Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

ВЛАСТЬ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВИДЫ.

Власть – способность, право, возможность повелевать, распоряжаться, управлять кем или чем- либо.

Это волевое воздействие на поведение со стороны субъекта власти. Это способность влиять на поведение, в независимости готовы субъекты к сотрудничеству или нет. Это механизм регулирования совместной деятельности людей.

Власть появилась одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без неё, т.к. безвластие – это хаос, распад. Возникновение её связано с потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придание взаимодействиям между людьми целесообразности и организованности. Любая власть предполагает неравенство в отношениях между субъектом и объектом власти.

ИСТОЧНИК ВЛАСТИ : сила, авторитет, престиж, богатство, харизма, тайна, интересная информация.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ: человек, группа людей, организация, народ, мировое сообщество.

ОБЪЕКТ ВЛАСТИ: индивид, социальная групп, класс, нация.

ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль, мобилизация.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, страх, традиция, миф.

ВИДЫ ВЛАСТИ:

-экономическая – контроль над экономическими ресурсами.

-социальная- возможность влиять на положение различных слоёв населения.

- культурно-информационная – власть с помощью информации, научных знаний.

Политическая- это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Отличительные особенности:

1) распространяется на всё общество, на всё государство.

2)её распоряжения обязательны для всех других видов власти.

3) действует на основе права от имени всего общества

4)только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны

5) существование единого общегосударственного центра принятия политических решений

6) имеет возможность использовать самые разнообразные средства.

По предназначению выделяют: законодательную, исполнительную, судебную.



По месту в структуре: центральную, региональную, местную.

По основному субъекту: монархическую, республиканскую.

Наука ,изучающая политику называется политология.

РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Политика- искусство управлять государством.

1) Это сознательная деятельность в политической сфере общества, направлена на достижение, укрепление, реализацию власти.

2) Деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.

Функции политики (Назначение политики, её роль):

1) организационная – создает для общества организационные основы

2) коммуникативная – обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

3) регулятивная и контролирующая- непосредственно воздействует на людей, их поведение, условия жизни, используя власть.

4) Интегративная- сплачивает, объединяет людей, различные группы, слои общества

5) Воспитательная- Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам.

ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

Государство- организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития.

Признаки государства:

— аппарат управления (публичный характер власти);

— территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;

—существование системы права, выполнение норм права обес­печивается государством;

—наличие населения, на которое распространяется власть госу­дарства;

—наличие органов принуждения;

—суверенность;

—законы государства распространяются на всех людей, находя­щихся на его территории (принцип всеобщности).

Внутренние функции государства:

-регулирование общественных отношений

—обеспечение народовластия;

—создание условий для экономического развития;

—социальная защита населения;
— охрана прав и свобод граждан;
— обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции:

-взаимовыгодное сотрудничество с другими странами

—интеграция в мировую экономику;

——организация внешнеэкономического партнерства;

— —поддержка иностранных инвестиций;

——участие в решении глобальных проблем;

—оборона страны;

—поддержание мирового миропорядка;

——борьба с международным терроризмом.

Признаки государственного суверенитета:

—столица, герб, гимн, флаг, другие государственные символы;

—экономическое пространство, наличие национальной валюты;

 

—существование территории государства (наличие границ) и на­селения, использующего государственный язык;

—аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти;

—наличие вооруженных сил.

Специфику государственной власти составляет ее универсаль­ный характер, т.е. она распространяется на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны.

Государство выступает как арбитр и участник отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать обо­стрения социальных конфликтов, решать их мирными политичес­кими средствами.

В современном обществе наблюдается ослабевание принуди­тельной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – это организация высших органов власти.

По форме правления выделяют два общих типа государства.

Монархия— форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наслед­ственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевлас­тие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим един­ство страны. Частным случаем абсолютной является монархия тео­кратическая, когда глава государства одновременно является и ре­лигиозным лидером.

Республика — форма государственного правления, при кото­рой высшие органы государственной власти избираются или фор­мируются парламентом, а граждане обладают личными и полити­ческими правами.

Черты президентской модели республики:

—президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;

—президент является главой государства и главой правительства;

—президент, как глава исполнительной власти, формирует пра­вительство; парламентская ответственность правительства от­сутствует;

—президент в качестве главы государства ответствен непосред­ственно перед народом;

—президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика:

—правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

—отождествление воли парламентского большинства с волей народа;

—правительство следует этой воле;

плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;

— формальный признак парламентской республики: главой пра­вительства (премьером) является лидер (один из лидеров) пра­вящей партии.

Для смешаннойформы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:

—президент избирается всенародным голосованием;

—правительство формируется президентом и утверждается пар­ламентом;

—правительство несет ответственность и перед президентом, и пе­ред парламентом;

—президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;

—полномочия президента в области исполнительной власти ог­раничены правительством.

Россия является государством со смешанной формой прав­ления.

Общепринятой нормой построения и функционирования госу­дарственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.

Власть и управление в государстве осуществляется с.помощью государственного аппарата, который включает в себя законодатель­ные, представительные и судебные органы.

Основной сферой деятельности законодательныхорганов яв­ляется принятие законов и других правовых актов, а также конт­роль над деятельностью исполнительной власти. Парламент явля­ется высшим законодательным органом государства и избирается на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. В федеративных государствах существуют общего­сударственные и местные парламенты. Российский парламент на­зывается Федеральным Собранием.

Законодательная власть олицетворяет собой народный сувере­нитет.

Исполнительная власть, в отличие от законодательной, явля­ется постоянно действующей системой государственного управления и называется правительством. Задачи правительства — обес­печить исполнение законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через президента и прави­тельство, их органы на местах. Общенациональное правительство контролирует внешнюю политику, вопросы обороны и финансов, а местные власти занимаются социальной, экономической, куль­турной, экологической сферами жизни. Исполнительная власть осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за вы­полнением, т.е. носит административный (исполнительно-распо­рядительный) характер. Люди, составляющие государственно-ад­министративный аппарат, называются государственными служа­щими. В отличие от высших должностных лиц они не зависят от выборов и работают на постоянной основе.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей, а так­же в качестве арбитра в случае возникновения между двумя други­ми ветвями власти трудноразрешимых противоречий и разногла­сий, в том числе и по конституционным проблемам.

Различают три формы территориально-государственного уст­ройства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Это организация отношений между центральными и местными органами власти, организация самой территории государства.

Признаками унитарного государства являются: единая консти­туция, единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.

Федерация— форма государства, при которой несколько госу­дарственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.

Конфедерация— постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно неполитических, целей. Конфедерация не имеет собственной тер­ритории, состоит из территорий государств, входящих в ее состав; суверенные государства, являющиеся субъектами конфедерации, имеют право свободного выхода из нее; центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации; отсут­ствуют единые судебная и налоговая системы, нет единого граж­данства.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.