ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЛОГЕНЕЗА ХОРДОВЫХ.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях филогенеза хордовых и типах филогенетических изменений органов.
Время лекции - 2 часа
Основные вопросы
1. Основные этапы эволюции хордовых.
2. Методы изучения филогенеза.
3. Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса. Теория филэмбриогенеза.
4. Закономерности, отражающие соотношение онтогенеза и филогенеза.
ВЫВОДЫ:
1. Эволюционный процесс необратим, начиная с первично одноклеточных организмов до современных высокоразвитых животных.
2. Для доказательства филогенеза используют классический тройной метод (сравнительная анатомия, эмбриология и палеонтология) и другие современные методы исследования (генетики, молекулярной биологии, биохимии, биогеографии и др.).
3. На основе проведенных исследований установлены общие закономерности макроэволюции (правила эволюции групп).
4. В работах А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена разработаны основные критерии биологического прогресса и регресса.
5. Биологический прогресс может достигаться путем арогенеза, аллогенеза и общей дегенерации.
6. А.Н.Северцовым была разработана теория филэмбриогенеза, в которой он обозначил основные типы онтофилогенетических изменений органов: архаллаксис, девиация и анаболия.
7. В эволюции первоначально изменяются лишь немногие признаки организма, а вся организация животного изменяется вместе с ним коррелятивно. Выделяют два типа корреляций: онтогенетические (геномные, морфогенетические, эргонтические) и филогенетические (биологические, топографические, динамические). Нарушение этих корреляций может привести к порокам развития.
8. В основе преобразования органов в процессе филогенеза лежат такие свойства органов как их мультифункциональность, способность менять функции количественно, ослаблять или усиливать определенные функции.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. Постарайтесь кратко схематично представить эволюцию животного мира.
2. Назовите основные этапы эволюции хордовых.
3. Назовите основные методы изучения филогенеза и дайти им краткую характеристику.
4. Какие органы или структуры называются аналогичными и гомологичными?
5. Что такое рудименты и атавизмы, приведите примеры у человека?
6. В чем заключается закон Э. Геккеля ?
7. Сформулируйте закон зародышевого сходства, кто его автор?
8. Какой вклад в эволюционную теорию внесли А.О. Ковалевский и В.О.Ковалевский?
9. Назовите основные правила эволюции групп (закономерности макроэволюции).
10. В чем суть теории главных направлений эволюционного процесса, кто ее авторы?
11. Назовите основные критерии биологического прогресса и пути его достижения.
12. Объясните основные положения теории филэмбриогенеза, кто ее автор?
13. Назовите онтогенетические и филогенетические корреляции и последствия их нарушения. Приведите примеры.
14. Дайте краткую характеристику основных типов филогенетического преобразования органов.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - М.:Высш. шк., 2008.
2. Биология / А.А.Слюсарев, С.В.Жукова. - К.: Вища шк., 2011.
Дополнительная:
1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш. шк.,1989.
2. Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач, 2000.
3. Гильберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.- T.I.-; 1994.-T. 2.
Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов 1 курса
специальности лечебное дело
по дисциплине биология
ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2).
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях эволюционного процесса.
Время лекции - 2 часа
Основные вопросы
1.Общие представления о микро- и макроэволюции. Методы изучения эволюции.
2. Понятие о биологическом виде. Структура и критерии вида.
3. Популяция - элементарная единица эволюции.
4. Механизмы и основные результаты эволюции.
ВЫВОДЫ:
1. В основе биологической эволюции лежит уникальное свойство живых организмов - способность к самовоспроизведению, открывающая неограниченные возможности изменчивости.
2. Результатом биологической эволюции является развитие приспособленности организмов к условиям их существования.
3. Виды реально существуют в природе и являются генетически изолированными системами, характеризующимися своим генофондом.
4. Критериями вида являются эволюционный, генетический, эколого- географический, морфологический, кариологический, иммунологический, биохимический, геносистематический.
5. Популяция является элементарной единицей эволюции. Она характеризуется своей генетической структурой и экологическими особенностями.
6. Современная эволюционная теория выделяет следующие элементарные эволюционные факторы, действующие в популяции и приводящие к видообразованию: мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляцию и естественный отбор.
7. В зависимости от форм изоляции выделяют два пути видообразования: географическое (аллопатрическое) и симпатрическое, которое может происходить путем полиплоидизации, гибридизации и репродуктивной изоляции, а также три способа видообразования: филетический, дивергентный и гибридогенный.
8. Важнейшим движущим фактором эволюции является естественный отбор. Эффективность и скорость отбора зависит от адаптивной ценности генотипа (W) и коэффициента отбора (S). Чем больше адаптивная ценность генотипа, тем ниже коэффициент отбора, и наоборот.
9. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный.
10. Естественный отбор поддерживает определенный уровень приспособленности особей в популяции и выполняет распределяющую, накапливающую и творческую роль.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. Назовите и дайте характеристику основных положений учения Ч.Дарвина.
2. Назовите и дайте характеристику этапов развития эволюционной теории.
3. Дайте определение вида и популяции.
4. Какие критерии выделяют для характеристики вида?
5. Поясните, что значит популяция - элементарная единица эволюции?
6. Обоснуйте основные генетические и экологические характеристики популяции.
7. В чем суть закона Харди-Вайнберга и его математическое выражение?
8. Какие элементарные эволюционные факторы действуют в популяциях и их характеристика?
9. Охарактеризуйте пути и способы микроэволюции.
10. Какие формы естественного отбора характерны для эволюционного процесса?
11. Какие функции выполняет естественный отбор в микроэволюционных процессах?
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - М.:Высш. шк., 2008.
2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
Дополнительная:
1.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш. шк.,1989.
2.Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач, 2000.
3.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для учителя/Коммент. А.В.Яблокова, Б.М. Медникова. - М.: Просвещение, 1986. -383 с.
4.Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. История происхождения и развития жизни. Кайрос, 1997.
Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|