ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов 1 курса
специальности лечебное дело
по дисциплине биология
ТЕМА: Уровни организации жизни. Структура и функции клетки.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общей характеристике жизни и роли биологии в системе медицинского образования. Время лекции - 2 часа
Основные вопросы
1. Уровни организации жизни.
2. Свойства живых систем.
3. Значение биологии для медицины.
4. Клетка - элементарная биологическая система.
ВЫВОДЫ:
1. Живая природа является целостной системой, но для нее характерна иерархическая система организации – уровни организации: молекулярно-генетический, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
2.Живые организмы обладают свойствами: дискретностью и целостностью, структурированностью, самовоспроизведением (репродукцией), упорядоченностью структуры, ростом и развитием, обменом веществ и энергии, наследственностью и изменчивостью, раздражимостью и возбудимостью, движением, саморегуляцией.
3. Биология является теоретической базой медицины. Высокий уровень развития биологии является необходимым условием развития и повышения эффективности всей медицины, в частности, диагностики, лечения и профилактики.
4 Элементарной биологической системой является клетка. Клетка представляет собой открытую, ограниченную активной мембраной, структурированную систему биополимеров (белков и нуклеиновых кислот) и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов. Существует два типа клеточной организации: прокариоты и эукариоты.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. Дать определение жизни.
2. Уровни организации жизни.
3. Существующие гипотезы о возникновении жизни.
4. Фундаментальные свойства жизни, отличающие живое от неживого.
5. Как понимать выражение: "Живые системы - открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы"?
6. Приведите примеры из истории биологии, показывающие значение биологии для медицины.
7. Структурно-функциональная организация клетки - как элементарной единице жизни.
8. Потоки информации, вещества и энергии в клетке.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1.
2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
3.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
Дополнительная:
1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т. 1, 2, 3
Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии КГМА, профессором А.А.Косых
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов 1 курса
специальности лечебное дело
по дисциплине биология
ТЕМА: Молекулярная биология клетки.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию системы теоретических знаний о сложной молекулярной структуре генов, молекулярно-генетических механизмах, обеспечивающих реализацию и передачу наследственной информации от клетки к клетке, контроль регуляции экспрессии генов у про- и эукариот.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Нуклеиновые кислоты, их строение и роль.
2. Генетический код.
3. Реализация генетической информации в клетке.
4. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.
5. Репликация ДНК.
ВЫВОДЫ.
1. Носителем наследственной информации является молекула ДНК (реже – РНК). Наследственная информация в ДНК записана с помощью генетического кода.
2. Основные функции ДНК – хранение и передача наследственной информации. В основе передачи наследственной информации лежит полуконсервативный механизм репликации ДНК.
3. Процессы жизнедеятельности в клетке осуществляются на основе реализации записанной в ДНК наследственной информации; главная роль в этой реализации принадлежит молекулам РНК (рРНК, тРНК, иРНК).
4. Реализация наследственной информации у эукариот осуществляется в несколько этапов: 1)транскрипция; 2)посттранскрипционные процессы (процессинг); 3)трансляция; 4)посттрансляционные процессы.
5. Регуляция активности генов может осуществляться на всех этапах реализации наследственной информации, но наиболее изученной и экономически выгодной для клетки является регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции. У прокариот она осуществляется в оперонах. У эукариот, имеющих сложную экзон-интронную организацию генов, механизмы регуляции являются многоуровневыми и окончательно не выяснены.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.
1. Строение и роль нуклеиновых кислот.
2. Репликация ДНК. Современные представления о механизмах передачи наследственной информации от клетки к клетке.
3. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белка.
4. Молекулярная структура гена.
5. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Биология (под ред. В. Ярыгина). М., в 2 т., 2008, т.1.
2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.; 2003.
3. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. – М., 2011.
Дополнительная:
1.Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: Интермедика, 2000
2.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Н.: Сибирское университетское изд-во, 2003.
3.Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. – М.; 1994. – Т. 1-3.
4.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: доцентом кафедры биологии, канд. биол. наук
Родиной Н.Е.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов 1 курса
специальности лечебное дело
по дисциплине биология
ТЕМА: Размножение. Закономерности существования клетки во времени.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний по способам и формам размножения организмов и механизму передачи наследственной информации в процессе размножения.
Время лекции - 2 часа
Основные вопросы
1. Общая характеристика бесполого и полового размножения.
2. Цитогенетический механизм и биологическая сущность размножения.
3. Закономерности существования клетки во времени.
4.Молекулярно-генетический механизм размножения и передачи наследственной информации.
ВЫВОДЫ:
1. Бесполое размножение - размножение без участия специальных половых клеток. Новая особь может возникать моноцитогенным и полицитогенным путем.
2. Наследственная информация при бесполом размножении передается от материнской особи к дочерним в неизменном виде.
3. Сущностью полового размножения являются гаметогенез и оплодотворение. Это приводит к образованию новых комбинаций наследственных задатков, полученных от двух родителей, тем самым, к наследственной изменчивости.
4. Гаметогенез - процесс образования половых клеток происходит в несколько стадий: размножения, роста, созревания и формирования (при сперматогенезе).
5. В основе бесполого размножения лежит митоз, а полового размножения - мейоз.
6. Механизм передачи наследственной информации при делении клетки включает репликацию ДНК по полуконсервативному типу и обособление ее в дочерних клетках.
7. Половые клетки, образовавшиеся в процессе гаметогенеза, несут наследственную информацию в половинном объеме в различных комбинациях от обоих родителей данной особи.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. Понятие размножения и способы его осуществления.
2. Механизмы передачи наследственной информации при различных формах размножения.
3. Понятие клеточного и митотического цикла.
4. Дать характеристику фаз митоза.
5. Дать характеристику периодов и особенностей овогенеза и сперматогенеза.
6. Какие процессы лежат в основе изменчивости организмов, размножающихся половым путем?
7. Особенности гаметогенеза у человека.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - М.:Высш. шк., 2008.
2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
Дополнительная:
1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т. 1,2,3.
2.Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.
Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии профессором А.А.Косых
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|