Сделай Сам Свою Работу на 5

Наблюдение и анализ уроков по теоретическому и производственному обучению как метод контроля качества учебного процесса и эффективности индивидуальных методических систем.





Теоретическое обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный.

Процесс теоретического обучения осуществляется посредством организации и проведения аудиторных учебных занятий в соответствии с нормативными документами и расписанием учебных занятий на семестр.

Основными видами учебных занятий в техникуме являются: уроки, лекции, лабораторные работы и практические занятия, курсовой проект / работа.

Для определения уровня знаний, умений и сформированных компетенций студентов по дисциплинам в техникуме систематически осуществляется текущий и итоговый контроль.

• Лабораторные работы и практические занятия – основные виды учебных занятий, которые направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и компетенций.

• Курсовой проект (работа) по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Выполнение студентами курсового проекта (работы) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется: обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов; развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; подготовка к итоговой государственной аттестации.



Производственное обучение является основой профессиональной подготовки, направленное на формирование производственных умений и навыков. Оно должно создавать экономические и организационные условия для стимулирования качественного, производительного труда, инициативы и предприимчивости в новых условиях хозяйствования.

Содержание производственного обучения должно предусмотреть органическую взаимосвязь формирования профессиональных умений (высокой культуры труда, бережливости, умению планировать, организовывать и контролировать свой труд, работать в коллективе), устойчивых навыков культуры труда, выполнению требований технологической и производственной дисциплины, правил промышленной безопасности при выполнении производственных заданий.



Программа производственного обучения для подготовки и повышения квалификации составляется с учетом требований квалификационных характеристик и должна стать логическим продолжением теоретического обучения рабочих. Программа реализуется в учебных мастерских, цехах, на полигонах и на рабочих местах предприятия.

Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как рейтинг. В российской высшей школе выделяют основные принципы организации контроля:

Профессиональная направленность контроля обусловливается целевой подготовкой специалиста. Студенты должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля.

Воспитывающий характер контроля. Данный принцип проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспитательную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может применяться в вузе.

Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, По которым можно более объективно судить об итогах учебы.



Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих оцениванию, должен быть настолько широк, чтобы можно было бы охватить все темы и разделы.

Система проверки знаний и умений студентов - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. В области контроля можно выделить следующие функции:

1. Диагностирующая (обратная связь и учет результатов).

2. Обучающая, управляющая (формирование навыков и умений, корректировка, профилактико-предупредительная, совершенствование).

3. Развивающая (развитие памяти, внимания, логического мышления, мотивации, интереса к предмету, творчества).

4. Воспитывающая (дисциплинирующая, воспитывающая трудолюбие и т.п.).

В учебно-воспитательном процессе все функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

Различают основные виды контроля:

Предварительный (поэтапный) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.

Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений студентов.

Итоговый -- для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

 

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

Оперативность получения информации

Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

На результаты наблюдения могут повлиять:

настроение наблюдателя,

социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

комплексность наблюдаемых ситуаций,

усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях)

адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях)

ошибки моделирования:

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

 

Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Анализ (от др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, расчленение») — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

В дополнение к синтезу, метод анализа позволяет получить информацию о структуре объекта исследования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.