Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы концепции корпоративного управления





Тема 1. Основные положения и современная концепция корпоративного управления

Причины распространения в Российской экономике стандартов корпоративного управления

Основное количество отечественных корпораций возникло в ходе приватизации. Кроме того, открытые и закрытые акционерные общества создавались инициативным способом в процессе первоначального накопления капитала. Изменением структуры собственности компаний требовало изменения всей системы управления. Однако именно здесь встречаются наибольшие трудности. Поэтому одной из центральных проблем реструктуризации российских предприятий является совершенствование системы отношений собственности и механизмов корпоративного управления с целью создания действенных стимулов к эффективному функционированию предприятий.

С ростом масштабов бизнеса многие собственники, участвовавшие раньше в оперативном управлении компаниями, пришли сегодня к осознанию необходимости использования наемных менеджеров на своих предприятия при сохранении контроля над бизнесом. Этим объясняется интерес к структурным и процедурным вопросам деятельности Советов Директоров, а также к механизмам регулирования агентских отношений с наемными менеджерами компаний.



Сегодня можно говорить о новой тенденции в управлении - формирование новой модели собственника, хорошо контролирующего деятельность компании. В реальном бизнесе возникает потребность осознания собственниками себя не просто, как владельцев имущества, ориентированных на рентные, пожизненные платежи, сколько как владельцев бизнеса, который должен приносить доход. Такая ориентация требует динамичности в стратегических ориентирах компаний и изменения концепции управления компаниями. Растущая международная конкуренции требует повышения конкурентоспособности продукции и осознания того, что стратегическими ориентирами должны стать критерии конкуренции в отраслях, принятые на мировых рынках. Насущной является потребность в квалифицированных командах менеджеров, способных наладить прибыльное производство на приобретенных собственниками предприятиях.



Рост конкуренции на отраслевых рынках требует дополнительных источников финансирования работы компаний. При обращении к фондовому рынку качество корпоративного управления становится индикатором инвестиционной привлекательности компаний. Многие российские компании на сегодня имеют низкую рыночную стоимость по причине закрытости информации о компании. Искажение финансовой отчетности, непрозрачность дивидендной и учетной политики, нелояльность по отношению к акционерам являются причинами высоких инвестиционных рисков в России.

Состояние корпоративного управления - это один из критериев конкурентоспособности компаний в борьбе за привлечение средств инвесторов. В числе факторов, определивших очень низкую капитализацию российских компаний по сравнению с компаниями из других стран с развитыми и развивающимися рынками (многократно меньший объем, более высокая стоимость и худшее качество привлекаемых инвестиционных ресурсов), заметную роль играет плохая репутация российских компаний с точки зрения практики корпоративного управления. По различным экспертным оценкам, только за счет улучшения корпоративного управления российские компании могут рассчитывать на получение премии к нынешней цене своих акций в размере от 20 до 30% (а по некоторым оценкам - и до 50%)[1]. К этому необходимо добавить возможность улучшения качества привлекаемых ресурсов (повышение доли среднесрочных и долгосрочных инвесторов) и улучшение позиций на рынках кредитных ресурсов. Кроме того, улучшение корпоративного управления означает повышение эффективности использования компаниями привлеченного капитала, переориентируя модель управления с количественных на качественные показатели.



Корпоративное управление играет центральную роль в увеличении потока и снижения стоимости финансового капитала, что необходимо фирмам для финансирования их инвестиционной деятельности, особенно за счет внешних источников. Сократились традиционные для российской экономики возможности финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств. Так, в связи с изменением налогообложения прибыли компаний с 1 января 2002 года, в целом рентабельность производства в промышленности снизилась за 2002 год до 8-9% по сравнению с 2001 годом – 13%[2].

Корпоративное управление вносит значительный вклад в создание конкурентоспособного промышленного сектора - фундамента экономического роста. Поведение корпоративных инсайдеров по самораспределению и поиску ренты представляет серьезное препятствие для непрерывного роста эффективности работы предприятий. Усовершенствованное корпоративное управление играет важную потенциальную роль по оказанию помощи в ограничении такого поведения и преодолении препятствий на пути росту производительности[3].

Изменение методов и принципов управления на отечественных предприятиях и активная позиция собственников в ее формировании выдвигают на первый план вопросы корпоративного управления.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России, возглавившая консорциум организаций-разработчиков Кодекса корпоративного поведения, проводит государственную политику по внедрению международных стандартов корпоративного управления, для роста инвестиционной привлекательности, управляемости и конкурентоспособности отечественных компаний на внутреннем и международном рынках.

 

Основы концепции корпоративного управления

Понятие корпоративного управления. Корпоративное управление – это система взаимодействия, отражающая баланс интересов органов управления компании, акционеров и заинтересованных лиц, и направленная на получение максимальной прибыли от деятельности компании в соответствии с действующим законодательством и с учетом международных стандартов (Принципы корпоративного управления, ОЭСР (OECD)).

Участники корпоративного управления:

- Компания (Совет директоров, Исполнительный орган, Контрольно-ревизионный орган)

- Акционеры (крупные и мелкие акционеры, стратегические и портфельные инвесторы)

- Заинтересованные лица (stakeholders) (работники, кредиторы, государство, клиенты, поставщики, окружающая среда, общественность).

Источники принципов корпоративного управления:

- нормативные акты

- международные стандарты

- корпоративная культура

Governance and Management: проблема понимания и перевода.

Современная компания концентрирует внимание на 3 субъектах:

- потребитель; цель - создание потребительской стоимости

- работник; цель - мотивации на эффективный труд

- собственник; цель - рост благосостояния собственника

 

Всякий бизнес существует до тех пор, пока существует потребитель, чьи расходы на покупку товаров и услуг составляют основу функционирования компании. Работники должны быть мотивированы на создание такой потребительской стоимости, за которую готовы платить покупатели. Чем выше созданная полезность, тем выше она оценена потребителем, тем больше доходы компании, тем выше благосостояние собственников компании.

Оперативное управление компанией нацелено на реализацию миссии и рыночных целей компании, как совокупности бизнес единиц. В этом смысле рыночное поведение компании ориентировано на производство продукции (товаров или слуг) на определенном рынке. В этом проявляется рыночная ориентация менеджмента. Удовлетворение интересов собственника – внутренние проблемы компании. Именно в этот момент возникает корпоративное управление. Там, где собственник отделяется от управления, возникает необходимость соблюдать интересы собственника, чем и занимаются Советы Директоров. “Роль менеджмента в том, чтобы управлять компанией, а роль Совета Директоров, следить за тем, чтобы это управление велось в нужном направлении” (Bob Tricker, Pocket director, p. 8).

Таблица 1.1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.