Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. О порядке и последовательности в заповедях Господних





Свт. Василий Великий

Творения. Ч. 5

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах

 

Оглавление

Вступление. 1

Вопрос 1. О порядке и последовательности в заповедях Господних. 3

Вопрос 2. О любви к Богу и о том, что в людях от природы есть наклонность к заповедям Божиим и сила исполнять их 3

Вопрос 3. О любви к ближнему. 5

Вопрос 4. О страхе Божием.. 6

Вопрос 5. О собранности мыслей. 6

Вопрос 6. О том, что необходимо уединяться. 7

Вопрос 7. О том, что должно жить с людьми согласно стремящимися к той же цели угождения Богу, и что трудно, и вместе опасно, жить отшельником.. 8

Вопрос 8. Об отречении от мира. 10

Вопрос 9. Присоединяющийся к людям, посвятившим себя Господу, должен ли без разбора оставлять свое имущество недобросовестным свойственникам?. 11

Вопрос 10. Всех ли приходящих принимать должно или некоторых, и допускать ли их тотчас, или по испытании, и по каком испытании?. 12

Вопрос 11. О рабах. 12

Вопрос 12. Как принимать надобно состоящих в супружестве?. 13

Вопрос 13. О том, что нововводимым полезно упражнение в молчании. 13

Вопрос 14. О тех, которые дали обет посвятить себя Богу, и потом намереваются нарушить произнесенный обет. 13



Вопрос 15. С какого возраста надобно дозволять произнесение обета о посвящении себя Богу, и когда обет девства почитать действительным?. 13

Вопрос 16. Необходимо ли воздержание намеревающимся жить благочестиво. 15

Вопрос 17. О том, что должен быть воздержанным и от смеха. 15

Вопрос 18. О том, что должно вкушать все предлагаемое нам.. 16

Вопрос 19. Какая мера воздержания?. 17

Вопрос 20. Какова должна быть пища для приема странников. 17

Вопрос 21. Что должно наблюдать при занятии места и возлежании во время обеда, или ужина?. 19

Вопрос 22. Какая одежда прилична христианину?. 19

Вопрос 23. О поясе. 20

Вопрос 24. Поскольку об этом преподано нам достаточно; то следовало бы научить нас, каким образом должны мы вести себя в отношении друг к другу?. 20

Вопрос 25. О том, как страшен суд настоятеля, который не обличает согрешающих. 21

Вопрос 26. О том, что надобно все, даже и тайны сердечные открывать настоятелю.. 21

Вопрос 27. О том, что и настоятелю, если преткнется, должны делать напоминания преимуществующие из братий 21



Вопрос 28. Какое расположение должны все иметь в непокорному?. 22

Вопрос 29. О совершающем делание свое с превозношением и ропотом.. 22

Вопрос 30. С каким расположением настоятели должны иметь попечение о братиях?. 23

Вопрос 31. О том, что должно принимать услуги от настоятеля. 23

Вопрос 32. Какое расположение должно иметь к родным по плоти?. 23

Вопрос 33. Каким образом иметь свидание с сестрами?. 24

Вопрос 34. Каковы должны быть в братстве распоряжающиеся служащим на потребности?. 24

Вопрос 35. Надобно ли в одном селенги основывать многие братства?. 25

Вопрос 36. Об оставляющих братство. 26

Вопрос 37. Должно ли под предлогом молитв и псалмопения нерадеть о делах? Какие времена приличны для молитв? Во-первых же, надобно ли заниматься рукоделием?. 27

Вопрос 38. Поскольку достаточно уже показано, что и молитвы оставлять не должно, и что заниматься работой необходимо, следует нам узнать, какие ремесла приличны нашему званию?. 28

Вопрос 39. Как надобно производить продажу изделий и вести себя во время отлучек?. 29

Вопрос 40. О торговле при церковных собраниях. 29

Вопрос 41. О власти и повиновении. 29

Вопрос 42. С какою целью и с каким расположением должен работать занимающийся рукоделием?. 30

Вопрос 43. Достаточно передан нам способ, как заниматься рукоделиями, и если что нужно присовокупить к этому, научимся на самом деле. Просим же объяснения на то, каковы должны быть настоятели братства, и как надобно им управлять живущими с ними вместе?. 31

Вопрос 44. Кому надобно давать внешние поручения и какой отчет требовать с возвратившихся?. 31



Вопрос 45. О том, что кроме настоятеля надобно быть и другому, кто, в отсутствие, или при недосугах настоятеля, мог бы иметь попечение о братии. 32

Вопрос 46. О том, чтобы не прикрывать грехов у брата и у себя самого. 33

Вопрос 47. О тех, которые не принимают распоряжений, сделанных настоятелем.. 33

Вопрос 48. О том, что должно не в любопытные входить исследования о действиях настоятеля, но быть внимательным к собственному своему делу. 33

Вопрос 49. О недоразумениях в братстве. 34

Вопрос 50. Как настоятель должен делать выговоры?. 34

Вопрос 51. Каким образом должно исправлять проступки согрешившего?. 34

Вопрос 52. С каким расположением должно принимать наказания?. 34

Вопрос 53. Как обучающие художествам должны исправлять проступки детей?. 35

Вопрос 54. О том, что настоятельствующие в братстве должны о делах своих сообщать друг другу. 35

Вопрос 55. Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными средствами?. 35

 

 

Вступление

 

Поскольку, по благодати Божией, во имя Господа нашего Иисуса Христа, сошлись мы вместе, пред­положив себе одну и ту же цель благочестивой жизни, и вы изъявляете желание узнать нужное ко спасению, а мне надлежит нужда возвестить оправ­дания Божии, потому что день и ночь у меня в па­мяти Апостол, который говорит: «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20,31), и к тому же настоящее время для нас весьма удобно, а место это доставляет полную тишину и освобождение от внешнего шума. Помо­лимся же друг о друге, чтобы мне сослужителям моим «раздавать им в своё время меру хлеба» (Лук. 12, 42), а вам, как доброй земле, приняв слово, воздать, по написанному, совершенный и во много крат пре­умноженный плод правды (Мф.13,23).

Поэтому умоляю вас любовью Господа нашего Иисуса Хри­ста, давшего «Себя за нас» (Тит. 2, 14): позаботимся наконец о душах наших, восскорбим о суете протек­шей жизни, начнем подвизаться ради будущего во славу Бога и Христа Его и поклоняемого и Святого Духа. Не будем оставаться в этой лености и в этом расслаблении, чтобы нам, по лености потеряв настоя­щее и начало дел откладывая до завтрашнего и после­дующих дней, когда потом притязатель душ наших застигнет нас, не запасшихся добрыми делами, не быть лишенными радости брачного чертога и не пла­кать напрасно и бесполезно, сетуя о худо проведенном времени жизни, когда ничто уже не поможет раскаи­вающимся. «Во время благоприятное Я услышал тебя, говорит апостол, и в день спасения помог тебе» (2Кор. 6, 2). Этот век — век покаяния, а тот — воздаяния; этот — делания, а тот отплаты; этот терпения, а тот — утешения. Ныне Бог — помощник обращающихся от пути злого, а тогда — страшный и неумытный иссле­дователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем право­судие, когда восстанем — одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим. До которого времени будем отлагать послуша­ние Христу, призвавшему нас в Свое Небесное Цар­ство? Ужели не отрезвимся? Не призовем себя от обычной жизни к строгости евангельской? Не предста­вим пред очами того страшного и славного дня Господ­ня, в который приближающихся делами к десной стра­не Господа примет Небесное Царство, а за неимение Добрых дел отторженных на левую страну сокроют геенна огненная и вечная тьма? Сказано: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25, 30).

А мы говорим, что желаем Царства Небесного, но не заботимся о том, посредством чего можно достиг­нуть оного и, не принимая на себя никакого труда ради заповеди Господней, по суетности ума своего предполагаем, что получим одинаковые почести с про­тивоборствовавшими греху даже до смерти. Кто, во время сеяния сидевший дома или предававшийся сну, при наступлении жатвы наполнял недро рукоятей? Кто собирал виноград, которого сам не возрастил? Чьи труды, тех и плоды, и почесть и венцы принадле­жат победившим. Увенчивают ли когда-нибудь чело­века, который не снимал с себя и одежды для борьбы с противником, когда, по апостольскому слову, долж­но не только победить, но и подвизаться законно (см. 2 Тим. 2, 5), то есть и малости не оставлять из предписанного, все же делать так, как узаконено? Ибо сказано: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет... поступающим так» (Лк. 12, 43); и: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт. 4, 7).

А мы, только думая, что исполнили какую-нибудь одну из заповедей, — ибо не могу сказать, что испол­нили действительно, потому что все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо на­рушаются все прочие, — не ожидаем себе гнева за неисполненные, но ждем почестей за ту, которую будто бы исполнили. Кому дано на сбережение десять талан­тов, тот, удержав у себя один или два таланта, а ос­тальные уплатив, не признается честным за уплату большей части, но называется обидчиком и любостяжательным за растрату меньшей части. Что говорю — за растрату, когда и тот, кому вверен был один талант, отдав потом сполна и без обмана все, что получил, осуждается за то, что ничего не приобрел к данному? Кто десять лет оказывал почтение отцу, а напоследок нанес ему один только удар, тот не почестей удостаи­вается как сделавший доброе дело, но предается суду как отцеубийца. «Идите», говорит Господь, «научите все народы..». не блюсти одно, а о другом нерадеть, но «соблюдать... все, что Я повелел вам» (Мф.28, 19-20). И апостол согласно с сим пишет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий» (2Кор. 6, 3-4). Ибо если бы не все было необходимо нам для достижения цели спасения, то не все заповеди были бы написаны и не о всех повелева­лось бы соблюдать их необходимо. Что мне пользы в других заслугах, если, назвав брата уродом, буду повинен геенне (см. Мф.5,22)? Что пользы в свободе от многих тому, кто одним удерживается в рабстве? Ибо сказано: «всякий, делаю­щий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Какая выгода быть избавленным от многих страданий тому, у кого тело повреждено одною мучительной болезнью? «Сле­довательно, — скажет кто-нибудь, — для множества христиан, которые не соблюдают всех заповедей, бес­полезно будет соблюдение некоторых?» При сем пре­красно привести себе на память блаженного Петра, который, после стольких заслуг и после стольких уб­лажений, за одно только слово услышал: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8). Не говорю уже о том, что и это одно слово не леность и пренебре­жение доказывало, но было выражением почтения и благоговения.

Впрочем, скажет иной: «Написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2, 32), поэтому одно призывание имени Господня достаточно к тому, чтобы спасти призывающего». Но и этот пусть выслушает, что говорит апостол: «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10, 14). А если не веришь, послушай Господа, Который говорит: «Не всякий, гово­рящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Даже и тому, кто исполняет волю Господню, но не как хочет сего Бог и не по чувству любви к Богу делает это, бесполезно усердие в деле, по изречению Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: поскольку делают, «чтобы показать­ся перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6, 5). Сим и апостол Павел научен был сказать: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 3).

Вообще же усматриваю следующие три различные расположения, в которых неизбежна необходимость послушания: или, боясь наказания, уклоняемся от зла и бываем в состоянии рабском, или, гонясь за выгода­ми награды, исполняем повеленное ради собственной пользы и тем уподобляемся наемникам, или делаем сие ради самого добра и из любви к Давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь слав­ному и благому Богу, — и в таком случае бываем в состоянии сынов.

Кто из страха исполняет заповеди и непрестанно боится наказания за леность, тот не будет одно из предписанного делать, а другое пренебрегать, но ут­вердится в той мысли, что наказание за преслушание равно для него страшно. И поэтому «блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч. 28, 14), однако же твердо стоит в истине и тот, кто может сказать: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8), потому что не хочет упустить из внимания ничего должного. И: «Блажен муж, боящийся Господа..». Почему? Потому что «крепко» любит «заповеди Его» (Пс.111, 1). Поэтому боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно.

Но и наемник не захочет преступить какого-либо повеления. Ибо как получит плату за делание в вино­граднике, не исполнив всего по условию? Ибо если недостанет и одного чего-нибудь из необходимого, то виноградник делает он бесполезным владельцу. Кто же поэтому за повреждение даст плату причинившему вред?

Третий случай — служение из любви. Какой же сын, имея целью угождать отцу и веселя его в важней­шем, захочет оскорбить ради малостей, особливо же если помнит, что говорит апостол: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены» (Еф. 4, 30).

Поэтому преступающие большую часть заповедей куда желают быть причислены, когда не служат Богу как Отцу, не покоряются Ему как давшему великие обетования, не работают как Владыке? Ибо говорит Он: «если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною» (Мал. 1, 6)? Как «блажен муж, боящийся Господа... и крепко любя­щий заповеди Его» (Пс. 111, 1), так «преступлением закона», сказано, «бесчестишь Бога» (Рим. 2, 23).

Как же, предпочтя жизнь сластолюбивую жизни по заповеди, можем обещать себе блаженную жизнь, купножительство со святыми и веселья с ангелами пред лицом Христовым? Подобные мечты свойственны Истинно детскому уму. Как буду с Иовом, когда и самой обыкновенной скорби не принял я с благодаре­нием? Как буду с Давидом, когда со врагом поступил не великодушно? Как буду с Даниилом, когда не взыс­кал я Бога с непрестанным воздержанием и неусып­ною молитвой? Как буду с каждым из святых, когда не шел я по следам их? Какой подвигоположник столько не рассудителен, что удостоит равных венцов и победителя, и не вступавшего в подвиг? Какой вое­начальник призывал когда-нибудь к равному разделу добычи и победивших, и тех, которые не являлись на сражение?

Бог благ, но и правосуден. А правосудному свой­ственно воздавать по достоинству, как написано: «Бла­готвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Пс. 124, 4-5). Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «Он любит правду и суд» (Пс.32, 5). Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100, 1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114, 5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его об­ращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое — строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благо­сти, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева» (Рим. 2, 4-5).

Итак, поскольку не возможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не без­опасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение—поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать); то мы, подвижники благочестия, предпочетшие жизнь безмолвную и безмятежную, как споспешествующую к соблюдению евангельских догматов, сообща позаботимся и порассудим, как сделать, чтобы ничего из предписанного не осталось у нас без исполнения? Ибо, если должен быть «совершен Божий человек», как написано (2 Тим. 3,17), и как доказало слово в изложенном ранее этого; то по всей необходимости надобно ему, посредством всякой заповеди, быть уготованным «в меру полного возраста Христова» (Еф.4, 13); потому что и по за­кону Божию, хотя и чистое, но поврежденное, не приемлется в жертву Богу. Поэтому, в чем каждый почитает себя неопытным, то пусть и предложит на общее рассмотрение; потому что при трудолюбивом исследовании многих удобнее найдется сокровенное, если только Бог, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, дарует нам найти искомое, по научению и напоминанию Святого Духа (Иоан.14, 26).

Поэтому как «это необходимая (обязанность) моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9,16), так равная опас­ность и вам, если обленитесь исследовать, или без напряжения и слабо приступите к соблюдению и исполнению на деле преданного вам. Почему Господь говорит: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12,48). И: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лук.12,48.47). Итак, помолимся, чтобы и у меня домостроительство слова было непорочно, и в вас учение плодоносно. Поскольку знаем, что словеса богодухновенного Писания лицом к лицу противостанут на судилище Христовом; ибо сказано: «Изобличу тебя и представлю пред глаза твои (грехи твои)» (Пс.49, 21): то и вни­мать предлагаемому будем трезвенно, и приводить в исполнение божественные наставления поспешим с усердием, потому что не знаем, в какой день или час Господь наш придет.

 

Вопрос 1. О порядке и последовательности в заповедях Господних

 

Поскольку дано нам позволение предлагать вопросы; то прежде всего желаем быть научены: есть ли порядок какой и последовательность в заповедях Божиих, так что одна из них первая, другая— вторая, и так далее, или все одна с другой смыкаются и все одна другой равночестны в рассуждении первенства, так что желающему безопасно, как в круг, положить начало, откуда ни захочет?

Ответ. Вопрос наш есть давний и прежде еще изложен в Евангелиях, когда законник, приступив к Господу, сказал: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22, 35—39. Мар.12, 28—31). Итак Сам Господь дал порядок Своим заповедям, определив, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая, вто­рая же по порядку и подобная первой, лучше же сказать, служащая дополнением ей и от ней завися­щая, есть заповедь о любви к ближним. Почему и из приведенного места и из других подобных мест, находящихся в богодухновенных Писаниях, можно узнать порядок и последовательность всех заповедей Господних.

 

Во­прос 2. О любви к Богу и о том, что в людях от природы есть наклонность к заповедям Божиим и сила исполнять их

 

Любовь к Богу не есть что-либо учением приобре­таемое. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанными к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией, но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некоторое прирож­денное стремление (λογος σπερματικος), в себе самом заключающее побуждения к общению любви. И его-то взяв, училище Божиих заповедей имеет обычай тщательно возделывать, благоразумно воспитывать и, при помощи Божией благодати, возводить до совершен­ства. Поэтому и я, похвалив ваше тщание как необхо­димое для цели, при помощи Божией, приобщив к себе и вас в молитвах, по данной мне от Духа силе постараюсь пробудить сокрытую в вас искру Божией любви.

Впрочем, надобно знать, что хотя это (любовь) — одна добродетель, однако же она силою своею приво­дит в действие и объемлет всякую заповедь. Ибо «тот любит Меня», говорит Господь, «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» (Ин. 14, 21). И еще: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 40). Однако я не намерен теперь входить в подроб­ности, потому что в таком случае неприметным обра­зом в одну часть включил бы все учение о заповедях, но, насколько мне удобно и соответственно настоящей цели, напомню вам о любви, какою обязаны мы к Богу, сказав прежде всего то, что для исполнения всех тех заповедей, какие даны нам от Бога, получили мы от Него и силы, чтобы невозможно было и негодовать на то, будто бы от нас требуется что-то необыкновен­ное, и превозноситься тем, будто от себя привносим нечто сверх данного. И этими силами действуя пра­вильно и как должно, благочестиво проводим доброде­тельную жизнь, а расстраивая их действие, увлекаем­ся в порок.

А определение порока таково: это лукавое и про­тивное Христовой заповеди употребление того, что дано нам Богом для доброй цели; равно как определе­ние добродетели, требуемой Богом, будет следующее: это употребление Божиих даров с доброю совестью, по заповеди Господней. Если же это так, то и о любви скажем то же самое.

Именно: получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном нашем устройстве, и доказательство этому не вне, но каждый может узнать сие сам собою и сам в себе. Ибо от природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя по большей части одному то, а другому другое кажется прекрасным, и нежную лю­бовь к свойственному и родственному имеем не учась, и благодетелям добровольно оказываем всякое благо­расположение. Что же досточуднее Божией красоты? Какое представление приятнее Божия великолепия? Какое желание душевное так живо и невыносимо, как желание, порождаемое Богом в душе, которая очище­на от всякого порока и с истинным расположением говорит: «я изнемогаю от любви» (Песн.2, 5)? Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты — ни слово не может выразить, ни слух вместить. Наименуешь ли блеск денницы, или сияние луны, или свет солнца — все это не достойно к уподоблению славы и в сравнении с истинным Светом далее отстоит от Него, нежели глубокая ночь и ужас­нейшая тьма от самого ясного полудня. Если красота сия, не зримая телесными очами, а постижимая толь­ко душою и мыслью, озаряла кого-нибудь из святых и оставляла в них невыносимое уязвление желанием, то, возмущенные здешнею жизнью, говорили они: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских!» (Пс. 119, 5); «когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41, 3); и: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно луч­ше» (Флп. 1, 23); и: «Жаждет душа моя к Богу крепко­му, живому» (Пс. 41, 3); и: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» (Лк. 2, 29). Тяготясь сей жизнью как узилищем, столько были неудержимы в стремлениях те, у кого коснулось души Божественное желание. По причине ненасытимого желания созерцать Божествен­ную доброту они молились о том, чтобы зрение красо­ты Господней простиралось на всю вечную жизнь (см. Пс.26, 4). Так люди по природе вожделевают прекрасного; в собственном же смысле прекрасно и достолюбезно благое, а благ — Бог, к благому же все стремит­ся, следовательно все стремится к Богу.

Поэтому что совершаем мы по произволению, то в нас есть и по природе, у кого рассудок не совращен лукавством. И любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол. Ибо отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне, оно тяжело для страждущего, как для глаза лишение све­та, хотя и безболезненное, и как для живого существа лишение жизни. А ежели в рожденных есть природ­ная любовь к родившим и это показывает и привязан­ность бессловесных, и в людях с первого возраста открывающаяся расположенность к матерям, то недо­статком любви к Сотворшему нас и отчуждением от Него да не окажем себя неразумнее младенцев и свире­пее зверей. Если бы и не знали, каков Он по благости, по тому одному, что от Него получили бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрес­танно прилепляться к памятованию о Нем, как дети к матерям. Но благодетель выше любимых естественно, и привязанность к даровавшим какое-нибудь благо есть расположение, свойственное не людям только, но всем почти животным. Сказано: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего». О, если бы не было сказано о нас последующих слов: «а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Ис.1, 3)! Ибо о псе и многих других подобных животных нужно ли говорить, какую привязанность оказывают они к тем, которые кормят их?

Если же по природе имеем любовь и расположение к благодетелям и решаемся на всякий труд, чтобы воздать за оказанное нам благодеяние, то какое слово может изобразить Божий дары? Они таковы по множе­ству, что превышают всякое число, так велики и важ­ны, что достаточно и одного, чтобы обязать нас ко всякой благодарности Подателю. Умолчу о тех из нас, которые, хотя сами по себе и чрезмерны величием и приятностью, однако же превышаемые светозарностью больших, как звезды сиянием солнечных лучей, не так ясно выказывают свою приятность. Ибо нет времени, оставив превосходнейшее, измерять благость Благодетеля меньшими Его дарами. Поэтому пусть будут преданы молчанию восхождение солнца, круго­вращение луны, благорастворение воздуха, смены го­довых времен, вода из облаков, вода из земли, самое море, вся земля, рождающееся из земли, живущее в водах, роды живых тварей в воздухе, тысячи разли­чий между животными — все назначенное на служе­ние нашей жизни.

Но одного, хотя бы кто и захотел, нельзя мино­вать, об одном даре совершенно невозможно умолчать тому, кто имеет здравый ум и слово, хотя еще более невозможно сказать о нем как должно, а именно — что Бог, сотворив человека по образу и по подобию Божию, удостоив ведения о Себе, украсив пред всеми животными даром слова, дав ему наслаждаться без­мерными красотами рая, поставив его князем над всем, что на земле, и после того, как перехищрен он змием, ниспал в грех, а чрез грех в смерть и во все, что достойно смерти, не презрел его, но сперва дал ему в помощь закон, для охранения его и попечения о нем приставил ангелов, для обличения порока и научения добродетели посылал пророков, порочные стремления пресекал угрозами, усердие к добрым делам возбуждал обетованиями, неоднократно на разных лицах для вразумления прочих предварительно показывал конец порока и добродетели и от тех, которые при всех таковых пособиях пребывали в непокорности, не от­вратился, потому что не были мы оставлены благостью Владыки и не прервала любви Его к нам оскорбитель­ная для Благодетеля наша бесчувственность к таким почестям, но мы воззваны от смерти и снова оживотво­рены Самим Господом нашим Иисусом Христом. При­чем еще более удивителен самый способ благодеяния: ибо»Он, будучи образом Божиим, не почитал хищени­ем быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2, 6-7); «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8, 17; Ис.53, 4), был «изязвлен» за нас, чтобы мы «ранами Его... исцелились» (Ис.53,5), «искупил нас от клятвы закона, сделав­шись за нас клятвою» (Гал.3,13), претерпел поноснейшую смерть, чтобы нас вознести к славной жизни, и не удовольствовался тем одним, что оживотворил нас мертвых, но еще даровал нам достоинство боже­ства, уготовал вечные упокоения, великостью весе­лья превышающие всякую человеческую мысль. «Что же воздадим Господу за все благодеяния Его» нам (Пс.115, 3)? Но Он столь благ, что не требует воздаяния, а довольствуется тем, чтобы любили Его за дарован­ное Им.

Когда все это привожу себе на мысль, тогда (от­кроюсь в своей немощи) прихожу в какой-то ужас и страшное исступление от боязни, чтобы, по невнима­тельности ума или по причине занятия суетным от­пав от любви Божией, не сделаться мне никогда укоризною Христу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками всемерно старается произве­сти в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается и посмевается над нами, тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу и будет хвалиться нашей непокорностью и нашим отступни­чеством, что он не сотворил нас и не умер за нас, однако же имел нас своими последователями в не­покорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений — врагу Христо­ву послужить предметом похвальбы и поводом к пре­возношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес, Кому, по написанному, тем более за сие мы обязаны (см. 2 Кор.5, 15)!

И сего довольно о любви к Богу; ибо, как сказал я, наша цель—не все говорить,—что и невоз­можно,—но сделать краткое напоминание о главном, которое бы непрестанно возбуждало в душах Бо­жественное желание.

 

Во­прос 3. О любви к ближнему

 

Последовательность требует сказать о второй, по порядку и по силе, заповеди.

Ответ. В предыдущих речах мы говорили, что закон есть возделыватель и воспитатель сил, какие заключены в нас в виде семени. Поскольку же нам предписано любить ближнего, как самих себя, то посмотрим: имеем ли от Бога и силу к исполнению этой заповеди?

Кто не знает, что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединенное и дикое? Ничто так не свойственно нашей природе, как иметь общение друг с другом и нужду друг в друге и любить соплеменных.

А какие семена предварительно вложил в нас Сам Господь, от тех впоследствии требует и плодов, говоря: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13,34). И желая возбудить душу вашу к сей заповеди, в доказательство, кто Его ученик, потребовал не зна­мений и чудес необычайных (хотя в Духе Святом даровал силу и на это), но что говорит? «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (35). И таким образом везде сочетавает сии заповеди, так что благотворение ближнему вменяет Себе. Ибо говорит: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», и прочее; потом присовокупляет: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 35-36, 40).

Следовательно, чрез исполнение первой заповеди можно преуспеть и во второй, а чрез исполнение вто­рой опять возвратиться к первой, и кто любит Госпо­да, тот, конечно, любит и ближнего. Ибо любящий Меня, сказал Господь, заповеди Мои «соблюдет» (Ин.14,23). «Сия же есть», говорит, «заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.15,12). И опять, кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие перено­сит на Самого Себя. Поэтому-то верный служитель Бо­жий Моисей оказал такую любовь к братиям, что из книги Божией, в которой был записан, желал быть изглаженным, если не будет прощен грех народу (см. Исх. 32, 32). А Павел дерзал молиться о том, чтобы ему быть отлученным от Христа за братии своих срод­ников по плоти (Рим.9,3), желая, в подражание Господу, стать сам искупительною ценою спасения всех, а вместе и зная, что невозможно быть отчужден­ным от Бога тому, кто из любви к Богу, ради важней­шей из заповедей, отказывается от благодати Божией, и что чрез это получит во много крат более того, чем жертвовал. По крайней мере сказанное достаточно доказывает, что святые достигали до сей меры любви к ближнему.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.