Сделай Сам Свою Работу на 5

Романское искусство. Общая характеристика школ. Периодизация .





Периодизация искусства Средних веков. Общая характеристика.

 

1. 476 г. – конец 10 в.Раннее Средневековье, эпоха варварских королевств:

- 5-8 вв. – «тёмные века»,

- 9 в. – Каролингский Ренессанс,

- начало 10 – начало 11 в. – Оттоновский Ренессанс,

 

2. 11 – по начало 14 вв. Зрелое Средневековье:

- 11 – 12 вв. – романика,

- 13 – начало 14 вв. – готика.

 

3. 14 – начало 15 вв. - позднее Средневековье.

Искусство строго христианское, религиозное. В 476 г. Римская культура претерпевала кризис+кризис религиозный (разочарование в античных богах, возникновение мистических культов. Раннехр.памятники перемешаны с иск-вом варваров (язычников). В тёмные века в изображениях отсутствовал человек. До сер.6 века преобладает полихромный стиль. Архитектура в упадке.

 

Искусство раннего Средневековья в Италии.

Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. Время глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры. В Европе в этот период происходили бурные и очень важные процессы (вторжение варваров, падение Римской империи, христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”.)



Италия

Архитектура: Равенна и расцвет искусств при короле Теодорихе. Типология архитектуры (базилика раннехристианского типа и центрический храм). Отношение конструкции и декора в новом их понимании.

-Церковь Сант Апполинаре Нуово, церковь Сант Аполлинаре ин Классе (в гавани), церковь Сан Витале в Равенне, мавзолей Теодориха.

Скульптура: типологические изменения, новые жанры. Два пути развития скульптурной декорации: портал и капители. Общие свойства стиля: схематизм, линеарность, переход к объемному рисунку по камню.

Живопись: Росписи на стенах центрального нефа церкви Сант Аполинаре Нуово.

Миниатюра: Кембриджское Евангелие, итальянское Евангелие VI в. в собрании Апостолической библиотеки Ватикана.



 

 

Искусство раннего Средневековья в Англии и Меровингской Франции.

Ирландия и Британия

Меньшая романизация Ирландских и Британских земель. Христианизация этих территорий и активное развитие монашества. Черты, свойственные языческому германскому искусству и присущей ему разновидности звериного стиля. Период 7—9 вв. - «золотой век» Ирландии. Она никогда не была частью Римской империи. Ирландские монастыри стали средоточием искусств и учености, а также развили активную миссионерскую деятельность, посылая монахов проповедовать христианство язычникам и основывать новые монастыри на севере Британии. Эти ирландские монахи не только ускорили христианизацию Шотландии, Северной Франции, Нидерландов и Германии — они положили начало новой традиции: в преимущественно сельской Европе монастырь стал центром культурной жизни.

Развитие книжного искусства и книжной иллюстрации. Таблицы канонов и орнаментальные листы. Англо-ирландская орнаментальная традиция, монограммы, инициалы. Сакрализация книги как священного предмета.

-«Евангелие из Дурроу» (ок.680 г., Дублин, Библиотека Тринити колледжа), «Келлская книга» (начало IX в.. Дублин, Библиотека Тринити-колледжа), «Евангелие из Эхтернаха» (ок.690 г., Париж, Национальная библиотека), «Евангелие из Личфилда» (Личфилд, Сокровищница собора), «Санкт-Галленское Евангелие (Санкт-Галлен, Библиотека монастыря, начало 8 в.).

 

Меровингское искусство

 

Меровингское искусство - условное название искусства государства Меровингов. (ряд областей Франции). Оно опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период "каролингского возрождения". В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с элементами "звериного стиля" (объединяет в себе разные формы почитания священного зверя и стилизации изображения различных животных); особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенных золотыми, серебряными вставками и драгоценными камнями. Распространена была книжная миниатюра, в которой главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов; при этом преобладали изобразительные мотивы орнаментально-декоративного характера; в раскраске использовали яркие лаконичные цветовые сочетания.



 

Каролингское возрождение.

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. Воскрешение идеи сакральности императорской власти и создание Империи Карла Великого со столицей в Аахене. Стремление к воссозданию идеи былой славы Великого Рима и забота императора Карла Великого о развитии образования и искусств. Аахенская придворная Академия и монастырские образовательные центры. Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения).

 

Архитектура: Обращение к традициям античности и раннехристианского времени. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем.

 

Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

 

В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

Живопись: мозаики апсиды церкви в Жерминьи де Пре, фрески церкви Св. Иоанна в Мюстайре (изображение Христа во славе, над ними располагалось Вознесение, на стенах нефа представлен цикл сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, а на западной стене – Страшный суд), Распятие в церкви Сан Винченцо ин Вольтурно в Южной Италии (IX в.), сцены мученической кончины св.Стефана на фресках крипты церкви Сен-Жермен в Оксерре.

В миниатюре проявляется стремление следовать образцам искусства Римской империи. Параллельное существование и развитие различных школ. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов. Характерно: отпечаток геометрически плоской трактовки форм, в орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение, восходящее к памятникам «варварского» искусства; стремление к монументальной значительности образов, к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота.

«Школа Годескалька» (или «школа рукописи Ады»): рукопись евангелия Парижской Национальной библиотеки; евангелие аббатисы Ады около 800 г.; евангелие из монастыря Сен Медард в Суассоне (около 827 г., Парижская Национальная библиотека).

«Школа евангелия Карла Великого»: евангелие Карла Великого (начало 9 в., Вена.

Реймская школа: Евангелие реймского архиепископа Эбо (816 и 835 гг.); Утрехтская псалтырь.

Турская школа: Евангелие Лотаря (около 840 г.); Библия Карла Лысого (около 850 г.).

Оттоновский Ренессанс.

 

Империя была разделена, потеряла свое значение. На смену гос-ву франков приходит Саксония (совр. Германия). Империя Оттонов- по правящей династии. Основал Оттон 1 великий в 962 году. Он вёл политику как у Каролингов, подражал покровительству иск-ва. Отсюда Оттоновское Возрождение. Оттоны стремились к мировому господству. Идеи единой христ. Империи. Происходят важные изменения в развитии европ. Арх и жив, завершается формирование типологии храмов. Преддверие к романской арх.

 

Особенности оттоновской базилики: выступы на зап.и востоке, башни по сторонам на зап.фасаде! , внешнее сходство с замками, крепостной характер арх., мало окон, вестверки (зап.часть храма). В интерьере: чередование опор-впервые! (черед.мощных квадр.столпов и колонн-нет дробности и ритмичности, пр-во разрежено).

Примеры: церковь св. Кириака – сер.10 в, церковь св. михаила в Гильдесгейме – конец 10 в, церковь Санкт Панталоне в Кёльне.

 

Живопись – школа миниатюр. Жив.между окнами и арками (полоса) и в триумф.арке. Условность и схематизация. Церковь св. георгия на о-ве Райенхао.

Миниатюры – большое развитие, созд.мастерские и школы. Трирская школа ( кодекс св. георгия – портрет Оттона 2 в красном плаще. Отождествление стран-данниц.) Школа монастыря Райхенау (Евангелиарий Оттона 3. Любовь к драгоценностям, роскоши. Центр.украшение из слоновой кости. Портрет Оттона 3-на фоне роскошной драпировки. Изоб.стран-данниц. Графичность. Фрагменты из Апокалипсиса! из-за эсхатологических настроений.)

 

Чем дальше, тем стиль миниатюры более экспрессивный. !!!

 

Романское искусство. Общая характеристика школ. Периодизация .

Романика – нач. 11-конец 12 века до возникновения готики. Термин «романское» условен: в нём не содержится указание на прямую связь с Римом. Иск-во стали называть романским потому, что постройки этого времени преимущественно были каменными, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенными по римскому способу), в отличие от деревянных построек.

Начинается везде одновременно, но заканчивается по-разному. Европа раздроблена. Сложение разных школ с особенностью каждой страны. Романская арх. сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля (круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов) , но также внедрила очень много своих специфических элементов. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи.

 

Школы

 

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях - Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволившие уменьшить объём стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры Оверни (Центральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре здания. Немецкая архитектура тесно была связана с каролингской (Оттоновский ренессанс). Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали византийские черты, то в Риме и Центральной Италии - античные.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.