Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. Понятие экономической основы местного самоуправления.





Белгород - 2011 г.


Цели лекции:

Учебная: формирование у курсантов представлений об экономической основе местного самоуправления.

Воспитательная: формирование у курсантов представлений о правомерном поведении участников муниципальных экономических отношений.

Развивающая: расширение представлений о системе муниципальных правоотношений в Российской Федерации.

 

Метод проведения занятия: словесный с использованием ТСО.

 

Примерное распределение учебного времени:

 

План лекции Время Страницы
Вступительная часть 5 минут  
1. Понятие экономической основы местного самоуправления. 15 минут  
2. Муниципальная собственность.    
3. Имущественные права муниципальных образований.    
4. Местные бюджеты.    
Заключительная часть (подведение итогов) 5 минут  

 

 

Основная литература

1. *Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

2. *Конституция Российской Федерации 1993 года.

3. *Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. *Бюджетный кодекс Российской Федерации.

5. *Налоговый кодекс Российской Федерации.



6. *Земельный кодекс Российской Федерации.

7. *Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8. *Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

9. *Закон Белгородской области от 16.11.2007 № 162 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области».

 

 

Дополнительная литература

1. *Устав муниципального образования «Яковлевский район» Принят семнадцатой сессией Яковлевского районного Совета депутатов, решение от 21 июля 2005 г. № 1.

2. *Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Проспект, 2008.

3. *Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.

4. *Организация местного самоуправления в России: итоги реформ / Материалы “круглого стола” на конференции “Сабуровские чтения” // Журнал «Неприкосновенный запас». – 2011. – № 1 (75).



5. *Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций. – М.: Издательство «Проспект», 2011. – 368 с.

Введение

 

Местное самоуправление может быть реализовано эффективно только при наличии у него достаточных материальных и финансовых ресурсов. Эти ресурсы необходимы для реализации основной функции местного самоуправления – обеспечения жизнедеятельности населения на местном уровне. Учитывая важность задачи, Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формулируют общие экономические принципы организации местного самоуправления. Мы перечисляли эти принципы в рамках темы 2 настоящего курса. В состав указанных принципов входят:

- признание и защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (статья 8, ч. 2 Конституции РФ; статья 49, ч. 2 Федерального закона 131-ФЗ);

- самостоятельность местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью (статья 51, ч. 1 Федерального закона 131-ФЗ), в установлении и исполнении местного бюджета (статья 132, ч. 1 Конституции РФ, статья 52, ч. 3 Федерального закона 131-ФЗ);

- наличие у каждого муниципального образования собственного (местного) бюджета (статья 52, ч. 3 Федерального закона 131-ФЗ);

- нахождение в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного исключительно для решения вопросов, установленных Федеральным законом (статья 52, ч. 1 Федерального закона 131-ФЗ);

- недопустимость определения федеральными законами, законами субъектов Федерации объёмов расходов за счёт средств местных бюджетов (статья 18, ч. 3 Федерального закона 131-ФЗ);



- иные общие экономические принципы организации местного самоуправления.

Экономическая основа местного самоуправления выделена в самостоятельную главу 8 Федерального закона 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и составляет предмет рассмотрения настоящей лекции.

Статья 49 (ч. 1) этого же закона определяет: экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Выделенные из Федерального закона базовые положения предопределяют структур лекции: в её задачи входит исследование понятия экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации, получение представлений о муниципальной собственности, местных бюджетах и имущественных правах муниципальных образований.

 

Вопрос 1. Понятие экономической основы местного самоуправления.

Общие экономические принципы вместе с общими правовыми, территориальными и организационными принципами формируют единую систему организации функционирования местного самоуправления. Лишение этой системы любого из названных элементов разрушает всю конструкцию, делает местное самоуправление не способным реализовать свою миссию.

Становление законодательных представлений об экономической основе местного самоуправления в современной России имеет достаточно сложную историю.

Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года № 1550-1 отдельными главами прописывал экономическую основу местного самоуправления и финансовую основу местного самоуправления[1].

Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ, впервые в истории России признавая местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, лишь схематично прописала экономическую основу местного самоуправления, признавая муниципальную собственность, право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединяет экономическую и финансовую проблематику, обозначая её как финансово-экономическую основу местного самоуправления (глава V).

При этом уже в сентябре 1997 года принимается самостоятельный Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»[2].

Наконец, Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-й закон), отменяя все действовавшие до его принятия основные законы о местном самоуправлении, главу 8 называет «Экономическая основа местного самоуправления».

Экономические отношения с учётом их специфики имеют всеобщий характер. Такой характер этим отношениям придаёт Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантию единства экономического пространства и свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Система экономических отношений обеспечивает экономическое могущество и экономическую независимость страны, благополучие граждан, способность государства противостоять внешним и внутренним угрозам во всех сферах жизнедеятельности.

Всеобщий характер этим отношениям придают также:

- осуществление местного самоуправления на всей территории РФ;

- их субъектный состав: экономические отношения связывают местное самоуправление и его органы с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с населением муниципальных образований и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность как на территории муниципального образования, так и за её пределами.

Экономические принципы организации местного самоуправления делятся на общие правовые и специальные.

К общеправовым принципам относятся:

1) гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации (статья 8, ч. 1 Конституции РФ);

2) признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных формы собственности (статья 8, ч. 2);

3) конституционные гарантии местного самоуправления, запрет на ограничение его прав (статья 133 Конституции РФ).

Гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации ставят местное самоуправление в один ряд со всеми другими субъектами права в сфере экономических отношений. Местное самоуправление имеет все необходимые для самостоятельной экономической деятельности права, но и обязано починяться требованиям, предъявляемым законом к субъектам экономической деятельности, нести ответственность за её последствия.

Конституция РФ впервые в истории России называет и признаёт муниципальную собственность наравне с иными формами собственности, в том числе государственной. Государство при этом наделяется обязанностью равным образом защищать все виды собственности. Тем самым под защиту государства подпадает материальная основа местного самоуправления: находящиеся в собственности муниципального образования земля, здания, сооружения, объекты инфраструктуры, денежные и иные финансовые ресурсы и т.д.

Конституционные гарантии местного самоуправления, запрет на ограничение его прав в полной мере распространяются на установленные законом полномочия местного самоуправления в экономической сфере.

В состав специальных экономических принципов организации местного самоуправления входят:

1) признание самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12 Конституции РФ);

2) конституционное право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, ч. 1);

3) самостоятельность органов местного самоуправления в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов (статья 132, ч. 1);

4) гарантия передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления ими наделяемых отдельных государственных полномочий (статья 132, ч. 2);

5) гарантия компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133).

Признание Конституцией РФ самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий влечёт важные для местного самоуправления правовые последствия, в том числе в сфере экономики.

Признавая муниципальную собственность наравне с иными формами собственности, Конституция РФ наделяет местное самоуправление правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Тем самым муниципальная собственность становится инструментом в реализации всего спектра полномочий местного самоуправления, включая полномочия в сфере экономики.

Самостоятельность органов местного самоуправления в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов (ст. 132, ч. 1 Конституции РФ) формирует финансовую основу местного самоуправления. Составной частью этой основы наряду с налогами и сборами становятся финансовые средства, передаваемые государством органам местного самоуправления в виде субвенций для осуществления ими отдельных государственных полномочий в соответствии со статьёй 132 (ч. 2) Конституции РФ. Финансы муниципального образования становятся неотъемлемой частью единого механизма реализации его полномочий в экономической сфере.

Частные конституционные гарантии, связанные с передачей органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления ими наделяемых отдельных государственных полномочий и компенсациями дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, свидетельствует о том, что государство видит и воспринимает местное самоуправление в качестве равноправного партнёра. Партнёра, с которым государство устанавливает регламентированные законом межбюджетные отношения.

Европейская Хартия местного самоуправления оперирует термином «финансовые ресурсы органов местного самоуправления» и устанавливает принципы формирования этих ресурсов[3]:

- достаточность: органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

- соразмерность полномочиям: финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им по конституции или закону полномочиям;

- субсидиарная ответственность: по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счёт местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определённых законом;

- равноправие, партнёрство: порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;

- гибкость: финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальными изменениями издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий;

- финансовое выравнивание: защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции;

- свобода выбора: предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции;

- доступность рынка ссудного капитала: для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учётом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Поскольку Европейская хартия местного самоуправления ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ, она в соответствии со статьёй 15 Конституции РФ вошла в состав российской правовой системы. Цитированные принципы формирования финансовых ресурсов органов местного самоуправления входят в состав общих экономических принципов и реализуются в текущем законодательстве Российской Федерации.

Признание и государственные гарантии местного самоуправления предполагают, что государство берёт на себя определённые обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для функционирования и развития местного самоуправления.

В этих целях государство в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления:

- регулирует законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

- передаёт органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- разрабатывает и устанавливает государственные минимальные социальные стандарты;

- регулирует отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивает сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- обеспечивает гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- компенсирует местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

- осуществляет меры выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений в соответствии с установленными стандартами минимальной бюджетной обеспеченности;

- участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и целевые региональные программы.

Материальная и финансовая основы в своей совокупности составляют экономическую основу местного самоуправления в её предметном, материальном понимании.

Как мы уже знаем, Федеральный закон № 131-ФЗ (часть 1 статьи 49) даёт следующее определение экономической основы местного самоуправления в её материальном понимании:экономическая основа местного самоуправленияэто находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Положения и принципы Конституции РФ, рекомендации Европейской хартии местного самоуправления относительно правового регулирования экономической основы местного самоуправления развивают и конкретизируют федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, уставы муниципальных образований. В совокупности эти акты формируют нормативно-правовую базу экономической основы местного самоуправления.

Важнейшими источниками права, формирующими экономическую основу местного самоуправления помимо Конституции РФ и Федерального закона № 131-ФЗ, являются Бюджетный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, бюджетные кодексы субъектов Российской Федерации. Уставы муниципальных образований устанавливают порядок управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местных бюджетов в соответствии с основополагающими установками Конституции РФ, федеральных и региональных законов.

Таким образом, в формальном смысле экономическая основа местного самоуправления – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в интересах населения муниципальных образований.

Конституционные принципы, наделяющие местное самоуправление и его органы необходимыми полномочиями и гарантиями, создают необходимые правовые предпосылки для реализации экономической основы местного самоуправления в практике его деятельности. Эти принципы лежат также в основе экономики муниципальных образований.

Экономика муниципального образования – это система общественных отношений, связанных с формированием и использованием муниципальной собственности, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в интересах населения муниципальных образований.

Экономика муниципального образования составляет третий уровень единой экономической системы страны. Являясь элементом (уровнем) единой экономической системы страны, муниципальная экономика руководствуется сформулированными для неё конституционными принципами, но регулируется едиными для всей экономики законами.

В силу единства и целостности национальной экономики экономика муниципального образования связана и взаимодействует с её другими элементами, прежде всего – с экономикой государства и экономикой субъектов Федерации. Муниципальную экономику, в свою очередь, «подпирает» экономика предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, а также семейная экономика его населения.

В качестве важнейших источников права, регламентирующих экономические отношения с участием муниципальных образований, выступают Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, Бюджетный, Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы Российской Федерации, иные федеральные законы, законы субъектов Федерации. Нормы федеральных и региональных законов преломляются в правилах управления муниципальной экономикой, закрепляемые в уставах муниципальных образований.

Экономика муниципального образования соотносится с экономической основой местного самоуправления как предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений соотносится с самим правовым регулированием этих общественных отношений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.