разработки культурно-антропологических практик в системе ДОУ
Разработку и реализацию культурно-антропологических практик в системе ДОУ автор пособия (Маслоская С.В.) рассматривает в логике педагогического проектирования.
Доминирующим в образовании должен стать такой вид проекта, когда образование служит непосредственно созданию новых понятий, концепций, знаний обращенных к человеку и созданных для человека. По нашему мнению этим требованиям удовлетворяет культурно-антропологическое проектирование образовательного процесса, являющееся результатом проектирования культурно-антропологических практик в системе ДОУ.
Создание и реализация культурно-антропологических практик – особый вид деятельности педагога и воспитанника. Автор пособия настаивает на понимании данного вида деятельности как ведущей деятельности всех субъектов образовательного процесса, в ходе которой, и благодаря которой, происходит наиболее интенсивное развитие интегративных качеств детей в системе ДОУ. Именно процесс культурно-антропологического проектирования в системе ДОУ позволяет реализовать ряд педагогических принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Автор данного пособия под созданием и реализацией культурно-антропологических практик в системе дошкольного образовательного учреждения понимает деятельность:
• педагогически – значимую, имеющую педагогическую значимость;
• результатом, которой является создание реального (необязательно вещественного) «продукта» имеющего для всех субъектов образовательного процесса практическое значение и принципиально, качественно нового в личностном опыте (то есть обретенном в личностно-значимой ситуации);
• в ходе, которой воспитанники вступают в конструктивное взаимодействие с педагогом, с его профессиональной компетентностью;
• через которую происходит становление и развитие культурно-антропологических практик как ребенка, так и самого педагога и, как следствие, – развивается профессиональная и человековедческая компетентность, методологической основой которой она является. Создание и реализация культурно-антропологических практик является одной из множества деятельностей педагога и ребенка в системе ДОУ, которые сочетаясь, пронизывают все её виды.
Выводы
Культурологический подход – совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д. Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно – знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы содержание обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребёнка.
Культурологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку ее основополагающая идея антропоцентризма, предусматривающая своим объектом ценность человека как личности, строится на признании его прав на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая парадигма во многом актуализируется новым пониманием современной культуры, суть которого состоит в том, что она ориентирована на самоценность человека как уникального явления, как источника продуктивной творческой деятельности.
Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность принципов его построения, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит критерии творчества в деятельности субъектов образовательного процесса.
Культурологический подход рассматривается метапринципом функционирования и развития образования, опредмечивая идеи гуманизации и гуманитаризации в контексте мировой и национальной культур, ориентируя личность на смыслопоисковую, творческую, развивающую деятельность.
Культурологический подход выступает основой разработки вариативных моделей содержания образования, не только обновляющих его, но и «удерживающих» в контексте культуры.
Приложение 2
Список нормативных правовых документов, регулирующих вид профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
Нормативная документация:
Федеральные нормативные правовые акты:
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.).
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.), часть вторая от 26 января 1996 № 14-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.), часть третья от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.));
• Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25 ноября2013 г., с изм. от 31 января 2014 г.)
• Федеральный закон от 03 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»
- Законопроект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2014 г.)
• Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12 марта 2014 г.)
• Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 25 ноября 2013 г.)
• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25 ноября 2013 г.)
• Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Постановления Правительства Российской Федерации
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (ред. от 23 сентября 2014 г.)
• Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.
• «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
• Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг » (ред. от 25 июня 2014 г.).
• Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: «создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года
•Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
•Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
•Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
• Общероссийские квалификационные справочники (ОКЗ, ЕКСД)
•ГОСТ 1.1- 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;
•ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению;
•ГОСТ Р 1.5–2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
•Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
•Профессионально-квалификационные справочники (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г.,2010, 2012 г.,, в ред. от 12 февраля 2014 г.), а также корпоративные стандарты, учебно-программная документация по подготовке специалистов в данной области;
Методическая документация: (справочники, бюллетени, статьи, учебно-методические издания, ФГОС ВПО в рамках УГС «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования),
Учебная документация (основные профессиональные образовательные программы высшего образования в рамках области знания «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», учебно-методические комплексы по вопросам работы с семьей),
Технологическая документация:
•План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р;
• Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. об утверждении Макета профессионального стандарта
План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 565.
Официальный сайт Агентства социальной информации www.asi.ru
Официальный сайт Российского детского фонда www.detfond.org
Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» www.fom.ru
Сайт информационно-просветительской кампании «Наши дети»
Приложение 3
Виды культурных практик
| Ценностные ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения ДО
| Правовые практики
| - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
| Практики культурной идентификации
| - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
| Практики свободы
| - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
| Практики телесно-душевно-духовной целостности
| - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
- обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
| Практики расширения возможностей способствуют детской деятельности
| - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|