Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурологический подход в личностно-ориентированной парадигме гуманистической концепции современного образования





Модернизация всегда связана с изменением концептуальных основ, составляющих ядро сферы деятельности, структурных и функциональных компонентов. Сегодня центром инновационного поиска разработки функциональных компонентов современного образования является человек как составная часть и потребитель культуры. Анализ современной образовательной системы (для нас – система дошкольного образования) показывает, что результаты её функционирования в недостаточной степени отвечают запросам общества и государства. Подобно тому, как социально-экономическая и политическая системы проверяются жизненным самочувствием своих граждан, так образовательная система получает свою оценку в соответствии с предоставляемыми ею возможностями для самоосуществления человека (ребенка) в культуре [1].

В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию, и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культуросообразности образования, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования. Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в культуре дано в трудах С.И. Гессена []. Исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора - адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь ее бесконечного развития. Точнее, это иерархия целей, стоящих перед человеком. Осуществление первых - практических, в том числе прагматических - лишь необходимое средство для выполнения целей второго порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е. задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.



В рамках культурологического подхода необходимо изменяются и личностные позиции участников педагогического процесса - и не только ребенка, но и педагога. Применительно к воспитаннику сегодня настойчиво утверждается личностно-ориентированный подход, который выражается в осознании и отношении к ребенку как целостной личности, готовой и способной к многоразличному отношению к миру. Речь идет об отношенческом потенциале личности педагога, который невольно проявляется в нем как в индивидуальности - его способе мышления, своеобразии видения предметов и явлений, оттенках эмоциональных суждений, языке и стиле общения и т.п.



Современные требования образования, опираясь на лучшие традиции отечественного образования, новейшие достижения психологии и педагогики, определяют направленность образовательной деятельности на качественное образование, результатом которого выступает формирование свободной самостоятельной личности, способной конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире культуры, ее ценностей, теорий, правил и, оставаясь неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению проблем самого разного характера. Дошкольное образование как первая ступень российской системы образования закладывает фундамент, который является основой для дальнейшего становления гражданина. Ребенок выступает не столько как объект педагогического воздействия, сколько признается системообразующим компонентом, основополагающим и самостоятельным. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО), принимающая принцип поддержки разнообразия детства, признающая самоценность детства и право каждого на уникальность, только предоставляет ему возможность для индивидуального саморазвития в собственной активности, направляя и координируя в рамках общественной системы. Существующие на сегодняшний момент проблемы дошкольного образования многие исследователи связывают с недооценкой важности применения культурологического подхода и антропологических программ развития личности ребенка. Только человек, осознающий себя носителем определенных культурных и иных ценностей способен адекватно выбирать глобальные и текущие цели своей деятельности, и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую обстоятельствами, неуклонно продвигаться к ее осуществлению[4].



Культурологический подход к образованию -это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей ребенка, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни ОО и семьи, гармонизация интересов общества, ОО и личности ребенка. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития. [Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.]

Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. [6].

Роль культурологической подготовки как средства формирования профессионального мышления, овладения полноценными теоретическими знаниями и практическими умениями рассматривается в трудах А. И. Арнольдова, Н.Г. Багдасарян, Л.П. Буевой, В.Е. Родина, Е.В. Семенова, С.А. Тангяна и др. Значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности обсуждается в трудах И.А. Зимней, А.С. Карпова Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др [6].

Если рассматривать культурологический подход в контексте образовательной практики, то он обогащает профессионально-педагогические функции современного педагога. Перечень таких функций представлен в работах Ю.К.Васильева, А.И.Щербакова, Н.В. Кульминой.

Н.В.Кузьмина выделяет в структуре профессионально-педагогической деятельности пять основных функций: гностическую (познавательную), конструктивную, коммуникативную, информационную, организационную.

Естественный и эффективный способ передачи опыта человечества ребенку заключается в предоставлении возможностей для осуществления разнообразных культурных практик, а не только в передаче конкретных знаний, умений и навыков.(В некоторых источниках, в частности в трудах Масловской С.В., можно встретить употребление понятия «культуно-антропологические практики детской деятельности».

Для индивида есть один способ приобщения к культуре - проделать в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Личность, чтобы «догнать человечество», должна прожить «для себя» культуру, т.е. пройти ее этапы в своем духовном развитии. С другой стороны, она должна участвовать в современном большом диалоге, полилоге культур и сознаний. Так осуществляется связь единичного с универсальным, всеобщим. Решить эти задачи призвано образование. (Мареев В.И., Карпова Н.К., Щипанкина Е.С. Культурологический подход в аспекте развития современного образования. http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/current-status-and-the-

Культурологический подход представляет собой совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни через призму системообразующих культурологических понятий. Общепризнанно, что культурологический подход - это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей.

В изучении человека культурологический подход ориентирует на его видение через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека как свободную, активную индивидуальность, способную к «самодетерминации в горизонте личности» в результате общения с другими личностями, культурами.

Культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. В первую очередь культурологический подход является принципиальной гуманистической позицией, признающей человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые.

Культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами культурологического анализа педагогических проблем служат системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры.

Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые.

Формы актуализации культурологических идей представлены в различных подходах. В основе культурно-исторический подход Л.С. Выготского (в разработке теоретических основ принимали также участие А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия; в западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики человека); заложена идея интериоризации ребёнком социально-символической, опосредованной знаками деятельности; процессы и результат такой деятельности составляют суть присвоение ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными; на этой основе была разработана модель «взращивания» культурных знаков в структуру психических функций ребёнка и сформулировано положение о зоне ближайшего развития как «поле» его совместной с взрослым опосредованной культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических функций.

Культурологический подход выступает методологическим принципом функционирования и развития современной системы образования, являясь основой познания человека и реалии окружающего мира. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.

Согласно ФГОС ДО: «В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы».

Реализуя деятельностный подход, педагог, обладающий опытом становления культурных практик, не может относиться к ребенку лишь функционально, он видит в каждом ребенке его уникальную, неповторимую человеческую сущность, прогнозирует свой вклад в становление и развитие личности ребенка на основе соблюдения прав, свобод ребенка, выделения культурного пространства и его возможностей, а также, не нарушая целостности человеческого существования (тело-душа-дух).

Проявлением культурных практик ребенка является принятие и реализация идеи ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в своем прирожденном человеческом праве на жизнь и познание мира. Этот критерий соответствует принципу двудоминантности педагогических процессов, учету жизненных смыслов, потребностей, интересов как педагога, так и ребенка.

Реализация культурных практик в системе ДОО позволяет на практике реализовать основные принципы существования человека в культуре: субстанциональности или неотчуждаемых прав человека, свободы, целостности, многообразия. Что на практике дает возможность ребенку стать жизнеспособным, передать ребенку «науку жить», формируя у них чувство собственного достоинства, веру в свои силы, стремление к самосовершенствованию, к самореализации.

Обладающий технологией реализации культурных практик педагог не замыкается в рамках своей предметной области и соответствующей дисциплины, но является носителем интегративного знания, умело, используя возможности общения с ребенком для расширения их «жизненного» кругозора и для становления у них человеческих ориентиров (обеспечивая принцип гуманизации образования).

Задача педагога, владеющего технологией реализации культурных практикам, – не сформировать и даже не столько воспитать ребенка, сколько найти, поддержать, развить человеческое в человеке и помочь ему создать механизмы правовой, культурной, свободной самореализации для достижения целостности (телесно-душевно-духовной) личности саморегуляции ребенка, механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Модель формирования возможных достижений ребенка на основе реализации технологии культурных практик.
Цель: формирование целевых ориентиров, которые на этапе завершения ДО могут рассматриваться как предпосылки учебной деятельности.

Системаная модернизации образовательного процесса включает:

- Подходы: гуманистический, системно-деятельностный

- Принципы: личностно-ориентированный, развивающий, культурологический

- Формы организации:

- интегративные методы организации образовательной деятельности по передаче культурного опыта различных образовательных областей

- ситуации – пробы

- игровой тренинг

- самостоятельная деятельность / проект

- Условия обеспечения качества образования по достижению целевых ориентиров дошкольников - культурная среда ДОО (предметно-пространственная, развивающая).

- Результат: жизнеспособная личность дошкольника.

Вопрос о результате дошкольного образования до сих пор остается открытым. В основе подхода к определению результатов освоения программ должна быть оценка степени соответствия концепции и содержания каждой программы методологическим основам дошкольного образования (культурно-историческому подходу к проблеме развития ребенка дошкольного возраста). Такая оценка м.б. получена через применение комплексной психолого-педагогической диагностической методики.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее конечного состояния с состоянием необходимым, или планируемым результатом. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным. Критериев результативности образовательного процесса ДО нет и не м.б. (в силу особенностей возраста детей, обязательности ДО), определены только целевые ориентиры.

Стратегия гуманизации образования, усиления его культурного статуса обусловливает потребность в педагогических кадрах, способных реализовать культурную направленность образования, готовых к осуществлению культурно-гуманистической функции в образовательной деятельности. Ключевой фигурой модернизируемой образовательной системы становится педагог особого типа: высокообразованный педагог-интеллигент, носитель культуры и общечеловеческих ценностей, осознающий культурную миссию образования и своей профессии, понимающий проблемы современного ребенка, способный к защите и поддержке культуры детства. Остро осознается необходимость в гуманистическом типе педагога, выступающем посредником между ребенком и культурой, свободной и творческой личности, субъекте педагогической культуры.

Возникает необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения педагогов, организующих и реализующих технологию культурных практик детей в образовательном процессе ДОО.

Технология сопровождения в образовании - область научно-практической деятельности целого ряда специалистов. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития субъектов образовательного процесса.

Суть психолого-педагогического сопровождения – научно-методическое руководство образовательно-воспитательным процессом, включающее научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, психолого-педагогическую поддержку педагогов в профессиональном и личностном саморазвитии, в создании условий, способствующих творческой реализации в профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих ТКП, направлено на обеспечение эффективности всех её структурных (цели, культурного материала, средств коммуникации, воспитанников, педагогов) и функциональных элементов (исследовательского, проектировочного, конструктивного, коммуникативного, организаторского).

ППС деятельности педагогов в реализации технологии КП включает:

- информационно-знаниевую компетентность об их роли в развитии ребенка, включающую комплекс знаний о современныхтребованиях к технологи их применения;

- обеспечение мотива к их использованию,

- психологическая готовность к реализации технологии КП

- сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений.

Реализация технологии КП в достаточной степени может рассматриваться как инновационная деятельность, так как её применение (зачастую бессознательное, механическое), без понимания истинного понимания формирования, приобщения ребенка у общекультурным ценностям и нормам может считаться инновационным.

Основной характеристикой психолого-педагогической готовности к реалиизации технологии КП в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность. Реализация технологии КП имеет свою специфику, отличающую е от использования других технологий. А именно, особую роль имеет ценностная направленность его личности, его индивидуальные особенности, интересы и предпочтения. Психологическая готовность педагога к реализации технологии КП - целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание технологии, способов, методов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к изменению ценностно-смыслового отношения к содержанию собственной деятельности) и деятельностного компонентов. Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

Деятельность педагогов в организации и осуществления ТКП рассматривается нами как готовность к совершенствованию педагогической деятельности, что требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. Готовность к совершенствованию педагогической деятельности в области реализации ТКП содержит мотивационный компонент, определяемый как потребность и стремление к профессиональной реализации как педагога, способного самостоятельно продуцировать различные ситуации, обогащающие культурных опыт воспитанника, создавать и трансформировать условия окружающей среды (социально-культурной, предметно-развивающей), обеспечивая у детей ситуационный интерес культурного познания и апробации возможностей. Мотивационная готовность педагога к совершенствованию деятельности при реализующего ТКП, понимающего и личностно принимающего смысл и значение культурных практик для развития ребенка, характеризуется отношением педагогов к проблеме обеспечения культурологического подхода в педагогической практике, стремлением максимально обеспечить ребенку возможность изучения культурных практик в содержании, актуальном для детского возраста.

Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам реализации культурных практик в ДОО. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области педагогики и культурологии образования.

Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области организации КП, творческие способности.

Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в области реализации технологии КП. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих ТКП, предполагает обязательное привлечение педагога-психолога (отслеживание климата, динамики личностных и профессиональных изменений, осознание собственных базовых потребностей, содействие личностному и профессиональному росту, привлечение к моделированию культуросообразной образовательной среды, способствующей саморазвитию и творческой самореализации). Контроль за психологическим здоровьем, эмоциональным ресурсом, мотивацией к совершенствованию деятельности при реализации ТКП.

Реализация технологии культурных практик в системе ДОО предусматривает наличие у педагога развитой компетентности к осуществлению педагогического проектирования.

Доминирующим в образовании должен стать такой вид проекта, когда образование служит непосредственно созданию новых понятий, концепций, знаний обращенных к человеку и созданных для человека.

По нашему мнению этим требованиям удовлетворяет культурно-антропологическое проектирование образовательного процесса, являющееся результатом проектирования культурно-антропологических практик в системе ДОО. Создание и реализация технологии культурных практик – особый вид деятельности педагога и воспитанника, выступает как ведущей деятельности всех субъектов образовательного процесса, в ходе которой, и благодаря которой, происходит наиболее интенсивное развитие личности ребенка в системе ДОО. Именно процесс культурно-антропологического проектирования в системе ДОО позволяет реализовать ряд педагогических принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Реализация технологии культурных практик характеризуется:

• педагогической значимостью для всех субъектов образовательного процесса;

• реальным результатом, (необязательно вещественным, но принципиально качественно новым в личностном опыте (то есть обретенном в личностно-значимой ситуации);

• в ходе, которой воспитанники вступают в конструктивное взаимодействие с педагогом, с его профессиональной компетентностью;

• через которую происходит становление и развитие культурно-антропологических практик как ребенка, так и самого педагога и, как следствие, – развивается профессиональная и человековедческая компетентность, методологической основой которой она является.

Человек (ребенок) здесь не становится изолированным и самодостаточным субъектом, но активно и свободно действующим в правовом пространстве образования, являясь его системообразующим элементом. Кризис и недостатки современных образовательных систем исследователи видят в нарушении соотношения между собой элементов системы и отношения элементов к системе.

Культурные практики - особый вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды дошкольного образования на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях. Культурные практики выступают содержанием и условиями формирования интегративных качеств личности дошкольника.

Задачей образования становится многовариантное моделированиецелостного человеческого бытия, осторожное включение в этот процесс становящегося индивида и непрерывный мониторинговый контроль его состояния.

При обращении к феномену «культурно-антропологической практики» мы опираемся на деятельностную концепцию, согласно которой культура – способ деятельного существования человека, а содержанием культуры является всё содержание человеческой деятельности. Границы деятельности человека– это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой.

Любая деятельность, имея цель, конечный продукт, методы и средства его получения, направлена на определенные объекты (выделяя в них свой предмет) и представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения, культурные связи, присваивают созданный опыт культуры в результате ценностного отбора и образуют новый опыт культуры на основе различных форм его существования.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.