Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическая сущность и функции налогов





Тема 1. Основы налогообложения

Возникновение и развитие налогов

Экономическая сущность и функции налогов

З. Классификация налогов, сборов и отчислений

Элементы налогов и налоговая терминология

Прииципы налогообложения

 

 

Возникновение и развитие налогов

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. Первое упоминание о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношение и др. По мере общественного развития налоговые формы изменились, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов.

Классики экономической мысли более 300 лет назад сформулировали фундаментальные принципы налогообложения, и начала зарождаться наука о налогообложении. Её системное оформлении ученые относят к эпохе повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Теория налогообложения является наименее исследованной областью налоговых отношений. Усилия ученых, законодателей, практиков обычно направлены на решение прикладных налоговых проблем. При этом забывается, что без исследования теории налогообложения успех налоговых реформ не возможен.



Любая налоговая система базируется на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и существующих на этой основе налоговых концепций — ресурсного, имущественного обложения, обложения конечных результатов дохода. Общество, в зависимости от уровня своего экономического развития, принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория, методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования, организации, контроля.



Современное налоговое законодательство трактует налог исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. В результате налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Поэтому налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван обеспечить не только доходы государства, но и регулировать экономику в целом.

Недостатки отечественной налоговой системы заключаются в том, что она включает наряду с новыми и такие формы принудительного изъятия денежных средств, которые не имеют никакого отношения к налогу как к объективной категории. Различать налоговые и неналоговые формы изъятия необходимо, чтобы строить оптимальную налоговую систему.

Современная теория налогообложения должна базироваться на фундаментальных исследованиях факторов воспроизводства: капитала, земли, труда. И только на этой основе должны создаваться методические положения, определяющие практику использования конкретных налоговых форм и методов управления воспроизводством.

Теория налогообложения является составной частью теории финансов. Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли отражение в налоговых теориях.

Налоговая теория — система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.



Существуют общие и частные (исследования по отдельным вопросам налогообложения) теории налогов.

К общим теориям налогов относятся:

1. теория обмена (средние века) - определяет возмездный характер налогообложения, т.е., уплачивая налоги, граждане приобретают блага у государства.

2. атомистическая теория (XVII-XVIII вв. эпоха Просвещения) - граждане должны поделиться доходом с государством, т.к. оно гарантирует порядок, спокойствие в обществе, личную свободу.

3. классическая теория (вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в., А.Смит, Д.Риккардо) — провозгласившая фундаментальные принципы налогообложения.

4. теория страхования (первая половина XIXв.) — налоги рассматриваются в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска, т.е. индивид, уплачивая налог, страхует себя от рисков.

5. кейнсианская теория (40-70е гг. XX в., Дж.Кейнс) - при которой налог впервые рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения его функций, но и обосновывалась роль налогообложения в регулировании экономических отношений общества на основе применения понятия «налоги - встроенные стабилизаторы».

6. неоклассическая теория (первая половина XX в. - Дж.Мид, Дж.Робинсон), согласно которой внешние корректирующие меры должны быть направлены на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию закона свободной конкуренции. Поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок. Неоклассики отводили государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов.

7. монетаристская теория (50-е гг. XX в. — М.Фридман), основой которой является регулирование экономических процессов за счет изменения денежной массы в обращении.

8. теория экономики предложения (начало 80-х гг. XX в. — А.Лаффер, М.Берне), в соответствии с которой предусматривалось снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям (организациям) в целях обновления и расширения производства.

Частные теории: теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и единого налогообложения и др.

 

 

Экономическая сущность и функции налогов

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

Экономическая сущность налогов заключается в перераспределении прибавочного продукта, одна часть которого в результате первичного перераспределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая часть направляется в доход государства.

Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Налог — обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местный бюджеты.

Сбор (пошлина) - обязательный платеж в республиканский и местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий).

Не являются налогами, сборами платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом РБ.

 

Основные признаки налога:

-императивность - субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению налогообложения в бюджетный фонд.

-смена формы собственности — посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную; при этом образуется государственный денежный фонд.

-безвозвратность и безвозмездность — т.е. оклад налога никогда не возвращается к субъекту налога и последний не получает ничего взамен.

Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством её функций.

Функция налога - проявление его сущности в действии» способ выражения его свойств.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения налога.

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношении.

В числе налоговых функций выделяют;

1. фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2. распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта.

3. регулирующая функция осуществляет регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, научно-технического прогресса и других объектов.

4. стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций.

5. контрольная функция обеспечивает своевременное отслеживание государством поступления в бюджет налоговых платежей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.