Состав и роль центра по закупкам ТПН
Все работники, участвующие в закупках на корпоративном (индустриальном) рынке, неформально образуют «закупочный центр» (рис.).
Рис. Состав «закупочного центра»
Дадим краткую характеристику каждой из ролей:
· Покупатель ТПН - обладает формальной властью и ответственностью за выбор альтернативных торговых марок и поставщиков, за осуществление закупок и ведение переговоров. Обычно такие функции выполняет отдел по снабжению;
· Пользователь - лицо, для которого приобретается товар, например, товаром будут пользоваться инженерно-технический работник, начальник цеха и т.д.;
· Влиятельное лицо - определяет технические характеристики и критерии выбора товара. Это, как правило, инженеры-исследователи, конструкторы;
· Лицо, принимающее решение (ЛПР) ему принадлежит последнее слово в процессе закупки (генеральный директор, руководитель фирмы);
· Привратники - члены «закупочного центра», фильтрующие потоки информации и контролирующие отношения между всеми членами центра; косвенно оказывают влияние на процесс закупки.
Внутри закупочного цента имеют место сложные взаимоотношения между его членами.
Процесс покупки ТПН
Покупатели ТПН в своем решении о закупках проходят следующие этапы (процесс принятия решения о закупках на корпоративном рынке):
Этап 1. Осознание проблемы. К осознанию проблемы внутри предприятия могут привести следующие причины:
- решение начать выпуск новой продукции;
- поломка какого-либо оборудования;
- необходимость приобретения более качественного товара.
Внешними побудителями могут выступать:
- участие в выставках;
- ознакомление с рекламой;
- встречи с представителями поставщика.
Этап 2. Обобщенное описание потребности. Снабженец приступает к определению общих характеристик товара и его необходимого количества. На помощь снабженцу могут прийти рекламные проспекты, запросы по телефону, индивидуальное общение с агентами-сбытовиками.
Этап 3. Оценка характеристик товаров. Выявляется перечень технико-экономических характеристик товара с использованием функционально-стоимостного анализа (ФСА).
ФСА реализуется в следующих шагах:
v подготовительный, где выбирается объект ФСА (товар);
v информационный, собирается полная информация о товаре;
v аналитический, формулируются функции товара, проводится их классификация и стоимостная оценка. Здесь строится так называемая «матрица связи между элементами товара и функциями», схематично ее можно представить на рис.
Рис. Матрица связи между элементами (узлами, деталями) товара и функциями товара. Знак обозначает участие узла или детали товара (Д) в выполнении конкретной функции.
Известно, что каждый узел имеет свою стоимость, поэтому затраты на выполнение конкретной функции (подфункции) будут определяться как сумма стоимостей всех узлов, принимающих участие в данной функции.
Сопоставление затрат на выполнение функций осуществляется на основе построения функционально-стоимостной диаграммы, где устанавливается значимость конкретной функции между собой и соответствующие затраты на их реализацию (рис.). Из ФСА видно явное несоответствие между важностью подфункции F13 и затратами на ее реализацию.
В ходе ФСА изучаются следующие вопросы:
- вносит ли использование закупаемого товара дополнительную ценность?
- сопоставима ли стоимость товара с его значимостью?
- необходимо ли в товаре присутствие всех свойств, которыми он обладает?
v творческий, разрабатываются альтернативные варианты приведения в соответствие стоимости выполнения функции с ее значимостью;
v исследовательский, происходит выбор наилучшего варианта устранения несоответствия;
v рекомендательный, осуществляется тщательная проработка и документальное оформление принятого решения об устранении несоответствия;
v внедренческий, осуществляется реализация принятого решения.
Рис. Функционально-стоимостная диаграмма
Этап 4. Поиск поставщиков. Происходит формирование перечня поставщиков с их характеристиками.
Этап 5.Запрашивание предложений от поставщиков.
Этап 6. Выбор поставщика. Происходит изучение предложений и производится ранжирование поставщиков, при этом используются следующие критерии: общая репутация поставщика, оперативность и надежность поставок, быстрота реакции на нужды клиента, качество товара, цена товара, полнота товарного ассортимента, возможность предоставления кредита и/или рассрочки, уровень квалификации агента-сбытовика, наличие гарантийного обслуживания, личные отношения и т.д.
Этап 7. Заключение договора с поставщиком и выдача заказов на поставки. Указываются технические характеристики товара, количество, время поставки, условия оплаты и возврата, гарантии.
Этап 8. Оценка работы поставщика.
Рассмотрим роли участников закупочного центра в реализации процесса закупки (рис.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|