Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития налогового законодательства.





Введение.

 

Актуальность выбранной темы. Одной из важнейших особенностей налоговой системы освободившихся стран Азии и Африки является преобладание косвенных налогов, которые получатель уплачивает в виде повышенной цены товара. Косвенным налогами облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслуживания. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах бюджета. Косвенное обложение в некоторых странах достигает 60-70% всех налоговых поступлений. Рекорд принадлежит Индии, где косвенные налоги дают 83% прироста общей суммы доходов.

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.



Целью данной работы является рассмотреть содержание такого налога, как акцизы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть историю налогового законодательства;

- раскрыть понятие налогов;

- проанализировать функции налогов;

- выявить виды налогов;

- рассмотреть изменения, касающиеся акцизов;

- рассмотреть особенности налогоплательщиков по акцизам.

Данная курсовая работа основана на трудах таких ученых, как Гагмейстер Ю.А., Брюммерхофф Д., Винницкий Д.В., Новицкая Т.Е., Тедеев А.А., Парыгина В.А., Худяков А.И., Бродский Г.М., С.Г. Пепеляев, Ю.А. Крохина и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. История налогового законодательства. Понятие и виды налогов.

История развития налогового законодательства.



На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается еще в летописях. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: "В лето 6367 Имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари Имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма"[1].

Процесс собирания налогов князьями "по большой части, бывал отнесен к двум временам года: к весне и зиме"[2], когда князь и его войско отдыхали от походов. Налоги упоминаются под разными названиями: дань (общее название всех сборов), оброк, урок. До 988 г. основными видами налогов были оброки, корма, подати. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за ней по подвластным народам. Первый способ назывался повозом, второй - полюдьем.

Полюдье было, по сути, административно-финансовой поездкой князя по подвластным племенам[3]. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, служившие платой, во многом зависели от конкретного вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя[4]. Подати поступали в казну князя главным образом от землевладельцев. Они взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами, уплачиваемыми населением, не имелось.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в "Русской Правде". В ст. ст. 42 - 43 Краткой редакции "Русской Правды" и ст. ст. 96 - 97 Пространной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги[5].



Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения (государства, налогоплательщика, общества и т.д.), исходя из его правовых, экономических или иных особенностей. Так, с точки зрения современного государства налоги представляют собой основные денежные публично-правовые доходы государства. С позиции общества налоги могут быть рассмотрены как выплаты государству, предназначенные для обеспечения решения государством задач, стоящих перед обществом, а также для содержания самого государства. Налогоплательщик может рассматривать налог и как юридическую обязанность, и как процесс ее исполнения - платеж, и как не являющееся наказанием законное ограничение его права собственности, и как один из правовых результатов экономической деятельности и т.д. Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, не существует. Различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога меняются (как правило, усложняются).

Исключительно простое определение было в свое время дано в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: налог - подати, повинности деньгами или припасами, платежи, налагаемые на сословия, на торговлю, промыслы и проч.[6]. Относительно простое определение предлагал также К.Т.фон Эеберг: налоги представляют собою сборы в пользу государства и остальных публичных союзов, которые взимаются для удовлетворения коллективных потребностей в силу публичного авторитета, причем их характер и высота односторонне определяются властью. Не отличается сложностью и определение, предложенное П.М. Годме: налог - это изъятие денежных средств, осуществляемое в принудительном порядке государственной властью, имеющее целью покрыть расходы общества и распределить их между гражданами в соответствии с возможностями каждого. В.А. Парыгина и А.А. Тедеев приводят более двадцати определений налога, которые были даны различными российскими и советскими юристами в разные годы[7].

В ранее действовавшей ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Этому лаконичному определению, просуществовавшему до 1 января 1999 г., вообще говоря, соответствовали платежи, не имеющие к налогам никакого отношения (например, штрафы)[8].

Современное нормативное определение налога дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[9].

Различные ученые выделяют различные понятия налога. так, например один из ведущих российских ученых С.Г. Пепеляев предложил следующее определение: налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти[10].

Другой известный ученый, С.В. Запольский, считает, что отталкиваясь от формулировки, приведенной в ст. 57 Конституции РФ, остается только предположить, что налоги есть некие юридические фикции, выражающиеся либо в абсолютных суммах, но чаще в установленном в законе порядке расчета этих абсолютных сумм, способные трансформироваться при соответствующих обстоятельствах в обязанность их (абсолютных сумм) безвозмездной уплаты в доход государства. Будучи установленным, налог представляет собой юридически бестелесное образование, рассчитанное на будущее применение в ходе налогообложения[11].

Также представляет интерес позиция известного исследователя Д.В. Винницкого: налог - установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах равенства, всеобщности, соразмерности[12].

Из самого определения понятия "налог", содержащегося в НК РФ, можно выделить следующие его признаки:

-обязательность. Обязанность по уплате налога возникает в результате совершения указанных в законе правомерных действий (деятельности) частного субъекта, имеющих экономическое содержание и результат. Данный признак налога отражен в Положении о налогах и обязательных платежах ФРГ от 16 марта 1976 г.: обязанность уплатить налог возникает у лиц, в связи с деятельностью которых возникает факт, с которым закон связывает налоговое обязательство. Соответственно, основание возникновения обязанности по уплате налога - наличие некоторого юридического факта, указанного в законе об этом налоге, который представляет собой действия (деятельность) налогоплательщика[13]. Действия (деятельность), порождающие обязанность по уплате налога, должны являться именно правомерными, налог не носит характера наказания. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое основание. Соответственно, и налогооблагаемые действия (деятельность) должны иметь экономическое содержание и результат (реальный, или обоснованно презюмируемый). Д. Брюммерхофф, анализируя немецкое нормативное определение налога, отмечает, что налоги следует платить только в том случае, если наличествует факт, с которым закон связывает обязанность по уплаты налога. Поэтому законно избегать налогов путем избежания подлежащих налогообложению действий (фактов)[14].

-денежный характер.

-безвозвратность,

-публичный. Определенные платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, алименты являются обязательными и индивидуально безвозмездными платежами. Можно обнаружить сходные правила в п. 9 ст. 226 НК РФ (уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается) и в п. 1 ст. 116 СК РФ (алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями). Но только налоги, имея те же признаки, как правило, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель). Слово "фискальный" происходит от латинского fisc (fiscus) - казна государства, правительства или короля

-индивидуальный безвозмездный характер. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога не порождает каких-либо встречных обязательств со стороны государства. Тот объем социальных услуг, которые может получить от публично-правового образования конкретное лицо, никак не связан с суммой налогов, которые оно уплатило (должно уплатить). В частности, для получения гарантированных государством минимальных услуг (образования, пособий, медицинской помощи, перемещения по дорогам общего пользования и т.п.) объем налогов, уплаченных некоторым лицом, значения не имеет.

Возникшая обязанность по уплате налога по общему правилу должна быть исполнена налогоплательщиком лично, из его денежных средств. Servitia personalia sequuntur personam - личные повинности следуют за лицом[15]. Невозможно перевести обязанность по уплате налога на другое лицо путем заключения гражданско-правового договора, а также прекратить данную обязанность иначе, чем это предусмотрено в законодательстве о налогах (в том числе путем зачета с гражданско-правовым требованием, путем уплаты другим лицом и др.).

Современное налоговое законодательство (ст. 3 НК РФ) указывает на то, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

К элементам налогообложения относятся:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Элементы налога формируют структуру любого налога. Любой налог должен содержать в себе совокупность частей (элементов), без которых налог как правовая категория существовать не может. Без этих составных частей налог в том понимании, в котором он определяется законодателем, не образует каких-либо правовых последствий. Отсутствие в законе о налоге хотя бы одного из перечисленных элементов говорит о том, что налог не установлен и, следовательно, не может взиматься[16].

Несомненно, каждый налог обладает своей спецификой, и законодатель обязан определять все элементы налога таким образом, чтобы налогоплательщик мог знать, какие налоги и в каком размере он должен платить.

Необходимость налогов предопределяется теми функциями, которые выполняет налог.

Под функцией налога следует понимать основные направления действия налога, определяемые государством и возможностями экономики[17].

Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальную;

2) контрольную.

В рамках фискальной функции налог осуществляет формирование доходов бюджетов и внебюджетных фондов. Рассматриваемая функция определена самой природой налога и присуща ему с момента его возникновения. Налоги в настоящее время являются самым крупным источником формирования бюджетов всех уровней.

Контрольная функция налога реализуется через налоговый контроль. В рамках данной функции обеспечивается надлежащее исполнение обязанностей субъектами налоговых отношений, определенных законодательством о налогах и сборах.

Вопрос о функциях налога в юридической литературе имеет дискуссионный характер. Одни авторы отмечают, что можно говорит только о двух функциях налога: фискальной и регулирующей, а все иные приписываемые налогам функции есть не что иное, как следствие реализации или фискальной, или регулирующей функции[18].

Другие авторы разделяют функции налога на основные и дополнительные. К группе основных функций относят специальную функцию налога - фискальную - и две общефинансовые: регулирующую и контрольную. К дополнительным функциям относят распределительную, стимулирующую, накопительную[19].

Виды налогов.

Каждый налог обладает своей индивидуальной правовой конструкцией, определяющей его место в налоговой системе, которая, в свою очередь, является составной частью финансовой системы.

Следует отметить, что и в правоприменительной практике вопрос отнесения налога к тому или иному виду стал иметь определяющий характер для защиты налогоплательщиками своих прав[20]. Определение видовых признаков налога необходимо также для систематизации действующих налогов.

Налоги могут быть разграничены по определенным критериям на группы. Необходимость той или иной классификации, как правило, продиктована практическими соображениями. В качестве основных способов классификации можно привести следующие.

Многообразие налогов предполагает и проведение по различным основаниям их классификации. Следует сразу оговориться, что любая классификация налога имеет условный характер.

С.Г. Пепеляев, определяя значение классификации налогов, указывает на то, что "систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства"[21]. В юридической литературе широко представлено мнение ученых по выявлению видов налогов. Одни авторы предлагают проводить выделение различных налогов в зависимости от оснований, заложенных в их классификации.

По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются:

- персональные;

- объектные налоги.

По признаку перелагаемости налога:

- прямые;

- косвенные налоги.

По признаку платежеспособности:

- личные;

- реальные налоги.

По порядку определения окладной суммы:

- раскладочные;

- количественные налоги.

По источнику доходов бюджета:

- закрепленные;

- регулирующие налоги.

По порядку установления и введения:

- государственные;

- местные налоги.

По бюджетному назначению:

- общие;

- целевые налоги.

По признаку периодичности:

- регулярные;

- разовые налоги.

По юрисдикции государства:

- резидентские;

- территориальные налоги.

Другие авторы предлагают производить классификацию по следующим основаниям[22].

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

В данной курсовой работе рассмотрим такой вид налога как акцизы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.