Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка стоимости страховой компании





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине

«Страхование»

 

 

Вариант 12

 

 

Студентка: Старцева

Наталья Сергеевна

Факультет: экономический

Курс: четвёртый

Группа: 42-ФЗ

Специальность: 080105

Шифр зачетной книжки:1091492

Руководитель: проф. Осипова

Елена Эдуардовна

 

Северодвинск


Вариант 12

 

 

1. Теоретические подходы и методы оценки стоимости бренда страховой компании.

2. Урегулирование убытков в сельскохозяйственном страховании.

 

Задача:

 

Имеются данные по одному из рисковых видов страхования:

- средняя страховая сумма по одному договору S = 43000 руб.,

- среднее возмещение по одному договору SB = 32400 руб.,

- количество договоров n = 12000,

- нагрузка f = 12%

- средний разброс возмещений RB = 14100 руб.,

- вероятность реализации страхового риска q = 0,07.

Рассчитайте брутто-ставку тарифа по данному виду страхования, при

Гарантиибезопасности α (γ ) = 1,645.
Содержание

 

1.Теоретические подходы и методы оценки стоимости бренда страховой компании…………………………………………………………………………..4

2.Урегулирование убытков в сельскохозяйственном страховании…………..13



3. Задача…………………………………………………………………………..18
1. Теоретические подходы и методы оценки стоимости бренда страховой компании.

 

В последнее десятилетие во всем мире происходят значительные изменения в страховом секторе экономики, которые отражаются в сокращении количества страховых компаний. Этот процесс связан в первую очередь с консолидацией финансового сектора. На российском страховом рынке в последние годы возрастает потребность в оценке стоимости страховых компаний. Это связано с тем, что, с одной стороны, появились потенциальные покупатели этого бизнеса в лице крупных российских и иностранных инвесторов, создающих финансовые группы. С другой стороны, есть немало собственников, готовых его продать из-за ужесточения государственного регулирования, повышения конкуренции и необходимости масштабных инвестиций.[1] Сейчас в России прослеживаются тенденции к укрупнению, концентрации и централизации страхового капитала, выражающиеся в сокращении количества страховых компаний, главным образом за счет слияний и присоединений. В основном это поглощения компаний более крупными страховыми группами. Такие структурные преобразования в страховом секторе связаны: во-первых, с резким обострением конкуренции на всех направления страховой деятельности и ужесточением требований государственных регулирующих органов. Конкурируют страховщики с финансовыми организациями в самых разнообразных аспектах: борьба за выгодную клиентуру, открытие филиалов, предоставление новых услуг.



Для оценки стоимости страховых компаний в современных российских условиях можно использовать методы сравнительного, затратного и доходного подходов. При использовании методов сравнительного подхода в российской практике возникают следующие трудности:

1) акции российских страховых компаний практически не обращаются на рынке ценных бумаг;

2) достоверная информация по сделкам купли-продажи страховых компаний, пакетов акций или долей отсутствует. Информация о немногочисленных сделках носит преимущественно оценочный характер;

3) существуют проблемы с подбором компаний-аналогов и расчетом адекватных коэффициентов для оценки стоимости бизнеса страховой компании.

 

Сравнительный метод

Учитывая имеющуюся информацию о сделках с долями и пакетами акций российских страховщиков, аналитикам приходится использовать лишь отношение стоимости к величине полученной компанией премии. Но это очень грубый критерий, поскольку ничего не говорит о качестве страхового бизнеса, о системе корпоративного управления, перспективах развития и других важных параметрах. Однако даже определение адекватного коэффициента отношения стоимости страховых компаний к сборам является затруднительным, поскольку в сделках 2006-2007 года он колебался от 0,5-0,7 до 2,6 (табл. 1):[2]



Таблица 1. Некоторые сделки с российскими страховыми компаниями в 2006-2007 гг.:

Наименование страховой компании Покупатель Приобретаемая доля Сумма сделки Коэффициент к премии
Наста Zurich Financial Services 66% акций, с доведением доли к 2010 г. до 100% 260 млн. долл. 1,6
РОСНО Allianz 49,2% 750 млн. долл. 2-2,13
Стандарт-Резерв Wiener Stadtische 15% 15 млн. долл. 0,8
РЕСО-Гарантия ЕБРР 10% 150 млн. долл. 1,7
Прогресс-Гарант Allianz 100% 80-250 млн. долл. 0,5-1,5
Ингосстрах СП PPF-Generali 38,46% 600-850 млн. долл. 2,1-3
РЕСО-Гарантия Axa 36,7% 810 млн. евро 2,6

 

Еще одним недостатком использования данного метода является отсутствие представления о факторах стоимости страховой компании для собственника и инвестора. Основными преимуществами метода является его относительно низкая трудоемкость, а также наличие информации о начисленной страховой премии в открытом доступе.

 

Затратный метод

Использование методов затратного подхода к оценке стоимости бизнеса российских страховых компаний также имеет свои особенности. Основные средства обычно составляют небольшую долю валюты баланса страховщика и представлены преимущественно ликвидными и несложными в оценке активами. Основными активами страховой компании являются инвестиции и финансовые вложения средств резервного фонда, к которым предъявляются жесткие требования законодательства, поэтому они также оцениваются достаточно легко. Главная трудность при оценке активов страховой компании затратным методом заключается в оценке неосязаемых нематериальных активов (лицензия, бренд, команда профессионалов, агентская сеть). Из-за особенностей современного российского бухгалтерского учета здесь можно использовать только затратные методы, такие как метод учета затрат на восстановление (замещение). При этом вклад неосязаемых активов в стоимость компании каждым конкретным инвестором оценивается субъективно. Оценка обязательств страховой компании (раздел IV бухгалтерского баланса) не требуется, поскольку величина их определена, а при оценке страховых резервов (раздел III бухгалтерского баланса) можно считать их равными величине соответствующих страховых резервов либо скорректировать данную величину с учетом среднеотраслевых статистических данных об убыточности по каждому виду страхования. Основными преимуществами использования затратного подхода является простота, доступность исходной информации, низкая трудоемкость, отсутствие необходимости прогнозирования деятельности компании, учет стоимости активов.

Основными недостатками использования данных методов являются:

‑ сложности при идентификации и оценке неосязаемых активов страховой компании,

‑ отсутствие возможности учета эффективности использования существующего имущественного комплекса,

‑ отсутствие способности компании генерировать денежные потоки и индивидуальных ожиданий инвестора,

‑ невозможность использования для определения факторов стоимости компании и путей ее увеличения.[3]

 

Доходные методы

При использовании методов доходного подхода для оценки страховой компании можно выделить следующие особенности. Возникает необходимость модификации традиционно используемых моделей для расчета денежных потоков на основе чистой прибыли. Доход страховой компании обычно состоит из двух основных составляющих – сбор страховой премии и инвестиционный доход от размещения страховых резервов. Учитывая это, один из вариантов построения модели для расчета годового денежного потока – не делать различия между теми частями дохода страховой компании, которые отчисляются в резервы, и теми, которые составляют собственно прибыль. При этом модель учитывает отток денежных средств в качестве реальных выплат по страховым случаям. После определения денежных потоков в течение всего прогнозного периода, дальнейшая оценка страховой компании доходными методами практически не отличается от оценки обычных производственных предприятий и может быть проведена без особых трудностей.

Основными недостатками использования методов доходного подхода для оценки стоимости страховой компании являются:

‑ большая трудоемкость,

‑ необходимость построения модели денежного потока с учетом специфики страховой компании и прогнозирования денежных потоков по данной модели, которые могут существенно колебаться от периода к периоду вследствие наступления крупных страховых событий,

‑ отсутствие учета размера и стоимости вложенных в компанию ресурсов,

Основными преимуществами данных методов является учет будущих доходов, возможности учета индивидуальных предпочтений и ожиданий инвестора и определения ключевых факторов капитализации для управления с целью максимизации рыночной стоимости.

Метод остаточного дохода

Учитывая изложенное, для оценки инвестиционной стоимости бизнеса страховой компании предлагается использовать методы, основанные на концепции остаточного дохода. Они позволяют, с одной стороны, оценить стоимость активов организации, которыми владеет собственник, а с другой – эффективность использования этих активов. При недостаточной величине генерируемых денежных потоков более эффективной для собственника может быть реализация активов компании, а не дальнейшее ее функционирование. Помимо этого, данные методы позволяют учесть индивидуальные оценки собственника или потенциального инвестора неосязаемых активов, ставки дисконтирования и прогноза денежных потоков организации, а также определить ключевые факторы стоимости страховой компании. Таким образом, методы, основанные на концепции остаточного дохода, позволяют использовать преимущества и нивелировать недостатки доходного и затратного подходов. Также с их помощью можно смоделировать процесс взаимодействия собственника и потенциального инвестора (каждый из которых имеет определенную инвестиционную оценку страховой компании) в процессе переговоров для достижения компромисса и определения цены сделки.

Оценка стоимости страховой компании

В процессе концентрации и централизации капитала образуются различного рода объединения юридически самостоятельных субъектов, связанных отношениями экономической зависимости и сохраняющие формальную и оперативно-тактическую самостоятельность, осуществляющие функции, входящие в предмет их уставной деятельности. Сущность такого объединения заключается в том, что она представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права, позволяющую без прямого слияния компаний обеспечивать их функциональное взаимодействие, осуществляя руководство из одного центра.[4] Примером такого объединения может служить страховая группа, управляемая из Штаб-квартиры. Все участники пирамиды действует во имя одной цели, определяемой Штаб-квартирой. В условиях западной экономики объединение страховщиков (группа, холдинг) показало себя жизнеспособной, подвижной и эффективной, формой управления капиталами. Примером таких компаний являются группа Alliance, включающая в свой состав три российские дочерние компании «РОСНО», «Прогресс Гарант», «Альянс РУС», а также Группа ERGO, объединяющая более 7 немецких страховых компаний, и недавно начавшая свою деятельность в России, покупкой компании «Русь». ERGO вместе с перестраховочной компанией Munich Re составляют один из крупнейших в мире страховых холдингов.

Оценка страховой компании, как и оценка любого другого предприятия, может проводиться всеми тремя оценочными подходами - сравнительным, затратным и доходным. Однако процесс оценки страховой компании имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены как самой природой страхового дела и особенностями учета страховой компании, так и наличием строгих нормативных требований со стороны государственных органов, регулирующих страховую деятельность. Как правило, сравнительный подход при оценке российских страховых компаний в настоящее время не используется из-за недоступности информации по сделкам купли-продажи страховых компаний, их пакетов акций или долей. Действительно, с одной стороны, акции российских страховых компаний, зарегистрированных в форме открытых акционерных обществ, пока еще не котируются на открытом рынке ценных бумаг, а с другой стороны, информация о сделках по продаже акций (долей) страховых организаций является конфиденциальной и обычно не разглашается участниками сделки. Поэтому реальная оценка страховой компании может быть проведена только с помощью методов затратного и доходного подходов.

Рассмотрим особенности применения затратного подхода. Согласно общей концепции оценки предприятия затратным подходом, для того чтобы получить величину рыночной стоимости предприятия, необходимо сначала оценить рыночную стоимость каждого актива предприятия, а затем из общей рыночной стоимости активов необходимо вычесть общую величину обязательств предприятия. При оценке материальных активов страховой компании, затруднений, как правило, не возникает. Основные средства, отраженные в балансе страховой организации, как правило, невелики по сравнению с валютой баланса, и обычно представляют собой оргтехнику, мебель, автомобили, недвижимость. Основные активы страховой компании - это инвестиции и финансовые вложения средств из страховых резервов. Как ни странно, но в данном случае государственное регулирование размещения средств из страховых резервов облегчает работу оценщика. Основная трудность при оценке страховых компаний затратным подходом - это оценка неосязаемых нематериальных активов, которые не отражены в бухгалтерском балансе. В отличие от производственных предприятий, основные средства которых обычно состоят из недвижимости, оборудования и других осязаемых активов, страховые компании (и другие компании финансового сектора) больше средств инвестируют в неосязаемые активы - такие как узнаваемость торговой марки, человеческий капитал, клиентская база, и т.п. Из-за особенностей бухгалтерского учета, эти инвестиции, (которые, по сути, являются инвестициями в основные средства для страховой компании) часто учитываются как операционные расходы и не увеличивают размера бухгалтерских активов страховой компании. К таким активам страховой компании можно отнести: и наличие лицензии на право проведения страховой деятельности; и наличие штата квалифицированных работников, которые возможно, работают в компании уже длительное время; и узнаваемость названия страховой организации среди потребителей страховых услуг, которая была достигнута длительной работой на рынке и существенными затратами на продвижение своих услуг, и сложившуюся клиентскую базу. Оценщик, проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности оцениваемой страховой компании должен идентифицировать ее неосязаемые активы, которые, по его мнению, могут иметь стоимость в глазах потенциальных покупателей.

Доход страховой компании обычно состоит из двух основных составляющих - сбор страховой премии и инвестиционный доход от размещения страховых резервов. Учитывая это, можно использовать следующую модель для расчета годового денежного потока страховой компании:[5]

  Составляющая денежного потока  
+ Премии по рискам, принятым в страхование и перестрахование  
+ Комиссионные вознаграждения полученные  
+ Возмещение доли убытков перестраховщиками  
+ Доходы от инвестиций, включая доходы от переоценки  
+ Прочие доходы  
- Премии по рискам, переданным в перестрахование  
- Выплаты страховых возмещений  
- Комиссионные и агентские вознаграждения уплаченные  
- Расходы по инвестициям, включая расходы от переоценки  
- Операционные расходы, включая ФОТ, налоги на ФОТ, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, арендные платежи, расходы на рекламу и т.п.  
- Налог на прибыль и другие обязательные платежи (кроме налогов на ФОТ и обязательных отчислений во внебюджетные фонды)  
- Прочие расходы  
+(-) Уменьшение (прирост) долгосрочной задолженности  
+(-) Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала  
+(-) Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства  
= Денежный поток  
     

Данная модель не делает различия между теми частями дохода страховой компании, которые отчисляются в страховые резервы и теми, которые составляют собственно прибыль страховой компании. При этом модель учитывает отток денежных средств в качестве реальных выплат по страховым случаям. После определения денежных потоков в течение всего прогнозного периода по указанной выше модели, дальнейшая оценка страховой компании доходными методами мало чем отличается от оценки обычных производственных предприятий и может быть проведена без особых трудностей.

Таким образом, для оценки страховой компании в современных российских экономических условиях можно применять методы как затратного, так и доходного подхода. Для получения адекватных результатов, при проведении оценки необходимо учитывать специфику страхового дела, особенности учета страховой организации и применять классические оценочные методы с учетом всех этих отличий.[6] Несомненно, что одновременно с дальнейшим развитием экономики, объем российского страхового рынка будет возрастать, размеры страховых компаний будут увеличиваться (в том числе и за счет притока иностранного капитала) и рано или поздно, акции российских страховых компаний - лидеров рынка начнут котироваться на российских биржевых площадках. Это даст возможность оценщикам при проведении оценки страховых компаний применять наряду с затратным и доходным подходами также и методы сравнительного подхода, что, безусловно, повысит точность и объективность результатов оценки.

 

 

Список использованной литературы

1.Журнал «Российское предпринимательство»№ 10 Вып. 1 (120) за 2008 год, cтр. 104-107.

2. «Business & Financial Markets», ежедневная биржевая газета [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.b-online.ru/.

3. «Интерфакс», информационное агентство [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/.

4. «Страхование в России», Интернет-портал [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.allinsurance.ru/.

5. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3: по состоянию на 24.02.2005 г.. - М.: Омега-Л, 2005. - 392 с.

6. Закон «Об оценочной деятельности в РФ»: федер. закон. - М.: Инфра-М, 2004.

7. Фёдорова Т.А. «Страхование». М.: Экономист 2006. - 874 стр.

8. Бердникова Т.Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2003. - 233 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.