Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ





ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

 

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальность080502/8 - Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

 

Санкт-Петербург


 

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. техн. наук, доцент С.А.Севастьянова

 

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.С.Боголюбов

 

 

Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента

в туризме и гостиничном хозяйстве

 

Одобрено научно-методическим советом

специальности 080502/8 – Экономика и управление

на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

© СПбГИЭУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 12

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 16



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины) 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы.. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине. 23


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. Как и любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и стоимость.

Особая сложность в оценке рекреационных ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать как с позиций организаторов отдыха, так и с позиций отдыхающих. На состояние природных комплексов также пагубно отражается общее экологическое неблагополучие. В настоящее время благоприятные рекреационные ресурсы имеются только на 1/10 территории России, а в наиболее освоенной туризмом европейской части они значительно истощены, и потребуется много лет на их воспроизводство. Поэтому целью курса «Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов» является формирование у будущих специалистов знаний и навыков гармоничного сосуществования здоровой экологической обстановки, определения и анализа антропогенного воздействия учреждений рекреации и туризма на природную среду, рациональной организации рекреационного природопользования и успешного развития и долговечности индустрии туризма.



Контрольная работа по дисциплине «Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов» выполняется в соответствии с учебным планом для студентов заочной формы обучения.

В ходе выполнения контрольного задания реализуются следующие учебные цели:

· закрепление полученных студентом теоретических знаний

· формирование навыков исследовательской работы с различными источниками;

· выработка практических навыков по выбору и применению различных методов для решения задач поставленных в контрольной работе.

· углубление знаний по изучаемой дисциплине;

· приобретение умения лаконичного письменного изложения своих мыслей литературным языком;

· формирование навыков поиска аргументированных доказательств собственной позиции по проблемным вопросам изучаемой дисциплины.

Варианты контрольных заданий составлены таким образом, чтобы были равнозначными по сложности и охватывали все основные темы и понятия учебной дисциплины.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина имеет определяющее значение в экологической подготовке специалистов сферы туризма и гостиничного хозяйства. Знание основных закономерностей и способов организации управления экологической обстановкой, умение правильно давать экологическую и экономическую оценку рекреационных ресурсов позволяет наладить экологически и экономически эффективное использование природных ресурсов и условий, повысить качество обслуживания рекреантов.



Основными задачами дисциплины «Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов» являются:

· Изучение основных закономерностей взаимодействия общества и природы применительно к потребностям рекреации;

· Закрепление у студентов экологического мышления, необходимого для эффективного ведения производственной деятельности;

· Обучение основам комплексного анализа функционирования сложных природно-хозяйственных систем;

· Формирование знаний и умений в комплексной эколого-экономической оценке природных условий и рекреационных ресурсов;

· Обучение методам качественной и количественной оценки эколого-экономической обстановки.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из 3 заданий: 1 задание – тесты – выполняется для всех студентов без деления на варианты. Выполнение 2 задания проводится по 4 вариантам в соответствии с первой буквой фамилии студента.

Вариант 1: А-Ж

Вариант 2: З-О

Вариант 3: П-Т

Вариант 4: У-Я

Выборварианта 3 задания осуществляется по последней цифре зачетной книжки.

Контрольная работа состоит из тест-опроса по основным терминам и понятиям, встречающимся по мере прохождения курса, решения задачи и ответа на теоретический вопрос.

Контрольные задания выполняются после изучения основных положений курса на основе знаний, полученных в учебном процессе, а так же на основе самостоятельного изучения и анализа рекомендованной научной и учебной литературы и нормативно-правового материала. Поощряется привлечение дополнительной литературы, в том числе научной, периодических печатных изданий, если это необходимо для более полного и всестороннего раскрытия темы.

Ответы на тест-опрос должны состоять из вариантов ответа (например, 1а, 2б, 3а и т.д.), можно аргументировать ваш ответ соответствующими пояснениями в письменной, табличной и графической форме.

При выполнении контрольных заданий необходимо помнить, что они должны быть ориентированы на современные условия хозяйствования, действующие нормативные документы, передовые технологии, на последние достижения науки, техники и практики, на современные представления о тех или иных явлениях, изучаемой действительности. Обратите внимание на форму изложения материала. В заключении необходимо отразить Ваше мнение по затронутой проблеме. Помните, что при самостоятельной проработке материала, чем глубже Вы вникните в рассматриваемую проблему, и чем более широкий обзор научной литературы Вы проведете, тем легче Вам будет сформировать выводы и заключение.

 

Ниже представлены более подробные методические указания для выполнения Задания 2.

Как правило, статистические органы государства и его субъектов публикуют в широко доступных изданиях следующие данные о состоянии окружающей среды и общие сведения: 1) площадь территории региона; 2) численность населения; 3) объем ежегодных выбросов вредных веществ (в основном от стационарных источников загрязнения) в тоннах; 4) сброс сточных вод в млн. куб. м; 5) объемы ежегодных капитальных вложений на охрану окружающей среды в тыс. (млн) руб.; 6) ежегодные текущие затраты на охрану окружающей среды в тыс. (млн) руб.

Даже такой минимальный набор показателей делает возможным проведение сравнительных исследований объемов и эффективности природоохранных мероприятий в различных регионах. Для этих целей необходимо также использовать и ряд расчетных показателей. Например, удельных выбросов и сбросов, финансовых вложений в расчете на одного жителя, один кв. км территории и т.п. Понятно, что регион тем благополучнее, чем ниже показатели загрязнения и чем выше материально-финансовое обеспечение охраны окружающей природной среды.

Анализ проводится по методу нормированного сравнения. Его суть, применительно к данной задаче, в следующем: разберем пример.

 

Обратите внимание! В таблицу заносятся только удельные значения, приведенные к одному показателю (например, м3/га, тыс.чел./га и т.д)

 

Пример решения

Проранжируем 3 района (А, Б, В) по 3 показателям (см. табл. исходных данных):

  Район   Показатель А Б В
1. Выбросы вредных веществ, т./чел.
2. Сброс сточных вод, млн куб. м/чел.
3. Бытовые отходы, т./ чел.

 

1. Нормируем данные по формуле:

Хi – min (X1…Xi)

max (X1…Xi) - min(X1…Xi) (1)

где: Хi - значение показателя в соответствующем районе; min (X1…Xi) -минимальное значение по всем районам; max (X1…Xi) максимальное значение показателя по районам.

 

2. Данные расчета заносятся в таблицу:

Например, для ячейки 1В значение будет получаться следующим образом: (3 – 1)/ (3 – 1) = 1

  А Б В
0,5
0,33
0,5

 

Для каждого вида загрязнений рассчитываем вспомогательную таблицу оценок в разрезе районов по следующему алгоритму:

Ячейка А-А1: 0 – 0 = 0

Б-А1: 0,5 – 0 = 0,5

В-А1: 1 – 0 = 1

В-Б1: 1 – 0,5 = 0,5

Б-В1: 0,5 – 1 = -0,5 и т. д.

  А Б В
А1 0,5
Б1 -0,5 0,5
В1 -1 -0,5

Аналогично получаем вспомогательные таблицы по двум оставшимся видам загрязнений:

 

Для второго вида загрязнений:

  А Б В
А2 -0,67 -1
Б2 0,67 -0,33
В2 0,33

 

Для третьего вида загрязнений:

  А Б В
А3 -1 -0,5
Б3 0,5
В3 0,5 -0,5

 

3.Объединяем все три вспомогательных таблицы в одну путем суммирования значений соответствующих ячеек:

  А Б В
А -1,17 -0,5
Б 1,17 0,67
В 0,5 -0,67

 

4.Суммируем значения таблицы построчно - получаем интегральные значения по каждому из районов:

А = -1,67

Б = 1,84

В = -0,17

Путем прибавления к значению каждого из районов значения 1,67 приводим показатели к неотрицательному виду:

А = 0

Б = 3,51

С = 1,5

Минимальное значение А = 0 будет означать при равном «удельном весе» все трех видов (факторов) загрязнения наименее благоприятную экологическую обстановку именно в районе (регионе) А. Наилучшее положение, как это следует из расчетов, складывается у района Б. Для усложнения задачи, а также получения более точного итогового результата список загрязняющих факторов следует расширить и придать им индивидуальные «веса», отражающие реальную опасность того или иного вида загрязнений.

Полученные результаты для большей наглядности могут быть представлены столбчатой, либо круговой диаграммами. Работа в случае анализа реальной экологической обстановки конкретного региона сопровождается его краткой справочной экологической, физико-географической и социально-экономической характеристиками, что позволяет точнее выявить «болевые точки», определить «удельный вес» факторов загрязнения, а также сделать выводы относительно путей экологизации хозяйства региона.

Варианты заданий

Вариант 1. Определить сравнительную величину техногенной (антропогенной) нагрузки по районам

Санкт-Петербурга, используя следующие данные о загрязнителях:

1. Среднегодовая концентрация диоксида азота (в долях ПДК) составляет: в Колпинском районе – 2,2, Красносельском – 1,5, Московском – 1,9, Петроградском – 2,5;

2. Среднегодовая концентрация диоксида серы (в долях ПДК) составляет: в Колпинском районе – 0,1, Красносельском – 0,1, Московском – 0,2, Петроградском – 0,1;

3. Среднегодовая концентрация оксида углерода (в долях ПДК) составляет: в Колпинском районе – 0,4, Красносельском – 0,3, Московском – 0,4, Петроградском – 0,5.

Удельные веса всех факторов загрязнения принять равными.

 

Вариант 2. Определить сравнительную величину техногенной (антропогенной) нагрузки по районам Ленинградской области, используя следующие данные о загрязнителях:

1. Среднегодовая концентрация диоксида азота (в долях ПДК) составляет: в Выборгском районе – 1,8, Кингисеппском – 1,5, Киришском – 0,8, Лужском – 2,2;

2. Среднегодовая концентрация диоксида серы (в долях ПДК) составляет: в Выборгском районе – 0,2, Кингисеппском – 0,2, Киришском – 0,1, Лужском – 0,18;

3. Среднегодовая концентрация пыли (в долях ПДК) составляет: в Выборгском районе – 0,7, Кингисеппском – 0,7, Киришском – 0,7, Лужском – 1,3.

Удельные веса всех факторов загрязнения принять равными.

 

Вариант 3. Определить относительную удельную (в расчете на единицу площади территории) величину техногенной (антропогенной) нагрузки по районам Ленинградской области и области в целом, используя следующие данные:

1. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных вод (тыс. куб. м/год) – Гатчинский район – 36, Тосненский район – 12, Кировский район – 18, Ленинградская область – 471;

2. Выбросы вредных веществ в атмосферу (тыс. т/год) - Гатчинский район – 19, Тосненский район – 20, Кировский район – 25, Ленинградская область – 540;

3. Население (тыс. чел.) - Гатчинский район – 227, Тосненский район – 112, Кировский район – 100, Ленинградская область – 1670.

Площадь территории районов (тыс. кв. км): Гатчинский район – 2,9, Тосненский район – 3,9, Кировский район – 2,0, Ленинградская область – 78,5.

Удельный вес всех трех факторов техногенной нагрузки принять равным.

 

Вариант 4. Определить относительную удельную (в расчете на единицу площади территории) величину техногенной (антропогенной) нагрузки по районам Ленинградской области и области в целом, используя следующие данные:

1. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных вод (тыс. куб. м/год) – Выборгский район – 131, Приозерский район – 9, Всеволожский район – 20, Ленинградская область – 471;

2. Выбросы вредных веществ в атмосферу (тыс. т/год) - Выборгский район – 32, Приозерский район – 17, Всеволожский район – 40, Ленинградская область – 540;

3. Население (тыс. чел.) - Выборгский район – 191, Приозерский район – 61, Всеволожский район – 172, Ленинградская область – 1670.

Площадь территории районов (тыс. кв. км): Выборгский район – 7,9, Приозерский район – 3,6, Всеволожский район – 3, Ленинградская область – 78,5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.