Сделай Сам Свою Работу на 5

Акцизы: характеристика некоторых изменений.





 

Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с вступлением в силу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. Изменения в гл. 22 "Акцизы" НК РФ затронули целый ряд вопросов. Прежде всего в 2011 г. изменится порядок исчисления акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукции. Новый порядок был разработан во исполнение п. 1 Плана реализации комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и производства этилового спирта, утв. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1940-р, а также в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на период 2010 - 2013 годов. Рассмотрим произошедшие изменения подробнее.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 181 НК РФ, спирт коньячный отнесен к подакцизным товарам в связи с необходимостью устранить экономическую заинтересованность в незаконной реализации без акциза под видом коньячного спирта подакцизного этилового спирта, которому придавались некоторые внешние признаки коньячного.

Соответственно, все изменения порядка исчисления акцизов, которые затронули этиловый спирт, будут распространяться и на коньячный спирт.



Законом внесены также изменения в понятие спиртосодержащей и алкогольной продукции. Так, в старой редакции указанной статьи предусмотрено, что к спиртосодержащей относится "иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов". Точно такая же формулировка содержалась и в определении алкогольной продукции, и это порождало в ряде случаев вопросы относительно размера применяемых ставок акциза.

Итак, как однозначно следует из новой редакции пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, алкогольная продукция исключается из понятия спиртосодержащей. Теперь точно установлено: алкогольная продукция - это спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента.

Таким образом, алкогольная продукция - это различные напитки, а к спиртосодержащей относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.



Важно отметить: пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, в целях исчисления акцизов теперь признаются алкогольной продукцией. При этом в отношении пива, как мы увидим далее, сохранена дифференциация и уровень ставок акцизов, установленные Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ.

Законом внесены изменения в пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, касающиеся определения товаров, не признаваемых подакцизными.

В частности, уточнена формулировка абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, согласно которой не признаются подакцизными "лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".

В соответствии с действующей редакцией НК РФ к подакцизным товарам не относится парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80 процентов, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов при наличии на флаконе пульверизатора, также разлитая в емкости не более 100 мл.

С 1 января 2011 г. от акцизов будет освобождаться парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов, разлитая в емкости до 3 мл включительно. В данном случае речь идет о так называемых пробниках, на которые в силу их маленького объема пульверизатор установлен быть не может. Указанная мера позволит удешевить такую продукцию и более широко использовать ее в рекламных целях.



В ст. 181 внесено и следующее уточнение: виноматериалы указаны теперь в пп. 2 п. 1, а не в пп. 3, что устраняет некоторую двусмысленность имевшейся ранее формулировки. Теперь однозначно понятно: виноматериалы не являются подакцизными товарами.

Учитывая, что пиво отнесено к алкогольной продукции, пп. 4 п. 1 ст. 181, в котором пиво указывалось как отдельный вид подакцизных товаров, признан утратившим силу.

Изменение внесено и в пп. 6 указанного пункта, предусматривавшего отнесение к подакцизным товарам легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.). Прежняя редакция данной нормы часто вызывала вопрос: относится ли указание мощности двигателей (свыше 112,5 кВт (150 л. с.)) только к мотоциклам или к легковым автомобилям и мотоциклам одновременно?

Требовалось разъяснение, что ставки акцизов установлены на легковые автомобили любой мощности, поэтому все они признаются подакцизными товарами, а на мотоциклы ставки предусмотрены, только если мощность двигателя превышала 112,5 кВт. Соответственно, только такие мотоциклы являются подакцизными.

Новая редакция предусматривает выделение мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт в отдельный пп. 6.1.

Статья 182 дополнена новым пп. 22, согласно которому объектом обложения акцизами будет признаваться передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. При этом, если организация использует в качестве сырья спирт-сырец, из которого получает спирт-ректификат, а из него, в свою очередь, - алкогольную продукцию, объектом обложения акцизами будет признаваться передача произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта.

В п. 1 ст. 183 предусматривается, что от обложения акцизами освобождаются операции по передаче в структуре одной организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства подакцизных товаров, за исключением операций, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Кроме того, ст. 183 дополнена пп. 16, согласно которому от обложения акцизами освобождаются операции по передаче в структуре одной организации произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, а также по передаче ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим (пункт 1 статьи 156 ТК РФ).

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации устанавливаются в зависимости от конкретного избранного таможенного режима.

Приказом ФТС России от 11.01.2007 N 7 утверждена Инструкция о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Статья 201 дополнена новым п. 17, предусматривающим перечень документов, при представлении которых в налоговый орган налогоплательщик будет иметь право на налоговый вычет суммы авансового платежа акциза.

Перечень документов различается в зависимости от того, приобретается налогоплательщиком спирт или передается в структуре одной организации.

В ст. 203 устанавливается порядок возмещения (зачета) суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза в случае ликвидации организации, производящей алкогольную или спиртосодержащую продукцию.

Согласно дополнениям, внесенным в ст. 204, авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового или коньячного спирта, закупка (передача) которого производителями алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом. При этом организации, уплатившие авансовый платеж акциза, обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета копию платежного документа, подтверждающего уплату авансового платежа акциза, а также другие документы.

 

 

Заключение.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с вступлением в силу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. Изменения в гл. 22 "Акцизы" НК РФ затронули целый ряд вопросов. Прежде всего в 2011 г. изменится порядок исчисления акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукции. Новый порядок был разработан во исполнение п. 1 Плана реализации комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и производства этилового спирта, утв. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1940-р, а также в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на период 2010 - 2013 годов.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

 

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

4. Федеральный закон от 07.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

5. Федеральный законот 27.11.2010 N 306-ФЗ «О снесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

6. Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Специальная литература:

1. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. Владикавказ, 2001.

2. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

3. Гагмейстер Ю.А. Разыскания о финансах Древней России. СПб., 1833

4. Гогин А.А. Проблемы налоговой ответственности. Тольятти, 2002.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998.

6. Дорофеев Б.Ю., Жернаков С.А., Серков Д. А. и др. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 (главы 21-24) с комментариями. – Екатеринбург, У-Фактория, 2005.

7. Запольский С.В. Указ. соч.

8. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 т. М., 1993. Т. 1.

9. Латинские юридические изречения.

10. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004.

11. Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной.

12. Новицкая Т.Е. Древнерусское государство и право. М., 1998.

13. Основы налогового права: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995.

14. Памятники истории Киевского государства IX - XII вв. Л., 1936.

15. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном"(постатейный)Лермонтов Ю.М.)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009).

16. Сенякин И.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000.

17. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник.

18. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины Императрицы Екатерины Второй. СПб., 1848.

19. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения. Алматы, 2002.

Судебная практика:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998.

 

 


[1] Памятники истории Киевского государства IX - XII вв. Л., 1936. С. 29.

[2] Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины Императрицы Екатерины Второй. СПб., 1848. С. 35.

[3] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 132.

[4] Гагмейстер Ю.А. Разыскания о финансах Древней России. СПб., 1833. С. 49.

[5] Новицкая Т.Е. Древнерусское государство и право. М., 1998. С. 63 - 71.

[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 1134.

[7] Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник. С. 51.

[8] Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

[9] Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном"(постатейный)Лермонтов Ю.М.)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

[10] Основы налогового права: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 24.

[11] Запольский С.В. Указ. соч. С. 79.

[12] Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. С. 250 - 252.

[13] Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. С. 311.

[14] Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. Владикавказ, 2001. С. 184.

 

[15] Латинские юридические изречения. С. 349.

 

[16] Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. С. 395.

[17] Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения. Алматы, 2002. С. 8.

[18] Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2005. С. 41 - 43.

[19] Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 51 - 54.

[20] Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998

 

[21] Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 45.

 

[22] Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 54 - 57.

 

[23] Гогин А.А. Проблемы налоговой ответственности. Тольятти, 2002. С. 17.

[24] Сенякин И.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000. С. 157.

 

[25]Дорофеев Б.Ю., Жернаков С.А., Серков Д. А. и др. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 (главы 21-24) с комментариями. – Екатеринбург, У-Фактория, 2005.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.