Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление расходами муниципальных образований





Возможности оптимизации расходов муниципальных образований многообразны и во многом зависят от специфики конкретного муниципалитета – его размера, местоположения и т.п. Остановимся на нескольких направлениях оптимизации расходов, имеющих достаточно широкий потенциал для внедрения. Часть из них уже рассматривалась в предыдущих темах курса, часть будет детально рассмотрена далее, поэтому здесь лишь упомянута и кратко охарактеризована.

Отделение бесплатных муниципальных услуг от платных.

Для того, чтобы оптимизировать расходы, необходимо четко определить, предоставление каких услуг, какого объема и качества осуществляется бесплатно для потребителя, за счет средств местного бюджета, а какие услуги могут быть отнесены к платным. При решении этих вопросов необходимо исходить из следующих предпосылок.

· За счет средств местного бюджета могут оказываться лишь услуги: а) соответствующие закрепленным в законодательстве о местном самоуправлении вопросам местного значения муниципалитетов соответствующего типа; б) соответствующие иным вопросам, нашедшим отражение в уставе муниципального образования; в) вытекающие из полномочий, переданных на основе соглашений с муниципалитетами других типов; г) предусмотренные передаваемыми отдельными государственными полномочиями.



· Разделение услуг на платные и бесплатные не должно нарушать общие социальные права и гарантии, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

· Требования к объему и качеству гарантируемых на местном уровне услуг могут найти отражение в муниципальных стандартах.

· Необходимо избегать финансирования из местного бюджета услуг повышенного качества, доступ к которым имеют лишь отдельные группы жителей; дополнительное финансирование в данном случае целесообразно лишь для малообеспеченных слоев населения.

При этом органы местного самоуправления должны не только заниматься организацией предоставления бюджетных услуг, но и создавать условия для расширения доступности для населения платных услуг в соответствии с существующим в муниципальном образовании платежеспособным спросом.



Совершенствование механизмов организации предоставления услуг.

В предыдущих темах курса уже рассматривался вопрос бюджетирования, ориентированного на результат, в соответствии с которым финансироваться должны не просто расходы бюджетных учреждений, но те услуги, которые они оказывают потребителям. Внедрение бюджетирования по результатам в различных формах – один из основных инструментов оптимизации расходов.

Важнейшим методом оптимизации расходов является закупка товаров и услуг на конкурсной основе, с использование механизма муниципального заказа. Это позволяет противодействовать монополизации рынка, привлекать частных предпринимателей к решению муниципальных вопросов. Однако эффективность данного инструмента зависит оттого, как организован конкурс. Особенно важно это в том случае, когда на рынке закупаются не товары, а те или иные услуги. При организации конкурса на закупку муниципальных услуг необходимо обеспечить:

· ясность и прозрачность процедуры конкурсного отбора, четкость и однозначность критериев выбора победителя;

· общедоступность информации о проведении конкурса, обеспечение доведения информации до потенциальных участников, в т.ч. с других территорий;

· гласность (а в случае большого общественного интереса, возможно, публичность) процедуры проведения конкурса, включение в состав конкурсной комиссии, наряду с представителями администрации, других заинтересованных сторон (депутатов, представителей общественности, экспертов и т.п.).

Эффективность механизма конкурсных закупок услуг не означает, что чем чаще проводятся конкурсы – тем лучше. Важно, чтобы победители конкурса были заинтересованы не только в достижении краткосрочных результатов, но и в работе на более долгосрочную перспективу. Поэтому в идеале многие контракты хорошо было бы заключать на несколько лет. Сейчас для этого во многих случаях нет необходимых условий, поскольку бюджетное планирование осуществляется на один год. Однако внедрение в практику среднесрочного бюджетного планирования, о котором пойдет речь в следующей теме курса, может способствовать изменению ситуации.



Реструктуризация бюджетной сети

Бюджетная сеть, которая используется для оказания муниципальных услуг, часто не позволяет обеспечить эффективность их предоставления, поскольку ее содержание требует неоправданно больших затрат. Например, помещение сельского клуба может существенно превышать размер, необходимый для предоставления комплекса услуг в сфере культуры на уровне поселения. Соответственно, необоснованно большие бюджетные средства тратятся на его отопление, освещение и т.п. Поэтому переход к бюджетированию по результату во многих случаях потребует реструктуризации бюджетной сети.

Направления реструктуризации могут быть различными. Возможно сосредоточение в одном здании нескольких бюджетных учреждений либо сдача части пустующих площадей в аренду (если это не создает проблем для основной деятельности бюджетных учреждений). Для предоставления каких-то бюджетных услуг имеет смысл скооперироваться нескольким поселениям и не сохранять отдельные бюджетные учреждения либо муниципальные предприятия в каждом поселении. Наконец, какие-то бюджетные учреждения можно закрыть (либо не создавать), перейдя на закупку соответствующих услуг в частном секторе, у учреждений и предприятий других муниципальных образований и т.п. В любом случае нужно исходить из уже неоднократно упоминавшегося принципа: органы местного самоуправления ответственны не за содержание сети бюджетных учреждений, а за предоставление бюджетных услуг наиболее эффективным для бюджета и для потребителя способом.

Классическим примером реструктуризации бюджетной сети является процесс реструктуризации сельских школ. Принятая Правительством РФ Концепция реструктуризации сельской школы предусматривает сохранение в селе в обязательном порядке начальной школы, даже если такая школа является малокомплектной или малочисленной. В то же время в случае малочисленности учащихся начальная школа может либо преобразовываться в школу-учительский дом, либо соединяться с детским садом, образуя комплекс «школа-сад», или входить в состав культурно-образовательного центра, включающего также клуб или/и сельскую библиотеку. Все указанные учреждения сосредотачиваются в одном здании, что сокращает расходы на их содержание.

Что же касается учеников более старших классов, то предполагается осуществлять их подвоз в так называемые базовые школы, где обеспечивается более высокое качество образования, чем в малокомплектных основных и средних школах; доступность дополнительного образования; более широкие коммуникативные возможности и т.п. Задача, решаемая, подобной реструктуризацией, двояка. С одной стороны, обеспечивается более эффективное использование бюджетных средств, поскольку закрываются малокомплектные школы (хотя переход к системе базовых школ требует и дополнительных затрат, например, на закупку школьных автобусов). С другой стороны, повышается качество образования, разнообразие доступных образовательных услуг. Исследования, проведенные в ряде регионов, показали, что результаты сдачи единого государственного экзамена существенно выше в крупных сельских школах (300-500 учащихся), чем в мелких.

Модернизация материальной базы предоставления муниципальных услуг. В ряде случаев решить проблему неэффективности бюджетных расходов невозможно без осуществления вложений в модернизацию материальной базы предоставления услуг, например, в модернизацию устаревших и имеющих избыточную мощность источников теплоснабжения. Для решения подобной задачи целесообразно использовать заемные средства, что оптимизирует текущую нагрузку на местный бюджет (не нужно накапливать необходимые для инвестиций крупные суммы за счет текущих доходов). Кроме того, подобного рода расходы с высокой степенью вероятности будут софинансироваться из регионального фонда муниципального развития, чем также необходимо воспользоваться. В некоторых случаях возможно привлечение частных инвестиций (достаточно крупным инвестором в данную сферу являются структуры Газпрома).

Еще одно возможное направление модернизации – внедрение ресурсосберегающих технологий, в первую очередь в организациях бюджетной сферы. Причем наиболее эффективны вложения, связанные с внедрением технологий не только коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов, но и регулирования их потребления (что позволяет, например, существенно снижать температуру и, соответственно, расходы на отопление в зданиях в тот период, когда они не используются для предоставления бюджетных услуг).

Ошибочные формы управления расходами муниципального образования. Очень часто в качестве основного и приоритетного механизма управления расходами рассматривается налоговая оптимизация. Другими словами, используются в первую очередь те способы предоставления муниципальных услуг, которые позволяют минимизировать уплачиваемые за счет бюджетных средств налоговые платежи. При этом не учитывается, насколько данные способы эффективны, способны ли они стимулировать поставщиков предоставлять качественные услуги и обеспечивать удовлетворенность потребителей.

В предшествующие годы (до выхода нового Жилищного кодекса) последствия подобного подхода наиболее ярко проявились в сфере жилищных услуг. Муниципалитеты предпочитали не заказывать эти услуги на рынке, где присутствовали и частные подрядчики, а финансировать убытки муниципальных жилищных предприятий, поскольку это позволяло избегать дополнительных налоговых платежей. В этих условиях муниципальные структуры, занимая монопольное положение на рынке жилищных услуг, не предпринимали никаких усилий ни для рационализации своей деятельности и снижения необоснованных затрат, ни для качественного обслуживания потребителей. В результате, официально оплачивая (хотя бы частично) жилищную услугу за счет собственных средств, жители на практике вынуждены были платить за нее второй раз «в карман» работнику жилищного предприятия, и даже это не гарантировало, что услуга будет оказана своевременно и качественно. Очевидно, что ни о какой эффективности расходов бюджета на данные цели говорить не приходилось.

В то же время в тех муниципалитетах, где все-таки предпочли закупать жилищные услуги на конкурсной основе и, платя дополнительные налоги, иметь возможность заключать договора, увязывающие оплату с объемом и качеством предоставляемых услуг, финансовые потери оказались не столь велики. Налоговые потери уравновешивались штрафными санкциями за несвоевременное и некачественное предоставление услуг, причем в некоторых случаях они практически совпадали по объему.

Все сказанное выше не означает, что не должны просчитываться налоговые последствия тех или иных решений по организации системы органов управления либо предоставления муниципальных услуг. Но минимизация налогов не может стать основополагающим принципом, в жертву которому приносятся эффективность и качество предоставления услуг.

Привлечение населения к решению вопросов местного значения

Инструментарий управления доходами и расходами бюджета достаточно схож применительно к различным уровням власти. Однако на уровне местного самоуправления, особенно в поселениях, существует особый механизм привлечения дополнительных ресурсов, позволяющих повысить доходы и снизить расходы – это участие населения в решении вопросов местного значения. Подобная практика в различных формах существовала и до принятия нового законодательства о местном самоуправлении. Однако Закон 131-ФЗ ввел ее в более жесткие нормативно-правовые рамки.

Во-первых, закон подвел нормативно-правовую базу под механизм самообложения граждан, широко применявшийся на практике во многих муниципальных образованиях. Однако в условиях нового законодательства использование данного инструмента существенно затруднено в результате высоких расходов на его администрирование – вопросы введения и использования средств самообложения должны решаться на местном референдуме. Предварительные оценки показывают, например, что при введении самообложения в поселении с численностью 5 тыс. человек в размере 10 руб. с человека при условии, что 30% жителей платят пониженную ставку – 5 руб. с человека, расходы на референдум составят более 40% собранных средств.

Там, где до настоящего времени использовался инструмент самообложения, средства взимались в основном не с одного жителя муниципального образования, а с одного двора, и обычно составляли в 2003-2004 гг. от 10 до 30 руб. Кроме денежных, практиковались и натуральные взносы – например, сбор продуктов для кормления детей в детском саду и школе.

Во-вторых, в полномочия поселения входит привлечение граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ. Законодательство регламентирует, кто может привлекаться к выполнению подобных работ (совершеннолетние трудоспособные жители поселений), какова частота и продолжительность работ (не более чем один раз в три месяца, не более четырех часов подряд в свободное от основной работы или учебы время), на каких условиях осуществляются работы (на безвозмездной основе).

К социально значимым могут быть отнесены работы, не требующие специальной профессиональной подготовки и направленные на решение таких вопросов местного значения, как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для массового отдыха жителей поселений, организация благоустройства и озеленения территории.

На практике привлечение населения к решению вопросов местного значения реализуется в различных формах, как нашедших, так и не нашедших отражение в новом законодательстве о местном самоуправлении.

Так, в некоторых районах Новгородской области действуют добровольные пожарные дружины. Они дополняют деятельность профессиональных пожарных частей, которые не в состоянии полностью удовлетворить потребность в данной услуге. Часть расходов данных дружин (горючее, запчасти для пожарной машины) финансируется за счет средств самообложения, тогда как люди работают практически бесплатно. Самообложение распространяется на всю территорию, обслуживаемую соответствующей пожарной дружиной.

В поселенческих муниципалитетах Астраханской области население привлекается к строительным и ремонтным работам (строительство водопровода, свалки ТБО, ремонт кладбища). Школьники-старшеклассники на уроках информатики помогают в компьютерном оформлении необходимых для муниципалитета документов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.