Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Методика расчета эффективности инвестиционных проектов





Введение

 

В настоящее время в России сложилась тяжелая инвестиционная ситуация, кризис недоинвестирования. Этот кризис не позволяет своевременно осуществлять процесс непрерывного воспроизводства субъектов экономической и социальной деятельности и постепенно ведет к их деградации. Последствия этого кризиса мы еще ощутим на себе через несколько лет. С ним, прежде всего, связано резкое падение объемов производства, и проявление негативных социальных эффектов: рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки и др. С ним также связана утрата позиций российских производителей на мировых рынках.

Если рассмотреть данные ГОСКОМСТАТА РФ по годам, начиная с 1994 г., то можно увидеть следующую картину:

- в процентном выражении (индекс инфляции устранен) объем инвестиций в 1994 году составил 34,5% по сравнению с 1989 годом;

- начиная с 1994 по 1999 г. изменения объемов инвестиций приведены в таблицах:

  1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Всего Всего Всего I II III IV Всего
Инвестиции в основной капитал
Трлн. Рублей 108,8 267,0 376,0 73,2 85,4 108,9 141,3 408,8
% к соотв. Периоду прошлого года 85,3 94,0 99,1 101,1 95,0
                                         

 



  I квартал II квартал III квартал IV квартал Всего за 1998 г.
Инвестиции в основной капитал
Млрд. руб. 71,9 83,9 107,1 139,5 402,4
% к соотв. Периоду предыдущего года 94,4 93,6 94,1 91,6 93,3
                     

 

  январь февраль март апрель май июнь июль
Инвестиции в основной капитал
Млрд. рублей 402,4 23,8 26,6 30,5 30,6 32,7 40,1  
% к соотв. Периоду предыдущего года 93,3 95,4 97,3 98,9 98,9 98,2 98,2  
                                 

 

- объем же иностранных инвестиций в Россию только в первом полугодии 1999 г. сократился почти вдвое по сравнению с тем же периодом 1998 года и составил 4 миллиарда 271 миллион долларов.

 

Приведенные выше данные говорят о том, что мы имеем дело с глубоким затяжным кризисом недоинвестирования экономики РФ. Среди причин его возникновения можно выделить несколько наиболее важных:



- самоустранение государства от финансирования большинства инвестиционных проектов;

- неплатежеспособность предприятий, вызванная общим экономическим спадом;

- слабое развитие фондового рынка в России.

Активизация инвестиционного процесса - важнейшая и весьма болезненно решаемая макроэкономическая проблема. Рост инвестиций крайне необходим для вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса, вызванного ошибками проведения реформ. Либерализация российской экономики обострила проблемы, связанные с технологической отсталостью производства и низкой конкурентоспособностью отечественной продукции.

На российский потребительский рынок хлынул поток дешевой импортной продукции, поставив отечественных производителей на грань банкротства. При этом Россия на мировой рынок может поставить только сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, цены на которые существенно снижаются при увеличении объема поставок. Доля нефти и нефтепродуктов в импорте страны занимает свыше 50%. Заработала самая примитивная схема: нефтедоллары обмениваются на импортный ширпотреб, который пройдя через руки многочисленных посредников изумляет конечных потребителей уровнем цен.

Повышение технического уровня производства потребует существенной реконструкции и модернизации промышленности, что неразрывно связано с ростом объема инвестиций.

Надежды на зарубежные кредиты, выделяемые для подъема экономики России, рухнули после событий 17 августа 1998 года, когда по сути, Россия признала себя несостоятельным заемщиком. Кроме того, зарубежные кредиты являются как правило связанными, т.е. на выделяемые денежные средства Россия должна закупать обязательно импортное дорогостоящее оборудование, создавая тем самым дополнительные рабочие места и прибыль за рубежом. При этом отечественная машиностроительная промышленность остается без запасов и рабочих мест. Результаты такой политики выражаются в виде спада производства.



Большая часть макроэкономических исследований на эту тему, как правило, сводит круг факторов продолжающегося инвестиционного спада к высоким и нестабильным налогам и дорогим кредитам. Этот же взгляд характерен и для правительственных кругов.

Эксперты московского представительства Всемирного банка считают основной проблемой российской экономики отсутствие и в банковском секторе, и на рынке корпоративных ценных бумаг механизмов направления потоков инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики.

Кроме того, в числе немаловажных факторов инвестиций все чаще называют общую макроэкономическую и политическую нестабильность. Традиционный взгляд на эту проблему полагает под политической нестабильностью угрозу смены курса реформ, возникающую в связи с возможным приходом к власти оппозиции, под экономической - прежде всего, высокую инфляцию. Целесообразно пересмотреть налоговую и кредитно-финансовую политику с целью создания благоприятного инвестиционного климата в России.

Реальный выход из кризиса, реальная структурная перестройка, а затем и движение к более высоким рубежам требует реконструкции предприятий, технического их перевооружения, расширение их профиля (диверсификации), создание высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию. Все этот означает необходимость инвестиций и инноваций, практически невозможных друг без друга. Это процессы, цель которых - создать предприятия, занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период) конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержки производства.

Одними из крупнейших институтов инвесторов, способных вкладывать ресурсы в развитие предприятий, науки, техники, передовых технологий, являются коммерческие банки. Настоящая работа освещает вопросы участия банков в инвестиционных процессах, их политику на рынках инвестиционных ресурсов, что в общем можно объединить одним термином – инвестиционная политика коммерческих банков.

 

Глава 1. Сущность и содержание инвестиционной политики. Нормативная база, регламентирующая инвестиционную деятельность коммерческих банков в РФ

 

Нормативная база, регламентирующая деятельность коммерческих банков на рынке инвестиций, представляет собой иерархическую систему, состоящую из законов и подзаконных актов. Субъекты инвестиционной деятельности в процессе взаимоотношений при заключении договоров и осуществлении сделок, должны руководствоваться также Гражданским кодексом РСФСР, КЗОТом, УК, др. кодексами.

Правовая система изображена на рис.

 
 

 

 


Основными нормативными документами, регулирующими деятельность коммерческих банков при совершении ими инвестиционных операций, являются:

 

1. ЗАКОН «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР» (в ред. Федерального закона от 19.06.95 N 89-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ) от 26 июня 1991 года №1488-1;

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ;

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ» от 2 февраля 1999 г. №39-ФЗ;

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» от 5 марта 1999 года №46-ФЗ.

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 2 декабря 1990 года №395-1 (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 N 17-ФЗ, от 31.07.98 N 151-ФЗ, от 05.07.99 N 126-ФЗ, от 08.07.99 N 136-ФЗ);

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» (в ред. Федеральных законов от 26.11.98 N 182-ФЗ, от 08.07.99 N 139-ФЗ) от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ;

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР «О ВЫПУСКЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЦЕННЫХ БУМАГ» от 15 октября 1988 г. №1195;

8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РСФСР «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫПУСКЕ И ОБРАЩЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ И ФОНДОВЫХ БИРЖАХ В РСФСР» от 28 декабря 1991 г. №78;

9. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРАВИЛАХ ВЫПУСКА И РЕГИСТРАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. писем Минфина РФ от 04.02.93 N 7, от 15.11.93 N 132, от 01.08.95 N 05-01-05) от 3 марта 1992 г. №3;

10. ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРАВИЛАХ ВЫПУСКА И РЕГИСТРАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. писем Минфина РФ от 04.02.93 N 7, от 15.11.93 N 132, от 01.08.95 N 05-01-05) от 3 марта 1992 г. №2;

11. ИНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРАВИЛАХ ВЫПУСКА И РЕГИСТРАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Указания ЦБ РФ от 23.11.98 N 417-У) от 17 сентября 1996 г. №8;

 

На рынке ценных бумаг банки могут выступать в качестве инвестиционных институтов и осуществлять следующие виды деятельности:

1) Выполнять посреднические агентские функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения, т. е. выступать в роли финансового брокера;

2) Осуществлять инвестиционное консультирование, т.е. оказывать консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг;

3) Выступать в роли инвестиционной компании, т.е. организовывать выпуски ценных бумаг;

4) Вкладывать средства в ценные бумаги;

5) Осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг (объявление на определенные ценные бумаги “цены покупателя” и “цены продавца”, по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать).

 

ЦБ РФ, в рамках вверенных ему полномочий Законом «О Банке России» по осуществлению надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, определил следующий порядок деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг:

- работа коммерческих банков на рынке ценных бумаг осуществляется в рамках полученной общей банковской лицензии. Дополнительной лицензии не требуется;

- именные квалификационные аттестаты специалистам коммерческих банков, проводящих работы с ценными бумагами, не требуются;

- заключение сделок купли-продажи ценных бумаг специалистами коммерческих банков на биржах и в других местах организованной торговли, может осуществляться только на основе именных доверенностей, оформленных в соответствии с действующим гражданским законодательством.

По мере развития фондового рынка прослеживается тенденция к большему ограничению прав участников рынка ценных бумаг, наиболее влиятельными из которых являются коммерческие банки. Вполне понятно стремление государства защитить потенциального инвестора от нежелательных рисков. Вместе с тем при установлении подобных ограничений не следует забывать и о необходимости стимулирования развития фондового рынка в России.

Исходя из всего сказанного, можно попытаться дать общую характеристику системе нормативных документов, регламентирующих поведение коммерческих банков на рынке инвестиций. Положительным является то, что есть хорошо проработанные законы, образующие верхнюю часть пирамиды правовой системы. Законодательство даёт четкие определения многих важных понятий, таких как инвестиции, инвестиционная деятельность, ее субъекты, объекты. Раскрыты права и обязанности участников инвестиционной деятельности. Определено также участие государства по регулированию инвестиционной деятельности, по обеспечению гарантий прав субъектов и защите инвестиций. Введенный в действие с 1 января 1995 года Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) дает понятия таких важных категорий, как ценные бумаги, их виды, порядок обращения на территории РФ, юридические лица, формы собственности. ГК РФ регламентирует договорные отношения между всеми субъектами инвестиционной деятельности, определяет виды договоров (комиссии, купли-продажи, поручения и многие другие). ГК РФ дает толкование понятий и регламентирует деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, других форм юридических лиц, их права и обязанности по отношению к государству и друг к другу. ГК РФ, бесспорно, является прогрессивным документом и отвечает современным требованиям рыночной экономики.

Однако, множество подзаконных актов, действующих в настоящее время, представляют собой совокупность слабосвязанных между собой документов, зачастую противоречащих друг другу. Они накладывают множество ограничений, которые сводят на нет несомненную прогрессивность вышестоящих законов.

Поэтому, о нормативной базе можно говорить как о плохо проработанной. И это является одной из важных причин усугубляющегося инвестиционного кризиса в России.

 

Закон РСФСР от 26.06.91 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» дает следующее толкование понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность»:

 

ИНВЕСТИЦИЯМИ являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

 

В настоящей работе автор придерживается именно этих определений, но с одной оговоркой. В качестве цели инвестирования понимается только экономическая выгода, так как социальный эффект определяется с большим трудом и с еще большим включается в принятую в рыночной экономике систему расчетов эффективности капиталовложений.

 

Что касается термина “ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ”, то под ним понимается комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, приобретение новых технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д., направленный на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

Для того, чтобы устранить в дальнейшем терминологическую неопределенность (двоякость толкования) инвестиционной деятельности, сразу проведем разграничение понятий «реальные», «финансовые» инвестиции и инвестиции в нематериальные активы.

 

РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - при этом имеются в виду инвестиции в производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года, в общем вложения в материальные активы (вещественный капитал).

 

ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.).

 

В практической деятельности коммерческие банки могут заниматься как финансовым, так и реальным инвестированием. Поэтому в данной работе автор делает попытку сравнительного анализа перечисленных видов деятельности с точки зрения,

во-первых, экономической выгоды;

во-вторых, с позиции долгосрочной перспективы;

в-третьих, с точки зрения рисков и связанного с ними влияния на экономические показатели работы банка.

 

Поскольку коммерческие банки по своей сути есть коммерческие организации, работающие, главным образом, за счет чужих средств, то следует рассмотреть в комплексе два вида операций банков - пассивные (по привлечению ресурсов) и активные (по их размещению).

 

Формирование пассивов под будущие инвестиции имеет особенности:

1) это должны быть долгосрочные пассивы (обычно от 2 до 10 и более лет);

2) они должны быть максимально дешевыми ресурсами, ибо в противном случае будет весьма затруднительным обеспечить прибыльность вложений.

 

Поэтому в качестве пассивов под инвестирование могут рассматриваться:

- средства инвесторов;

- собственные средства банка;

- остатки средств на счетах клиентов;

- долговременные срочные пассивы;

- залоговые обязательства клиентов;

- бюджетные средства, специально выделенные государством под реализацию инвестиционных программ.

 

Попытаемся дать примерную оценку вышеперечисленных источников ресурсов:

1) Средства инвесторов.

ИНВЕСТОРЫ - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и осуществляющие их целевое использование. Целью инвесторов не всегда может быть получение максимальной прибыли от вложения. Как правило, инвестор заинтересован в реализации конкретного инвестиционного проекта. Банк, в данном случае выступает посредником между инвестором и объектом инвестирования. Его задачей является управление и контроль за ходом инвестирования и получением результата. Прибыль банка может быть получена за счет комиссионных, а также за счет более эффективного управления реализацией инвестиционного проекта. Банк может объединять средства инвесторов для реализации одного крупного проекта. Риск банка при этом относительно невелик.

Поэтому средства инвесторов - один из наиболее привлекательных (для банка) источников финансирования инвестиционной деятельности.

2) Собственные средства банка.

По ним не нужно выплачивать проценты за пользование, т.е. они являются дешевыми средствами. При решении вопроса о том, направлять их на инвестирование, или же вкладывать в другие активы, банк руководствуется двумя моментами:

- экономическая выгода (эффект от вложения);

- иная (если есть), кроме экономической, заинтересованность в реализации конкретного инвестиционного проекта.

 

Если банк ориентируется только на экономическую выгоду, то банк ищет способ вложения, приносящий максимальную отдачу. В данной работе в следующих главах приведены примерные методики расчета привлекательности вложений.

Собственные средства банка есть, безусловно, очень привлекательный источник финансирования инвестиций.

3) Остатки средств на счетах клиентов, долговременные пассивы, залоговые обязательства клиентов и др. - более дорогие пассивы.

В связи с тем, что эти пассивы имеют вполне определенную для банка «цену», при их использовании для инвестиций нужно быть очень осторожным. Существуют так же риски востребования средств клиентами (для остатков на счетах и залоговых обязательств). За пользование долгосрочными пассивами нужно уплачивать значительные проценты.

Таким образом, следует придерживаться следующих моментов:

1. для инвестирования может оказаться пригодной лишь небольшая часть этих пассивов (например, 25%);

2. эти источники можно инвестировать только в проекты с самым минимальным риском (например, в государственные или муниципальные ценные бумаги);

3. при расчете окупаемости инвестиционных проектов нужно учитывать значительную норму дисконтирования.

Таким образом, данный вид пассивов для инвестирования пригоден лишь ограниченно.

4) Бюджетные средства.

В соответствии с программами Правительства РФ государство намерено финансировать отдельные инвестиционные проекты, в том числе и через коммерческие банки, имеющие сеть филиалов в местах осуществления инвестиционных проектов. Роль банков здесь может быть следующая:

1) участие в разработке и подготовке проектов;

2) действенный контроль в их осуществлении;

3) предоставление в Минфин РФ информации о ходе их реализации.

 

Для финансирования проектов банки привлекаются на условиях получения маржи, определяемой правительством РФ. При этом отбор банков осуществляется на конкурсной основе по принципу минимальной комиссии.

В качестве оценки данного вида пассивов можно сказать следующее:

1) Размеры таких проектов обычно велики, на них выделяют значительные суммы. Следовательно, это хороший источник прибыли банков.

2) Государство не всегда имеет целью получение экономического эффекта от проекта. Он может быть социально значимым.

3) Риск банка самый минимальный.

 

Таким образом, бюджетные вложения в инвестиционные проекты - очень хороший вид пассивов. Следует прилагать максимум усилий для их привлечения.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать сущность инвестиционной политики применительно к коммерческим банкам - инвестиционная политика коммерческих банков представляет собой совокупность действий банков на рынке инвестиций в соответствии с индивидуально разработанной стратегией, направленной на извлечение максимальной прибыли и упрочения своего положения на рынке.

 

Глава 2. Методика расчета эффективности инвестиционных проектов

 

2.1. Инвестиционный цикл и содержание прединвестиционных исследований

 

Разработка и реализация инвестиционного проекта проходит длительный путь от идеи до выпуска продукции. В условиях рынка этот период принято рассматривать как цикл инвестиционного проекта.

Этот цикл охватывает три фазы:

- прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения);

- инвестиционную (проектирование, договор, подряд, строительство);

- производственную (фаза хозяйственной деятельности предприятия).

 

В течении прединвестиционной фазы изучаются возможности будущего проекта и фирмой принимается предварительное решение об инвестициях. Здесь заказчик (фирма-инвестор или организатор проекта) выбирает управляющего проектом. Изучение различных вариантов проекта осуществляется либо собственными силами заказчика, либо специализированными консультационными фирмами и включает первоначальные оценки издержек, а также анализ различных вариантов инвестиционных решений.

Вторая фаза - инвестиционная - включает:

- отбор проектной фирмы или фирмы, управляющей строительством,

- подготовку проектной документации,

- получение от правительственных учреждений разрешения на строительство,

- подготовку детализированных расчетов стоимости,

- подготовку предварительных планов для проектных работ,

- выбора подрядчика и строительного управляющего.

 

Ведется строительство, объект сдается в эксплуатацию, производится обучение персонала. Заканчивается инвестиционная фаза полной подготовкой к хозяйственной деятельности объекта.

 

Третья фаза - производственная - включает хозяйственную деятельность предприятия.

 

На всех фазах требуется управление инвестиционным проектом, т. е. обеспечение целостного подхода, координации и взаимодействия между заказчиками, проектировщиками и строителями.

Создание прогрессивных систем управления требует совершенствования контрактных систем, изменения организационных структур, развития инфраструктур по обслуживанию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации, совершенствование технологии проектирования.

В условиях стремительного роста наукоемких производств и резкого изменения структуры экономики существенно возросла роль проектирования в инвестиционном процессе, что требует от заказчика усиления внимания к предпроектной и проектной стадиям.

При создании окончательного проекта для крупных промышленных объектов в ряде случаев при уже 15-20% готовности их чертежей может начинаться строительство.

По оценкам ведущих зарубежных проектных фирм, уровень затрат на проектирование составляет 5-10% стоимости объекта, но влияние его на конечные результаты может быть весьма существенным и даже решающим. До принятия проектных решений «уровень влияния» проектирования на конечные результаты оценивается как стопроцентный, а после принятия, перед разработкой предварительного проекта «уровень влияния» снижается до 75%, по окончании проектирования это влияние практически исчерпывается. В силу вступают экономические механизмы следующего этапа инвестиционной фазы - процесса строительства, где реализуется 90-95% всех затрат, а «уровень влияния» на конечные результаты оценивается в 25%.

Можно сделать вывод, что прединвестиционная фаза закладывает основы для последующих фаз инвестиционного цикла. Поэтому на прединвестиционной фазе качество и надежность проекта важнее, чем временной фактор, в то время как в фазе инвестирования временной фактор становится важнейшим для того, чтобы удержать проект в рамках прогнозов, сделанных на стадии ТЭО. Не нужно экономить на дорогом и расточительном по времени процессе подготовки проекта и стараться сократить стадию анализа подготовки проекта для скорейшей заявки на получение ссуды.

 

Содержание прединвестиционных исследований.

 

Обычно затраты на прединвестиционные исследования выражаются в человеко-месяцах. Затраты, выраженные в процентах к затратам инвестиций, приблизительно составляют:

q 0.2-1.0% - для анализа инвестиционных возможностей (не более 1-2 человеко-месяцев)

q 0.25-1.5% - для предварительного обоснования (от 6 до 12 человеко-месяцев)

q 1.0-3.0% - для ТЭО небольших промышленных проектов (12-15 человеко-месяцев)

q 2.0-10.0% - для ТЭО в сфере крупной промышленности или для проектов с опытными технологиями или сложными рынками (минимум 15 человеко-месяцев).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.