ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ- совокупность способов и методов осуществления власти.
Черты демократического режима:
—выборность государственных органов;
—разделение властей на исполнительную, законодательную и
судебную;
—широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;
——деятельность негосударственных общественных организаций;
— —политический плюрализм;
—полная гласность;
—широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия — прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.
Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.
Формально-юридические принципы демократии:
—принадлежность власти народу, народ — источник власти, его
воля в конечном счете является решающей;
—равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равными правами на участие в управлении;
—признание подчинения меньшинства большинству при уважении прав меньшинства;
—право на многообразие политических объединений и политическое мировоззрение.
Авторитарный режим — это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа (королевская семья, группа элитарной демократии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабильных ситуациях — функциональный вариант. Черты авторитарного режима:
—носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, политическая партия, военная хунта);
—волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законодательной сфере;
—держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ;
—наиболее характерны: монополия на власть и определение политики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных организаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;
—система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифицированной в лице вождя или хунты;
—разделение властей отвергается, происходит строгая централизация всей государственной власти; главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный принцип;
—назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;
— отменяются юридически или сводятся на нет все демократические права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят формальный характер;
—власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,
прежде всего в экономику;
—идеологическая основа — служение национально-религиозной
идее.
Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую радость и довольство; соборность — единство устремлений правителя и народа.
Тоталитаризм характеризуется:
—наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
—системой террористического полицейского контроля;
—официально господствующей в обществе идеологией;
—монополией на вооруженные силы;
—монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач требует объединения усилий всего общества.
В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советско-сталинский, маоистский).
Целью праворадикального режима является укрепление существующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологической основой является расизм, национализм. Основополагающая идея — естественное неравенство людей, народов, строгая иерархия, закрепляющая это неравенство.
Леворадикальный режим возникает в результате смены существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет рабочего класса. Идеологическая основа — марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея — равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских революций под руководством коммунистических партий.
Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологических доктрин господствующих классов.
В чистом виде политические режимы редкость. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.
В современном мире антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
Правовым называют такое государство, которое в своей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Правовое государство — это государство, где властвует закон.
Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:
—верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;
—реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государством;.
—правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;
— организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.
Основы правового государства:
—многообразие форм собственности и свобода предпринимательства;
—демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;
—высокий уровень политической и правовой культуры людей;
—единая и непротиворечивая система законодательства;
—соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;
—наличие гражданского общества.
В свою очередь правовое государство является главным условием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каждого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и выражает интересы всех.
Для создания в России правового государства необходимо:
—устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;
—привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;
—воспитать в обществе уважение к праву;
—добиться безусловного исполнения действующих законов;
—создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, концепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское общество особой вехой от семьи к государству. Он понимал под гражданским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества — частная собственность.
К гражданскому обществу относят совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных.
Гражданское общество — это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства многогранную общественную жизнь.
Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.
Гражданское общество— совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.
Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии.
Местное самоуправление— самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного самоуправления — управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.
Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами местного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (глава администрации, староста).
Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварталах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр.
Структура и организация деятельности местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политическая партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.
Функции политических партий:
—выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;
—нахождение путей и способов реализации этих интересов; —формирование общественного мнения в пользу своей партии.
Существуют разные классификации партий.
По характеру политических задач и доктрин выделяют:
—революционные, которые нацелены на коренную ломку общественных устоев;
—реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;
—консервативные, нацеленные на сохранение существующих порядков;
—реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие
порядки.
По идеологии:
—демократические (либерально-демократические);
—клерикальные (основа — религиозная идеология);
—социалистические (социал-демократические);
—крестьянские (аграрные);
—коммунистические.
По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.
Политическая система, в которой кроме правящей партии существуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:
-статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от результатов выборов;
— конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;
—равенство прав всех партий в борьбе за власть.
Принцип устройства политической жизни общества, основанный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его противоположностью является политический монополизм, для которого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интересами общества и личности.
В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классовый облик и превращаться в общенародные партии.
Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массовые движения способствуют развитию прямой демократии, формированию гражданского общества. Общественные движения дополняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в обществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, человек получает возможность активно влиять на окружающую действительность.
Многочисленные западные партийные системы можно разделить на следующие основные группы:
— многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;
—многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;
—двухпартийные системы, монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти: одна правящая, другая — в оппозиции;
—однопартийные системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|