Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав и роль центра по закупкам ТПН





Все работники, участвующие в закупках на корпоративном (индустриальном) рынке, неформально образуют «закупочный центр» (рис.).

 

 


Рис. Состав «закупочного центра»

 

Дадим краткую характеристику каждой из ролей:

· Покупатель ТПН - обладает формальной властью и ответственностью за выбор альтернативных торговых марок и поставщиков, за осуществление закупок и ведение переговоров. Обычно такие функции выполняет отдел по снабжению;

· Пользователь - лицо, для которого приобретается товар, например, товаром будут пользоваться инженерно-технический работник, начальник цеха и т.д.;

· Влиятельное лицо - определяет технические характеристики и критерии выбора товара. Это, как правило, инженеры-исследователи, конструкторы;

· Лицо, принимающее решение (ЛПР) ему принадлежит последнее слово в процессе закупки (генеральный директор, руководитель фирмы);

· Привратники - члены «закупочного центра», фильтрующие потоки информации и контролирующие отношения между всеми членами центра; косвенно оказывают влияние на процесс закупки.

Внутри закупочного цента имеют место сложные взаимоотношения между его членами.



 

 

Процесс покупки ТПН

Покупатели ТПН в своем решении о закупках проходят следующие этапы (процесс принятия решения о закупках на корпоративном рынке):

Этап 1. Осознание проблемы. К осознанию проблемы внутри предприятия могут привести следующие причины:

- решение начать выпуск новой продукции;

- поломка какого-либо оборудования;

- необходимость приобретения более качественного товара.

Внешними побудителями могут выступать:

- участие в выставках;

- ознакомление с рекламой;

- встречи с представителями поставщика.

Этап 2. Обобщенное описание потребности. Снабженец приступает к определению общих характеристик товара и его необходимого количества. На помощь снабженцу могут прийти рекламные проспекты, запросы по телефону, индивидуальное общение с агентами-сбытовиками.

Этап 3. Оценка характеристик товаров. Выявляется перечень технико-экономических характеристик товара с использованием функционально-стоимостного анализа (ФСА).

ФСА реализуется в следующих шагах:



v подготовительный, где выбирается объект ФСА (товар);

v информационный, собирается полная информация о товаре;

v аналитический, формулируются функции товара, проводится их классификация и стоимостная оценка. Здесь строится так называемая «матрица связи между элементами товара и функциями», схематично ее можно представить на рис.

Рис. Матрица связи между элементами (узлами, деталями) товара и функциями товара. Знак обозначает участие узла или детали товара (Д) в выполнении конкретной функции.

Известно, что каждый узел имеет свою стоимость, поэтому затраты на выполнение конкретной функции (подфункции) будут определяться как сумма стоимостей всех узлов, принимающих участие в данной функции.

Сопоставление затрат на выполнение функций осуществляется на основе построения функционально-стоимостной диаграммы, где устанавливается значимость конкретной функции между собой и соответствующие затраты на их реализацию (рис.). Из ФСА видно явное несоответствие между важностью подфункции F13 и затратами на ее реализацию.

В ходе ФСА изучаются следующие вопросы:

- вносит ли использование закупаемого товара дополнительную ценность?

- сопоставима ли стоимость товара с его значимостью?

- необходимо ли в товаре присутствие всех свойств, которыми он обладает?

v творческий, разрабатываются альтернативные варианты приведения в соответствие стоимости выполнения функции с ее значимостью;

v исследовательский, происходит выбор наилучшего варианта устранения несоответствия;

v рекомендательный, осуществляется тщательная проработка и документальное оформление принятого решения об устранении несоответствия;



v внедренческий, осуществляется реализация принятого решения.

 

 

Рис. Функционально-стоимостная диаграмма

 

Этап 4. Поиск поставщиков. Происходит формирование перечня поставщиков с их характеристиками.

Этап 5.Запрашивание предложений от поставщиков.

Этап 6. Выбор поставщика. Происходит изучение предложений и производится ранжирование поставщиков, при этом используются следующие критерии: общая репутация поставщика, оперативность и надежность поставок, быстрота реакции на нужды клиента, качество товара, цена товара, полнота товарного ассортимента, возможность предоставления кредита и/или рассрочки, уровень квалификации агента-сбытовика, наличие гарантийного обслуживания, личные отношения и т.д.

Этап 7. Заключение договора с поставщиком и выдача заказов на поставки. Указываются технические характеристики товара, количество, время поставки, условия оплаты и возврата, гарантии.

Этап 8. Оценка работы поставщика.

Рассмотрим роли участников закупочного центра в реализации процесса закупки (рис.).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.