Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция и модели принятия политических решений





В основе многочисленных теорий принятия полити­ческих решений — классическая концепция социаль­ного действия М. Вебера, ориентированная на сознательность, рациональность. Это — фундамент типоло­гии действий по их отнесенности к цели, ценности, традиции и аффекту. Уже упоминавшийся американский политолог Г. Саймон строил свою модель принятия по­литических решений на теории рационального выбора, которая утверждает целерациональность действий инди­вида. Это позволило ученому в процессе принятия поли­тического решения выявить следующие виды деятельно­сти:

1) информационная — поиск проблем, требующих решения;

2) конструктивная — выработка намерений и определение путей принятия решений;

3) альтернатив­ная — оценка и выбор конкретного варианта решения. Этот процессуальный уровень отрабатывает наиболее типичные, стабильные, повторяющиеся формы управ­ления, последовательность осуществления функций по­литического решения. Наиболее эффективны, с точки зрения Г. Саймона, решения ценностно-нейтральные, которые вырабатываются и принимаются на базе имею­щегося фактического материала.



Нормативный подход, основанный на теории рацио­нального выбора, акцентируя внимание на рациональ­ности, предполагает, что любое политическое решение может быть просчитано и предсказано. У истоков лю­бого решения всегда находится «конфликтность ситуа­ции», то есть проблема. Для успешного преодоления «конфликтной ситуации» необходимо изучить основные компоненты проблемы, ресурсы, обеспечивающие ее решение, выработать политический курс. С этой целью следует: 1) комплексно изучить проблему и найти ее ключевое звено; 2) четко обозначить проблему; 3) об­ладать чувством времени, то есть своевременно прини­мать решение.

Безусловно, такой подход выделяет в самом процес­се человеческой деятельности только рациональное, используется так называемый «методологический инди­видуализм». Последний же утверждает, что каждый по­литический субъект эгоистичен и рационален, стремит­ся наиболее полно удовлетворять свои потребности и добиться максимального с минимальными затратами сил и ресурсов. Для этого создаются иерархии ценно­стей, которые определяют поведение людей. На основе рациональных предпочтений «проигрываются» альтер­нативные варианты решений, их следствия и результаты, избираются средства и методы достижения цели с минимальными затратами.



Нормативный подход создал ряд методов принятия политических решений, среди которых наиболее прове­ренными и почти безошибочными, с точки зрения американского специалиста в области управления Ч. Линдблюма, являются два:

рационально-универсальный и инкрементальный (метод последовательных ограниче­ний - «метод ветвей»).

В основе первого метода лежит идеальный план решения проблемы, как результат ра­ционально организованного правильного мышления и наличия всесторонней и полной информации. Кроме того, при формулировке целей и выборе средств из­держки сведены к минимуму. Нет нужды говорить, что подобный метод в реальной политике в данной форме трудно применим, ибо зачастую политики действуют быстро, эмоционально, с минимальной информацией о проблемной ситуации, не успевая определить свои цели и предпочтения.

С точки зрения нормативного подхода, в реальной политике наиболее приемлем инкрементальный метод — метод последовательных ограничений. Он предполагает внесение и внедрение в политико-управленческий про­цесс постоянных, но частичных изменений. Такие дей­ствия позволяют достигать промежуточных целей, кото­рые, даже противореча общестратегическим целям, помогают элите добиваться успеха. Этот метод снижает вероятность больших ошибок в политике, управлении государством и может быть использован в стабильно развивающемся обществе, но в обществе реформируе­мом он не обеспечит серьезных успехов, ибо чаще по­добное общество нуждается в радикальных решениях, мероприятиях и действиях. «Метод ветвей» снижает не­предсказуемость, вероятность катастрофических про­счетов. Но для его успешной реализации необходимо соблюдение следующих условий: предвидение возмож­ных результатов; сохранение существующего консенсуса между субъектами политического процесса; принятие такого решения, которое бы удовлетворяло наибольшее число участников.



Следует выделить бюрократический метод, который также базируется на теории рационального выбора и пытается преодолеть неэффективность принимаемых решений. Он предполагает стратегическое взаимодейст­вие политических субъектов, имеющих определенные общие интересы, ценности и ресурсы. Для достижения успеха необходимо разрабатывать коллективные и индиви­дуальные стратегии предпочтения, создавать кампании, идти на компромиссы и таким образом постепенно продвигаться к поставленной цели. Итогом стратегиче­ского взаимодействия может оказаться лишь кратковре­менное разрешение ценностного конфликта, но не уст­ранение его причины. Неэффективным политическое решение становится при его взаимной невыгодности как для объектов, так и для субъектов политического процесса. Поэтому при вынесении решения по крите­рию эффективности нужно учитывать затраты и выго­ды, которые будут достигнуты впоследствии. Вместе с тем, государственные решения балансируют между справедливостью и эффективностью. При этом выдавая справедливость за всеобщее благо, необходимо убедить общественность, что оно является и эффективным. А это требует, в свою очередь, необходимой убедительности для рядовых граждан, чтобы они действовали в соответ­ствии с принятыми решениями. Если не соблюдаются данные условия, то решение может иметь прямо проти­воположные последствия.

С помощью нормативного подхода и методов, кото­рые на нем базируются, а также теории рационального выбора и теории игр, аналитики пытаются определить в политическом решении рациональное и его критерии. Но математическое моделирование социально-поли­тических процессов, моделирование решений наиболее успешно применимо к относительно простым ситуациям, в которых невелик фактор личности самого политика, его прошлый опыт, воспитание, окружение и т. д.

Этот недостаток нормативного подхода пытается преодолеть поведенческая теория, которая рассматривает процесс принятия политических решений, как специ­фическое взаимодействие индивидов, имеющих свои особенности, которые воздействуют на этот процесс в каждой конкретной ситуации. Вместо рационализма и технократизма данная теория подчеркивает роль неформализованных процедур, которые зависят от лич­ного опыта лидеров, от интуиции и персональных связей чиновников и экспертов, а также случайности. Фактор случайности лег в основу модели так называемого «мусорного ящика». Ее сторонники утверждают, что любое решение может быть результатом случайного со­единения людей и возможностей. Индивиды с определенными представлениями о решении проблем случайно оказываются вместе на какое-то время и вынуждены принимать какое-то одно решение, что естественно сказывается на его результатах.

Английский ученый X. Химмельвайт предложил по­требительскую модель, где он проводит параллель между принятием политического решения и решением поку­пателя в магазине о выборе того или иного товара. Очень часто в политическом решении индивид ищет максимальное соответствие своих привязанностей пре­имуществам, а это означает, что «образ жизни наших друзей или коллег направляет наши пристрастия».

Таким образом, нормативный и поведенческий под­ходы в теории политических решений позволяют уви­деть наличие рационального и иррационального факто­ров, взаимодействие формализованных процедур и формальных институтов с неформализованными проце­дурами и психологическими особенностями политиче­ских субъектов. В политических решениях власть, власт­ные институты реализуют свое влияние с помощью персональных связей (что привносит непредсказуемость и неожиданность в процесс управления) и регламенти­рующих правил и процедур, которые упорядочивают политическую жизнь. Подобный симбиоз рационально­го и иррационального по-разному взаимодействует на различных стадиях принятия политических решений и коррелирует с политическим режимом; уровнем поли­тического плюрализма, типом избирательной и полити­ческой систем, формой политического правления и го­сударственного устройства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.