Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства.





Психологические особенности адаптации ребенка к школе.

Компоненты школьной адаптации: адаптация организма; адаптация к познавательной деятельности; адаптация к новым социальным связям. 3 уровня адаптации детей к школе: высоки, средний и низкий. Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации: адекватная самооценка ребенка, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др. Психологические условия обучения. Специфика школьного обучения 6-леток: щадящий режим, объем учебного материала, общеразвивающие занятия, медицинский контроль за состоянием здоровья. Учет возрастных особенности 6-летних детей при организации учебной деятельности. Трудности адаптации к школьному обучению. Карта наблюдений Д. Стотта.

 

7. Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах.

Понятие эмоций. Виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, страсть, высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства). Развитие эмоциональной сферы дошкольника, младшего школьника в плане осознанности, сдержанности, устойчивости. Влияние учебной деятельности на эмоциональное состояние младшего школьника. Жизнерадостное настроение как возрастная норма эмоциональной жизни ребенка. Особенности развития нравственных чувств младшего школьника. Развитие интеллектуальных и эстетических чувств. Особенности эмоционального развития в подростковом и юношеском возрастах. Диагностика эмоционального состояния дошкольников и младших школьников: картиночная методика определения эмпатийности у детей, текстовая методика определения эмпатийности у детей, методика «Кому что подходит», методика «Веселый-грустный», Методика «Сюжетные картинки».



 

8. Понятие о воле. Особенности развития воли на разных возрастных этапах.

Понятие воли. Понятие волевого действия. Волевое усилие. Волевые качества. Особенности волевого развития дошкольника. Особенности воли младшего школьника: связь воли и чувств, влияние учебной деятельности, роль целей, трудность заданий, роль инструкции. Новый уровень произвольности как важнейшее новообразование младшего школьника. Волевые качества личности младшего школьника (самостоятельность, сдержанность, настойчивость, упрямство, ответственность) Значение целенаправленной работы учителя в организации произвольного поведения ребёнка. Особенности волевого развития в подростковом и юношеском возрасте. Диагностика волевого развития дошкольников и младших школьников: методика Л.Красильниковой «Да и нет», методика «Палочки и крестики», методика «Лабиринт» и другие. Игры, направленные на развитие произвольности: «кот и мышата» и другие.



 

9. Общее понятие о внимании, особенности развития внимания на разных возрастных этапах.

Внимание. Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание. Распределение, объём, концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. Характерные особенности внимания детей дошкольного, младшего школьника. Преобладающий вид внимания у младших школьников. Роль произвольного и непроизвольного внимания в обучении. Проявления внимания в подростковом и юношеском возрасте (преобладание произвольного внимания). Диагностика и развитие внимания. Методики «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.).

 

10. Понятие о памяти. Особенности развития памяти на разных возрастных этапах.

Память. Виды памяти по продолжительности сохранения: кратковременная, оперативная, долговременная память. Виды памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная).Виды памяти по характеру психической активности преобладающей в деятельности (двигательная, эмоциональная, сенсорная, образная, словесно-логическая). Виды в зависимости от цели: непроизвольная, произвольная. Виды памяти в зависимости от приемов запоминания (механическая, логическая) Процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание). Память дошкольника. Память младшего школьника: особенности запоминания учебного материала (непроизвольность, прибегание к механическому запоминанию, легко запоминают необычное и т.п.), овладение приемами смыслового запоминания. Особенности памяти в подростковом и юношеском возрасте. Диагностика памяти: методика «10 слов», методика исследования типов памяти, методика «Изучение логической и механической памяти», методика «Опосредованное запоминание», методика «Выучи слова»



 

11. Понятие о воображении. Особенности развития воображения на разных возрастных этапах.

Воображение. Виды воображения: (пассивное, активное, воссоздающее и творческое). Приёмы творческого воображения: агглютинация, аналогия, акцентирование, преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение, типизация. Особенности воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль воссоздающего и творческого воображения в учебной деятельности младшего школьника. Роль учителя в развитии воссоздающего и творческого воображения младшего школьника. Особенности развития воображения в подростковом и юношеском возрастах. Диагностика воображения: Тест креативности Торранса, методика «Вербальная фантазия», методика «Скульптура», игровая методика «Где чье место?».

 

12. Понятие о мышлении. Особенности развития мышления на разных возрастных этапах.

Мышление. Формы: понятие, суждение, умозаключение. Операция: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Виды мышления наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; творческое и воспроизводящее. Особенности мышления в дошкольном возрасте. Особенности мышления младшего школьника: особенности анализа, сравнения, становление внутреннего плана действий, развитие рефлексии. Развитие теоретического мышления. Особенности мышления в подростковом и юношеском возрасте. Диагностика и развитие мышления. Методики «Исключение слов», «Последовательные картинки», «Сравнение понятий», «Последовательность событий», «Систематизация» и другие.

 

Понятие о речи. Особенности развития речи на разных возрастных этапах.

Проблема речи в психологии. Подходы к пониманию и изучению речи. Связь мышления и речи. Общая характеристика речи. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально – выразительная сторона речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи. Основные виды речи. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Речевое развитие.

 

14. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении школьников.

Понятие темперамента. Свойства нервных процессов по Ивану Петровичу Павлову: сила возбуждения и сила торможения, уравновешенность возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности: слабый (меланхолик), сильный неуравновешенный (холерик), сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) и сильный уравновешенный инертный (флегматик). Основные качества каждого типа в поведении, учебной деятельности, общении, учёт их в педагогической деятельности. Возможность благоприятного развития ребенка с любым типом темперамента. Диагностика темперамента Методика Айзенка, «Формула темперамента» Белова и др.)

 

Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства.

Общее понятие о характере. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера. Понятие о чертах характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, отношение к самому себе и отношение к вещам. Акцентуации характера как чрезмерная выраженность одной или нескольких черт характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко. Формирование характера (особенности формирования в детском возрасте, роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера, самовоспитание, роль труда в формировании характера).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.