Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика способностей человека.





Понятие способностей и задатков. Виды способностей: общие (умственные, коммуникативные, творческие, двигательные) и специальные (музыкальные, литературные, художественные, математические и др.). Способности и деятельность человека. Показатели способностей. Задатки как предпосылки развития способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности и личность. Преодоление трудностей как фактор развития способностей. Познавательный интерес как условие развития способностей. Роль среды, воспитания и обучения в развитии способностей.

Понятие о личности. Психологическая структура личности.

Характеристика содержания понятия «личность». Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Структура личности: направленность (мотивы, потребности, установки, мировоззрение, идеалы, интересы), темперамент, характер, способности. Взаимосвязь биологического и социального в личности. Биологический фактор (наследственность, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка). Социальный фактор (среда - ближайшее социальное окружение, общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства).



Деятельность. Характеристика основных видов деятельности.

Понятие о деятельности как особой форме активности человека. Психологическая структура деятельности: действие, цель, задача, операция, мотив. Соотношения внешней и внутренней деятельности, сущность процессов экстериоризации и интериоризации, понятие о ведущем виде деятельности (А.Н.Леонтьев). Приемы деятельности: навыки, привычки, умения. Основные виды деятельности (игра, учеба, труд), их общая характеристика. Роль деятельности в индивидуальном психическом развитии. Индивидуальный стиль деятельности человека.

19. Категория общения в психологии.

Общение. Типы, виды, уровни, функции общения. Стороны общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная. Социальная перцепция: ее механизмы. Эффекты восприятия социальной перцепции. Интерактивный аспект общения. Коммуникативный аспект общения. Коммуникативные барьеры. Феномены межличностного влияния в процессе общения.



Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития дошкольника. Общение ребенка и взрослого. Формы общения: познавательное и личностное общение. Общение со сверстниками, формы сотрудничества. Игра как ведущий вид деятельности. Развитие познавательных процессов у дошкольников: развитие восприятия, сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка; совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи; развитие речи; развитие памяти, воображения и мышления ребенка. Особенности эмоционально-волевой сферы. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Самооценка у дошкольника.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

Особенности социальной ситуации развития младшего школьника; новая позиция и система отношений ребенка с действительностью. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми. Сущность и специфика учебной деятельности как ведущего вида в младшем школьном возрасте. Развитие познавательных процессов младшего школьника. Развитие мотивационной сферы: разнообразных социальных мотивов учения, учебно-познавательных, мотивов самосовершенствования, мотивов достижения успеха, престижной мотивации, мотивации избегания неудачи, компенсаторной мотивации у неуспевающих школьников. Самооценка младшего школьника. Особенности развития воли. Волевые черты, формируемые в труде и учебной работе. Высшие чувства и их развитие.



Особенности психического развития подростка

Социальная ситуация развития подростка (потребность в общении со сверстниками и самоутверждении, возрастание ценности дружбы и друга и т.д.). Общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка. Подростковые психические новообразования. Развитие познавательных процессов подростка: избирательность и целенаправленность восприятия, устойчивость произвольного внимания, логической памяти, развитие мышления. Стремление к взрослости (сопротивление этому со стороны взрослых, негативные проявления и позитивный смысл кризиса), развитие самосознания, формирование самооценки, изменения в эмоциональной сфере, характере дружбы. Особенности учебной деятельности подростка: избирательной готовность и повышенная восприимчивость (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения, характер познавательной потребности, познавательных интересов.

 

Особенности психического развития в юношеском возрасте.

Особенности психического развития в юношеском возрасте: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности. Психологические новообразования юношеского периода. Специфика развития познавательных процессов в юношеском возрасте. Особенности развития памяти, внимания, мышления и речи в юношеском возрасте. Развитие воображения и творческих способностей в юношеском возрасте. Формирование индивидуального стиля деятельности. Влияние мышления на формирование личности и поведения в подростковом и юношеском возрасте (идеалистический бунт, лицемерие, эгоцентризм, Я-концепция и жизненные планы и др.), роль школы и образования в развитии интеллекта, познавательной сферы подростка и юноши. Диагностика и развитие познавательных процессов в юношеском возрасте. Общение со сверстниками и взаимоотношение со взрослыми.

 

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Социальная природа игры. Развитие и уровни становления игры по Д.Б.Эльконину. Развитие игры от индивидуальных форм к совместным. Основные виды игр и их специфика (сюжетно-ролевая, дидактическая, игра с правилами). Структура сюжетно-ролевой игры: роль, сюжет, игровые действия и операции, правила, воображаемая ситуация. Значение игры для психического развития ребенка.

 

25. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Понятие ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Понятие учебной деятельности. Изменения, вызванные учебной деятельностью в ученике. Развитие личности как предмет учебной деятельности. Структура учебной деятельности по Д.Б.Эльконину: учебная задача, учебные действия, действия контроля и самоконтроля, оценка и самооценка. Мотивы учения. Социальные мотивы: мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения. Познавательная потребность и мотивы учения. Мотивации достижения успехов. Мотив избегания неудачи.

 

Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.

Стили общения в семье: авторитарный, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный. Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него как наиболее эффективный стиль воспитания. Стиль взаимоотношений взрослых членов семьи и его значение в воспитании ребенка: агрессивные отношения в семье, аалкоголизация семьи, неполная семья. Возможности применения теста Рене Жиля для диагностики межличностных отношений в семье.

 

Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Особенности общения со сверстниками: общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать). Положение юноши в системе межличностных отношений. Товарищеские отношения. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе и популярность в ней. Общество сверстников и юношеская субкультура. Оценка себя и другого как представителя определенного пола. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.