Предложение денег. Денежный мультипликатор
Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим количество денег в экономике. Другим элементом будет предложение денег. М.Фридмен в лекциях, прочитанных студентам Фордхэмского университета, сформулировал современную теорию предложения денег.
Кредитные деньги состоят из двух компонентов:
1) наличные деньги, количество которых определяет Центральный банк страны;
2) депозиты, величина которых определяется поведением коммерческих банков и домохозяйств.
Таким образом, предложение денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Центрального банка, коммерческих банков, домохозяйств.
Рассматривая предложение денег, следует учитывать три внешних фактора:
1) Денежная база (MB). Она представляет собой деньги повышенной силы и распадается на наличные деньги и резервы коммерческих банков.
MB = C + R.
Этот компонент является наиболее активным впредложении денег.
2) Норма банковских резервов (rr):
.
Она определяется политикой Центрального банка и политикой коммерческих банков. На неё влияют:
а) издержки по заимствованию средств коммерческими банками у Центрального банка при нехватке собственных средств. Эти издержки равны учётной ставке.
б) альтернативной стоимости отказа субъекта от хранения денег в форме резервов, которые определяются рыночной ценойденег (ставкой процента).
3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):
.
Данный показатель показывает, какое количество наличных денег у домохозяйств приходится на объем депозитов в коммерческих банках страны.
Это отношение определяется:
а) привычками населения;
б) возможностью быстрого получения наличности в коммерческих банках;
в) долей потребления в ВНП.
С учётом этого мы можем вывести уравнения предложения денег и денежной базы:
Ms = C+D = D .
.
Выводим из каждого из этих уравнений значениедепозитов:
. .
Приравниваем их, так как объем депозитов в обоих уравнениях одинаков:
.
Из полученного равенства получаем уравнение предложения денег:
,
где – денежный мультипликатор.
Денежный мультипликатор показывает во сколько раз увеличение наличности или резервов банковской системы приведёт к увеличению количества денег в экономике. Такое увеличение становится возможным в результате того, что существование наличности приводит при данной процентной ставке к появлению депозитов и избыточных резервов у коммерческих банков, которые используют их для предоставления кредитов, и тем самым для расширения количества платёжных средств в экономике.
Рассматривая функцию предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:
1) прямо пропорционально изменению денежной базе;
2) обратно пропорционально изменению нормы банковских резервов, так как снижение нормы ведет к расширению возможностей коммерческих банков создавать деньги;
3) обратно пропорционально изменению отношения «наличность-депозиты», так как увеличение отношения «наличность - депозиты» означает увеличение наличных денег у домохозяйств, уменьшение депозитов в банковской системе и, соответственно, уменьшение возможности банков создавать деньги.
Данная функция предложения денег предполагает, что банки используют все свои резервы. Если допустить, что коммерческий банк по каким-либо причинам стремятся застраховать себя от непредвиденных последствий избыточными резервами, то денежный мультипликатор принимает вид:
,
где er – норма избыточных резервов.
С учётом того, что во многих странах норма обязательных резервов различается по вкладам до востребования, срочным и сберегательным вкладам, значение денежного мультипликатора претерпевает дальнейшие изменения:
,
где rr* - норма обязательных резервов по срочным и сберегательным вкладам.
Как отмечалось ранее, предложение денег регулируется несколькими субъектами. При этомденежная база регулируется Центральным банком страны, норма банковских резервов совместно Центральным банком страны и коммерческими банками, отношение «наличность - депозиты» – внебанковскими кругами (населением и бизнесом). Исследования Ф.Кейгана на материалах США за 1875-1960 годы, выявили, что следует различать краткосрочный и долгосрочный период. При этом в краткосрочном периоде главную роль (50%) играет отношение «наличность - депозиты», а два остальных фактора влияют примерно на 25% каждый.
В долгосрочном периоде главным фактором, который на 90% определяет предложение денег, является денежная база. Это означает, что Центральный банк является главным субъектом, определяющим предложение денег. Этот фактор является внешним или экзогенным по отношению к экономике. Поэтому Центральный банк несёт главную ответственность за уровень цен и стабильность развития экономики.
Центральный банк воздействует на денежную базув целом, а не на её отдельные компоненты. При этом он даёт возможность коммерческим банкам самостоятельно определить отношения между наличными и депозитами. Центральный банк может воздействовать на предложение денегс помощью трёх элементов:
1) норма обязательных резервов;
2) учётная ставка;
3) операции на открытом рынке ценных бумаг.
При этом если Центральный банк хочет увеличить количество денег в экономике, то он будет:
а) уменьшать норму обязательных резервов, что содействует расширению возможностей банковской системы создавать деньги;
б) уменьшать учётную ставку. В этом случае банковская система получает возможность обратиться за кредитами в Центральный банк и получить их по более низкой ставке процента, чем рыночная. Это означает наполнение экономики новыми платёжными средствами.
в) покупать государственные ценные бумаги на вторичном рынке ценных бумаг. Тем самым у населения и у коммерческих банков появится дополнительное количество наличных денег и депозитов, которые расширяют предложение денег в экономике.
Если Центральный банк хочет уменьшить количество денег, то он проводит обратные операции.
Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, т.к. поведение коммерческих банков и населения может быть непредсказуемыми и неадекватными на действия Центрального банка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|