Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции.
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Основными его задачами являются:
а) контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
б) разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
в) предупреждение, пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;
г) подготовка налоговых соглашений с другими государствами, изучение опыта их работы;
д) принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:
1) контролирует соблюдение налогового законодательства;
2) организует работу инспекций, входящих в его структуру;
3) разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики;
4) проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, изздает методические указания, разъяснения о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет;
5) разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций, входящих в его структуру;
6) проводит проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет деклараций и прочих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей в бюджет и целевые бюджетные фонды;
7) рассматривает заявления, предложения и жалобы предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по вопросам налогообложений, применения финансовых санкций и административных взысканий;
8) изучает, обобщает и анализирует отчеты инспекций о проделанной работе;
9) обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
Тема 7. Финансовое планирование и прогнозирование.
7.1. Содержание финансового планирования и прогнозирования.
Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его объектом выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование следует рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро - и микроуровнях. Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. В рыночной экономике особое значение приобретает внутрифирменное планирование. Основным назначением внутрифирменного планирования является расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности этих операций. Содержание финансового планирования раскрывается в процессе обоснования движения финансовых ресурсов и капитала на конкретный период. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, доходов и капитала. Финансовое планирование, как субъективная деятельность людей, только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций. Исходной базой для обеспечения качественного уровня финансового планирования должны быть финансовые прогнозы. Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тенденций развития процессов в экономике и финансах. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные, результаты. В условиях рынка возрастает риск ведения хозяйственной деятельности, быстро меняется внешняя среда, в которой работают предприятия. Это требует корректировки финансовых задач и методов их решения. Роль прогнозирования состоит в разработке финансовых прогнозов на длительный период. Финансовое прогнозирование должно предшествовать финансовому планированию, в ходе которого конкретизируются и корректируются прогнозы.
7.2. Принципы и методы финансового планирования.
Основными принципами финансового планирования являются следующие:
- принцип гибкости означает необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации;
- принцип координации заключается во взаимосвязи производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов отдельных подразделений предприятия;
- принцип непрерывности обеспечивает систематичность финансового планирования.
Во внутрифирменном планировании имеются специфические принципы, которые заключаются в следующем:
- принцип соотношения сроков означает, что получение средств и их использования должны происходить точно в установленные сроки;
- принцип платежеспособности состоит в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия;
- принцип приспособления к потребностям рынка, означает, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка;
- принцип предельной рентабельности состоит в обеспечении максимальной рентабельности.
В финансовом планировании и прогнозировании используются следующие методы: расчетно-аналитический, коэффициентный, нормативный, оптимизации плановых решений, балансовый, программно-целевой и экономико-математическое моделирование.
Расчетно-аналитической метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за отчетный период. Этот метод опирается на фактически сложившиеся показатели. Расчет производится на основе данных бухгалтерского учета и прогноза на будущее.
Метод коэффициентов состоит в корректировке плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов за предстоящий период.
Наиболее распространенным является нормативный метод планирования. К финансовым нормативам относятся ставки налогов, норм амортизационных отчислений, норматив потребности в оборотных
средствах и др. Одни нормативы устанавливаются законодательными актами. Внутренние нормативы устанавливаются хозяйствующими субъектами.
Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный.
Балансовый метод состоит в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.
Методы программно-целевого и экономико-математического моделирования позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовым показателем и факторами, влияющими на его величину. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема расходов по нему в разных ситуациях позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.
Тема 8. Финансовый контроль.
Содержание и значение финансового контроля.
Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения хозяйствующими субъектами установленных норм и методов реализации финансовых отношений. Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъективного фактора. Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его задачами являются:
1) обеспечение процесса формирования и эффективности использования централизованных фондов денежных средств;
2) выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования.
Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового и бюджетного контроля. Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет и целевые бюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Бюджетный контроль – это контроль за выполнением государственного бюджета по доходам и расходам, рациональным, эффективным расходованием бюджетных средств. Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности. Задачами финансового контроля на микроуровне являются:
- обеспечить своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;
- выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности;
- способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных средств, а также правильному ведению бухгалтерского учета
и отчетности;
- обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам, относящимся к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной деятельности, государственного кредита и т.д.;
- содействовать высокой отдачи внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|